Формирование культуры здорового питания в младшем школьном возрасте | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Цыпнятова К. М., Яковлева Е. А., Цветкова О. А. Формирование культуры здорового питания в младшем школьном возрасте [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 48-50. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14880/ (дата обращения: 18.11.2019).



Ключевые слова: младший школьный возраст (7–10 лет), психические новообразования — образования типичные для определённой возрастной категории, нарушения пищевого поведения, факторы семьи, влияющее на пищевое поведение.

В младшем школьном возрасте закладываются основные принципы здорового образа жизни, которыми ребенок будет руководствоваться в последствии. Начальная школа — это тот период детства, когда формируются очень важные психические новообразования, такие как: рефлексия и внутренний план действий. Данные новообразования опосредуют механизмы регуляции поведения младшего школьника. Рефлексия — это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия позволяет младшему школьнику оценивать собственные поступки, действия. Внутренний план действий организует деятельность, способствует удержанию целевых ориентиров, то есть работает на результат. Именно в младшем школьном возрасте важно формировать поведенческие стратегии и от того насколько верно будут сформированы данные ориентиры, будет зависеть дальнейшее качество жизни маленького человека.

Рефлексия и внутренний план действий связаны с такими понятиями, как мотивация, произвольное внимание, система отношений. В процессы рефлексии и построения внутреннего плана действий включаются тонкие душевные механизмы. Ребенку необходимо контролировать процесс, что становится возможным благодаря актуализации произвольного внимания. Для удержания целевых ориентиров и реализации плана действий также важна мотивация. Учитель, как наиболее значимый взрослый для младшего школьника, может эффективно стимулировать процесс обучения через поддержку мотивации учащихся на высоком уровне: одобрительными оценками, похвалой, демонстрацией, (путем собственного примера) правильных поведенческих реакции. Отметим, что для личности младшего школьника характерна потребность в следовании положительным эталонам в поведении.

Дети младшего школьного возраста начинают более осознанно контролировать свои поступки и поведение. Возникает разветвленная система мотивов деятельности. Ребенок данного возраста уже способен сознательно формулировать цель какого-либо занятия, тем самым мотивируя себя. Произвольность психических процессов позволяет младшему школьнику намеренно, целенаправленно управлять своим поведением, руководствуясь при этом не только сиюминутными желаниями, но и намерениями, долгосрочной перспективой.

Анализ механизмов включения новообразований в процесс развития личности младшего школьника дает педагогу инструментарий для построения обучения и воспитания школьников в вопросах здорового рационального питания.

Результатом обучения (в отношении вопроса культуры здорового питания) в соответствии с ФГОС в начальной школе является: понимание учащимися необходимости ЗОЖ, наличие знаний о строении человека, о сохранении и укреплении здоровья, формирование правил рационального питания, личной гигиены и правил безопасного поведения.

Начало систематического обучения обусловливает серию изменений в развитии ребенка. Однако следует обратить внимание на то, что формирование поведенческих реакций, особенно культуры здорового питания, связано с теми пищевыми привычками, которые сложились в семье. Воспитание у учащихся правил здорового образа жизни на одних лишь уроках окружающего мира и физической культуры не могут привести к формированию устойчивого поведения, так как всегда необходимо учитывать семейный контекст, в рамках которого осуществляется большая часть жизни ребенка. Таким образом, к процессу формирования ЗОЖ необходимо активно привлекать самих родителей.

В рамках просветительской деятельности классному руководителю важно обратить особое внимание родителей на те ошибки, которые могут повлечь серьезные последствия для ребенка в будущем. Модели пищевого поведения, которые формируются в семье могут вызывать поведенческие нарушения у детей. К подобным моделям поведения относится:

  1. Искажение рациона питания и составление его без учета потребностей растущего организма. Подобное поведение характерно для семьи, в которой родители не задумываются о формировании сбалансированного меню для ребенка, или идут на поводу у ребенка и предлагают только те продукты, которые предпочитает ребенок.
  2. «Подкрепляющее» пищевое поведение, формирующее нейронные и эмоциональные связи между питанием и подкрепляемым им поведением. Подобное поведение характерно для семей, в которых родители используют еду в качестве похвалы. «Сделал уроки. Молодец! Вот тебе конфетка». Таким образом, у ребенка формируется механизм эмоциональной компенсации, то есть «когда мне не достает внимания, похвалы, я съем конфетку». Возможен другой вариант подкрепляющего поведения, когда бабушка говорит внуку: «Съешь все, будешь большой молодец». В результате младший школьник стремиться к получению похвалы, одобрения, начинает активно есть и просить добавки, так он получает свою порцию эмоционального подкрепления.
  3. Семейные пищевые паттерны, то есть пищевые предпочтения, которые преобладают в семье и передаются ребенку. Так, например, обилие в рационе семьи мучного/жаренного, отсутствие овощей и фруктов является пищевым паттерном. Младшие школьники усваивают пищевые привычки родителей, так как характерным для данного возраста является пример взрослых, следование предложенным эталонам поведения.
  4. Искажение телесных связей в регуляции питания. Подобное поведение характерно для семей, где детям навязывается прием пищи, даже если ребенок не голоден. В подобной ситуации происходит потеря или «подмена» у ребенка ощущение голода/жажды в связи с «насильственным» кормлением.

