Использование мультипликационных фильмов для формирования социально приемлемого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иванова, Н. Д. Использование мультипликационных фильмов для формирования социально приемлемого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи / Н. Д. Иванова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14952/ (дата обращения: 18.04.2024).



Даная методическая разработка предназначена для специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Предложенная система занятий, способствует оптимизации их социального опыта.

Несформированность средств общения, эмоциональная незрелость и бедный поведенческий репертуар являются главными препятствиями формирования социально адекватного поведения у дошкольников старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ТНР). Таким образом, необходимо создать условия для успешной социализации дошкольников с ТНР.

Для реализации данной задачи составлена программа по формированию социально приемлемого поведения у детей старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием мультипликационных фильмов. Специально подобранные мультипликационные фильмы служат наглядным средством формирования правильных моральных оценок и социальной компетентности детей.

При составлении программы учитывались возрастные особенности развития психических процессов, речевого развития, моторной координации детей с речевой патологией.

Материал программы способствует актуализации детьми своего личностного опыта, индивидуальных особенностей, достижений, стремлений, формированию нравственных социальных отношений.

Программа состоит из 22 занятий.

Цель программы: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста с ТНР, формирование социальной компетентности.

Задачи:

  1. Формировать у детей умение выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
  2. Развивать у детей способность к эмпатии;
  3. Способствовать осознанию детьми причинно-следственных связей между действиями и состоянием героев мультфильма;
  4. Развитие эффективного общения;
  5. Способствовать переносу детьми позитивного социального опыта в реальную жизнь;
  6. Развитие рефлексии.

Занятия с детьми проводятся с группой детей 4–6 человек. На занятиях применяются следующие технологии:

− просмотр мультипликационных фильмов

− психогимнастические упражнения;

− игры;

− беседы, дискуссии;

− проблемные ситуации;

− практические задания, этюды.

Структура занятия

− Ритуал встречи — эмоциональное объединение участников; создание положительного настроя на работу

− Просмотр мультфильма

− Беседы, обсуждение просмотренного м/ф, (прослушанного литературного произведения)

− Разыгрывание ситуаций из м/ф, литературного произведения

− Игры для актуализация личного опыта.

− Рефлексия — получение обратной связи.

− Ритуал прощания. Дети садятся в круг, высказывают пожелания на будущее, прощаются, настраиваются на дальнейшие контакты.

Ритуал встречи и прощания на протяжении всего курса остается неизменным.

В качестве примера, рассмотрим занятие с просмотром мультфильма «Можно и Нельзя» [2].

Цель занятия: закрепление представлений о безопасном поведении детей.

Задачи:

− Определение понятий «можно — нельзя»;

− Анализ опасных ситуаций, в которых может оказаться ребенок;

− Определение адекватных паттернов поведения.

Занятие начинается ритуалом приветствия, который создает положительный эмоциональный настрой, нацеливает на работу в группе, сплачивает участников. Затем педагог-психолог предлагает детям обсудить значение слов «можно» и «нельзя», спрашивает о ситуациях, в которых уместно их использовать, о важности и правильности их использования.

После беседы психолог предлагает вниманию детей просмотр мультипликационного фильма «Можно и Нельзя».

По окончании просмотра детям предлагается обсудить сюжет мультфильма, ситуации, в которые попадал герой мультфильма, их важность, значимость для него, альтернативные пути выхода из них.

Затем педагог-психолог предлагает детям разыграть ситуации из мультфильма, используя адекватные социально приемлемые паттерны поведения.

После с детьми проводится игра с мячом «Можно — нельзя» по принципу «Съедобное — несъедобное».

Занятие заканчивается подведением итогов и ритуалом прощания.

Таким образом, с помощью использования наглядных образов героев мультфильмов, дети учатся определять социально приемлемые способы поведения и применять в аналогичных жизненных ситуациях.

Предложенная система занятий, проводимых с детьми с ТНР, способствует оптимизации их социального опыта, расширяет поведенческий репертуар, развивает эмпатию.

