Тьютеры в профессиональном инклюзивном образовании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2019)

Дата публикации: 06.03.2019

Статья просмотрена: 279 раз

Библиографическое описание:

Ручий, Н. Д. Тьютеры в профессиональном инклюзивном образовании / Н. Д. Ручий. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 3-4. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14895/ (дата обращения: 24.04.2024).



Ключевые слова: инклюзивное образование, тьютор, доступная среда, профессиональная среда, социальная защита.

Создание тьюторского сопровождения в профессиональной образовательной организации обусловлено необходимостью обеспечения прав обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП) на получение доступного и качественного профессионального образования. Мониторинг поступающих в образовательные учреждения, все больше показывает значимость создания такого сопровождения, для обеспечения корректного и толерантного взаимоотношения таких студентов в профессиональных учреждениях. 3

В настоящее время в российском обществе в отношении лиц с ОВЗ и инвалидов, согласно Федеральному закону от 04.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», предпринимается комплекс мер для обеспечения необходимого уровня их жизнедеятельности и социальной защиты. (1) К таким мерам принадлежат следующие: освоение жизненных и социальных навыков, реализация права на образование, содействие в трудоустройстве, создание доступной среды и адаптация в этих целях градостроительной, транспортной и иной инфраструктуры, доступ лиц с ОВЗ и инвалидов к информации (включая содействие использованию жестового языка, азбуки Брайля и иных способов и форматов общения), реабилитация и другие меры. 5

Социализация лиц с ООП требует готовности общества и государства к переосмыслению системы отношения к инвалидам и лицам с ОВЗ, признание и реализация их прав на предоставление равных возможностей в разных областях жизни, включая профессиональное образование.

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки студентов с ОВЗ, в частности тьюторского сопровождения. Это первоочередная составляющая модель в процессе инклюзивного образования любого образовательного учреждения. 4

Тьюторство — практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. 1,2

В инклюзивном образовании позиция тьютора сохраняет свою основу, но приобретает и новые, особые составляющие. Тьютор — это специалист, который организует условия для успешной интеграции студента с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с педагогом, специалистами и родителями тьютор может создать для студента благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации, что в дальнейшем способствует к построению профессиональных компетенций будущего специалиста. 6

Основываясь на программах инклюзивной формы образования в нашем учебном заведении по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» нам удобней выбрать модель тьютора, как педагога сопровождения, классного руководителя (оказывающего помощь, выполняющего рекомендации ПМПК, ведение педагогической и воспитательной работы; обеспечение координации педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых студенту специалистов на каждом этапе образовательного процесса; показывает окружающим, как следует относиться к студенту с ОВЗ, какую помощь можно ему оказать и как правильно это сделать). Что позволит применять и формы дистанционного обучения, по дисциплинам общеобразовательного цикла и специального. Так как тьютор поможет обучающемуся в достижении поставленной цели — образования, с преодолением барьерных психологических препятствий. 7

Успешность тьюторской деятельности зависит от многих факторов:

− психологическая готовность администрации и коллектива ОУ к инклюзии, принятие основных принципов;

− наличие специальных условий обучения и воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья;

− наличие необходимых специалистов или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении студентов с ОВЗ специалистами из ресурсных центров, центров психолого-педагогического развития и коррекции.

Тьюторство ‒ важный ресурс для создания эффективной, гибкой, ориентированной на студента системы образования. Введение тьюторского сопровождения в инклюзивную практику должно способствовать перестройке всей системы образования, ее индивидуализации. 4,7

Литература:

  1. Ботьева О. В. Социальная педагогика. — Томск, изд. Томского политехнического университета, 2011.
  2. Дубровская Т. А., Воронцова М. В., Кукушин В. С. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. — М.: Союз, 2011. — 364 с.
  3. Калмыков Г. А. Общая и социальная педагогика в вопросах и ответах. — М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2012.
  4. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  6. Портал психологических изданий PsyJournals.ru
  7. Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2010. — 132 с. (Школьное образование)
  8. http://edu.ifmo.ru/file/pages/207/konvenciyapoinvalidam.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивная форма образования, инклюзивное образование, образовательное учреждение.

Ключевые слова

социальная защита, инклюзивное образование, тьютор, доступная среда, профессиональная среда

Похожие статьи

Технологии инклюзивного образования как средства для...

инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная организация, толерантное отношение, москва, коррекционная педагогика, осуществление реализации программы, инклюзивная практика...

Специфика инклюзивного образования | Статья в сборнике...

Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование включает в себя ряд важных ценностных установок

ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование...

Инклюзивное образование — путь к интеграции в общество. Совместное обучение дает возможность установления контактов и упражнения в общении как детям с нарушениями здоровья, так и здоровым учащимся. Но при этом инклюзивное образование невозможно без...

Инклюзивное образование – проблемы и пути решения

Так что же такое инклюзивное образование? Инклюзивное образование (французский вариант «inclusif» – включающий в себя; от латинского

Традиционной формой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья остаются специальные (коррекционные)...

Инклюзивное образование в условиях современной...

Инклюзивное образование — процесс обучения и воспитания с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. Основа инклюзивного образования — идеология, которая исключает любую дискриминацию. Цель инклюзивного образования — поддержать...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок...

Инклюзивное образование в настоящее время является важным шагом в развитии образования не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и всей образовательной системы и является естественным продолжением программы...

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной...

Инклюзивное образование — это результат изменения отношения к людям с особыми образовательными потребностями — людям с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), которые признаются равными в правах со всеми представителями социума в...

Развитие инклюзивного образования в России | Молодой ученый

Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, но и перестройку всего процесса образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей. История становления новой системы...

Инклюзивное образование | Статья в журнале «Молодой ученый»

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий.

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной...

В статье представлена систематика трудностей реализации инклюзивного образования дошкольной образовательной организации. Инклюзивное образование является важнейшим направлением образовательной политики в Российской Федерации.

Похожие статьи

Технологии инклюзивного образования как средства для...

инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная организация, толерантное отношение, москва, коррекционная педагогика, осуществление реализации программы, инклюзивная практика...

Специфика инклюзивного образования | Статья в сборнике...

Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование включает в себя ряд важных ценностных установок

ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование...

Инклюзивное образование — путь к интеграции в общество. Совместное обучение дает возможность установления контактов и упражнения в общении как детям с нарушениями здоровья, так и здоровым учащимся. Но при этом инклюзивное образование невозможно без...

Инклюзивное образование – проблемы и пути решения

Так что же такое инклюзивное образование? Инклюзивное образование (французский вариант «inclusif» – включающий в себя; от латинского

Традиционной формой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья остаются специальные (коррекционные)...

Инклюзивное образование в условиях современной...

Инклюзивное образование — процесс обучения и воспитания с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. Основа инклюзивного образования — идеология, которая исключает любую дискриминацию. Цель инклюзивного образования — поддержать...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок...

Инклюзивное образование в настоящее время является важным шагом в развитии образования не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и всей образовательной системы и является естественным продолжением программы...

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной...

Инклюзивное образование — это результат изменения отношения к людям с особыми образовательными потребностями — людям с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), которые признаются равными в правах со всеми представителями социума в...

Развитие инклюзивного образования в России | Молодой ученый

Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, но и перестройку всего процесса образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей. История становления новой системы...

Инклюзивное образование | Статья в журнале «Молодой ученый»

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий.

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной...

В статье представлена систематика трудностей реализации инклюзивного образования дошкольной образовательной организации. Инклюзивное образование является важнейшим направлением образовательной политики в Российской Федерации.