На каждом этапе онтогенетического развития человек приобретает ряд личностных качеств и свойств, которые в дальнейшем являются фундаментом для возникновения новообразований личности. Поэтому так важно заложить в младшем школьном возрасте правильные поведенческие конструкты здорового питания.

Литература:

  1. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Хрестоматия по детской психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. и ред. Г. В. Бурменская. — М., 1996. — С. 187–213.
  2. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка. Хрестоматия по детской психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. и ред. Г. В. Бурменская. — М., 1996. — 385с.
  3. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы образования /Ред. Безруких М. М., Сонькин В. Д.– М.: МГФПШК, 2004. — 380с.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьник, младший школьный возраст, ребенок, внутренний план действий, здоровое питание, пищевое поведение, подобное поведение, начальная школа, произвольное внимание, здоровый образ жизни.

Ключевые слова

нарушения пищевого поведения, младший школьный возраст (7–10 лет), психические новообразования — образования типичные для определённой возрастной категории, факторы семьи, влияющее на пищевое поведение

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде. Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

С самого младшего возраста в школе необходимо воспитывать понимание необходимости заботы о здоровье и стремление к

К особенностям формирования здорового образа жизни у младших школьников можно отнести составление портфолио «Мой здоровый образ жизни».

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

младший школьник, здоровый образ жизни, ребенок, нравственное здоровье, безопасность питания, личная гигиена, домашнее задание, Длительное сидение

Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Формирование у школьников навыков здорового питания

Пищевое поведение людей зависит от многих факторов

Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник.

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Произвольное внимание — еще одно новообразование младшего школьного возраста, фактор который имеет значение не только для хорошей учёбы в младших классах и последующей средней школе, но и для будущей жизни ребенка.

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни...

В статье поднимается проблема формирования здорового образа жизни у младших школьников и обосновывается ее актуальность на современном этапе развития школы, а также представлены результаты исследования данной проблемы.

Личная гигиена младшего школьника | Статья в журнале...

Для укрепления знаний детей младшего школьного возраста о гигиене, проводятся классные часы, на темы

здоровый образ жизни, безопасный образ жизни, культура здоровья, здоровье

младший школьник, здоровый образ жизни, ребенок, нравственное здоровье...

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего...

Здоровый образ жизни — это «мировоззренческая и поведенческая система человека, обеспечивающая его физическое

Юрченко М. С. Модель развития преемственности формирования здорового образа жизни детей в системе «ДОУ — начальная школа»...

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания...

Процесс воспитания здорового образа жизни младшего школьника дает ощутимый педагогический эффект, если в данном процессе не последняя роль отведена родителям, а точнее совместной деятельности школы, родителей и детей.

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде. Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

С самого младшего возраста в школе необходимо воспитывать понимание необходимости заботы о здоровье и стремление к

К особенностям формирования здорового образа жизни у младших школьников можно отнести составление портфолио «Мой здоровый образ жизни».

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

младший школьник, здоровый образ жизни, ребенок, нравственное здоровье, безопасность питания, личная гигиена, домашнее задание, Длительное сидение

Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Формирование у школьников навыков здорового питания

Пищевое поведение людей зависит от многих факторов

Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник.

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Произвольное внимание — еще одно новообразование младшего школьного возраста, фактор который имеет значение не только для хорошей учёбы в младших классах и последующей средней школе, но и для будущей жизни ребенка.

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни...

В статье поднимается проблема формирования здорового образа жизни у младших школьников и обосновывается ее актуальность на современном этапе развития школы, а также представлены результаты исследования данной проблемы.

Личная гигиена младшего школьника | Статья в журнале...

Для укрепления знаний детей младшего школьного возраста о гигиене, проводятся классные часы, на темы

здоровый образ жизни, безопасный образ жизни, культура здоровья, здоровье

младший школьник, здоровый образ жизни, ребенок, нравственное здоровье...

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего...

Здоровый образ жизни — это «мировоззренческая и поведенческая система человека, обеспечивающая его физическое

Юрченко М. С. Модель развития преемственности формирования здорового образа жизни детей в системе «ДОУ — начальная школа»...

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания...

Процесс воспитания здорового образа жизни младшего школьника дает ощутимый педагогический эффект, если в данном процессе не последняя роль отведена родителям, а точнее совместной деятельности школы, родителей и детей.