Многолетний опыт использования данной системы занятий с дошкольниками старшего возраста с ТНР показал эффективность и значимость в развитии средств общения, эмоционального развития и социального благополучия воспитанников.

Литература:

  1. Вольковская Т. Н., Юсупова Г. Х., «Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи», М., «Книголюб», 2004
  2. Союзмультфильм, «Можно и Нельзя», 1964
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, занятие, предложенная система занятий, просмотр мультфильма, ритуал встречи, ритуал прощания, социальный опыт, старший дошкольный возраст, тяжелое нарушение речи.

Похожие статьи

Тренинг как эффективный подход к улучшению качества работы...

Ритуал прощания проводится по аналогии с ритуалом приветствия с цельюактивации положительных эмоций

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского...

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Так как у детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление, необходимо

В наших занятиях большое место отводится целенаправленной работе по стимулированию детей к

В нашем дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения и речи особое внимание...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего...

Библиографическое описание: Левченко В. В. Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности на тему «Дикие животные наших

Социально-коммуникативное развитие.

Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста... Роль педагога в работе над формированием связной речи детей. Воспитатели знакомят детей с сюжетом сказки посредством чтения, рассказывания, просмотра мультфильма, спектакля или прослушивания...

Семинар-практикум для учителей-логопедов ДОУ «Организация...»

- Поделиться опытом проведения занятий по обучению детей с нарушениями речи диалогическому общению. - Выявить наиболее рациональные формы, методы и приемы обучения детей диалогу. Конспект занятия по обучению диалогической речи детей «Дикие...

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции. Осваивается ребенком форма монолога. По мнению О. С.Ушаковой параллельно с развитием связной речи, происходит совершенствование грамматического строя речи и...

Влияние современных мультфильмов на социальное развитие...

мультфильм, социальное развитие детей старшего дошкольного возраста, педагогические возможности мультфильмов. Ключевые слова: мультфильм, дошкольный возраст, социальное развитие. В настоящее время мультипликация как вид искусства, обладает...

Исследование творческого воображения у детей старшего...

В первое занятие детям предлагается выработать единый для всех дней ритуал прощания, который должен

Особенности развития творческого воображения старших... творческое воображение, старший дошкольный возраст, развитие, ребенок, творческое воображение...

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений...

Система игровых занятий по развитию речи на основе русских народных сказок.

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие...

Похожие статьи

Тренинг как эффективный подход к улучшению качества работы...

Ритуал прощания проводится по аналогии с ритуалом приветствия с цельюактивации положительных эмоций

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского...

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Так как у детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление, необходимо

В наших занятиях большое место отводится целенаправленной работе по стимулированию детей к

В нашем дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения и речи особое внимание...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего...

Библиографическое описание: Левченко В. В. Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности на тему «Дикие животные наших

Социально-коммуникативное развитие.

Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста... Роль педагога в работе над формированием связной речи детей. Воспитатели знакомят детей с сюжетом сказки посредством чтения, рассказывания, просмотра мультфильма, спектакля или прослушивания...

Семинар-практикум для учителей-логопедов ДОУ «Организация...»

- Поделиться опытом проведения занятий по обучению детей с нарушениями речи диалогическому общению. - Выявить наиболее рациональные формы, методы и приемы обучения детей диалогу. Конспект занятия по обучению диалогической речи детей «Дикие...

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции. Осваивается ребенком форма монолога. По мнению О. С.Ушаковой параллельно с развитием связной речи, происходит совершенствование грамматического строя речи и...

Влияние современных мультфильмов на социальное развитие...

мультфильм, социальное развитие детей старшего дошкольного возраста, педагогические возможности мультфильмов. Ключевые слова: мультфильм, дошкольный возраст, социальное развитие. В настоящее время мультипликация как вид искусства, обладает...

Исследование творческого воображения у детей старшего...

В первое занятие детям предлагается выработать единый для всех дней ритуал прощания, который должен

Особенности развития творческого воображения старших... творческое воображение, старший дошкольный возраст, развитие, ребенок, творческое воображение...

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений...

Система игровых занятий по развитию речи на основе русских народных сказок.

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие...