Проектная деятельность по экологии «В мире деревьев» в дошкольной организации | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Быхова Н. О., Сухорукова Г. А. Проектная деятельность по экологии «В мире деревьев» в дошкольной организации [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 11-13. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14873/ (дата обращения: 18.06.2019).



Экологическое воспитание подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Дошкольники восторгаются при виде цветочка и в тоже время могут бездумно сломать ветку дерева, оторвать ящерице хвост.

Главная цель экологического воспитания — формирование основ экологической культуры, то есть правильного отношения ребенка к природе, к себе и людям как части природы.

Перед государством, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Поэтому на современном этапе работы с дошкольниками всё больше внимания уделяется поисково-исследовательской и проектной деятельности.

В ходе реализации проектной деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметом и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире живой природы.

Используемое в современной терминологии в области педагогики и психологии понятие «проектная деятельность» стали применять совсем недавно. В содержание данного понятия вкладываются основы метода проектов.

Слово «проект» происходит от латинского слова projects, что означает брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает путь исследования. Итак, проект — это замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования расчетов, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX века. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» [1]. Его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником У. Х. Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. [6; 16]

В настоящее время метод проектной деятельности — неотъемлемая часть образовательного процесса. Он мотивирует обучающихся на развитие творческих способностей, самостоятельную работу, поиск информации и получение окончательного продукта.

Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений подробно рассмотрен в научных трудах Т. А. Данилиной, Л. С. Киселевой, Т. С. Ладоги, где данный метод понимается как, вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Хотим остановится на одном из проектов по экологии «В мире деревьев».

Был придуман девиз проекта: «Ярче, ярче солнышко с неба нам светит, выше, выше деревце над землей расти, пусть услышат веточки детский голосок, пусть с любовью вырастит деревца росток».

Участники проекта: дети подготовительной группы (6–7 лет).

Состав проектной группы: дети, родители, воспитатели.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: долгосрочный.

Цель проекта: формирование познавательно-исследовательских знаний, представлений о жизни деревьев, их взаимосвязях с окружающей средой, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед.

Задачи:

– Обучающие:

  • формировать у детей представления о деревьях;
  • формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

– Развивающие:

  • развивать умственные способности сравнения и обобщения;
  • развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг, любознательность, наблюдательность;
  • приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовать интересы;
  • развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
  • развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

– Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональные к деревьям, общения с ними на равных;
  • воспитывать любовь к природе, желание оберегать её, охранять.

Предполагаемый результат:

– формируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

– приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на её нравственно-эстетическом и практическом знании для человека;

– создание на групповом участке экологически благоприятной среды для наблюдений и опытно-экспериментальной деятельности по проекту;

– совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей и воспитанников о росте и развитии деревьев, а также повышение уровня их экологического сознания.

Этапы проекта:

I этап: Подготовительный:

– Определение актуальности и проблемы проекта;

– Постановка цели и задач проекта;

– Подбор наглядного материала, литературы, пособий, дидактических игр по теме;

– Разработка занятий, бесед, мероприятий;

– Создание предметно-пространственной развивающей среды.

– Перед началом работы по проекту мы провели с детьми беседу о деревьях. Выяснили их представления о деревьях, их отношение к ним.

– Как зовут дерево?

– Какого ты роста?

– Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?

– Есть ли у тебя цветы?

– Какие семена согреют на месте твоих цветов?

– Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?

– Какая у тебя кора (цвет, гладкая или шероховатая)?

Дети знакомятся с литературой, участвуют в играх, наблюдениях. Рассматривают стихи, загадки. Помогают педагогам в подборе необходимого материала, пополняют развивающую среду.

Привлекались родители к участию в проекте, совместно с детьми изготовили кормушки для птиц, сделали гербарий.

Таблица 1

План проектной деятельности сдетьми

Месяц

Работа сдетьми

Октябрь

Рисование на тему: «Золотая осень»

КИД в технике оригами на тему: «Кленовый лист»

ФЦКМ «Деревья, кустарники и растения осенью»

Участие в открытом занятии по ФЦКМ на тему:

«В мире деревьев»

Ноябрь

Лепка из природного материала

Беседа на тему: «Почему осенью собирают гербарий»

Рисование на тему: «Деревья осенью»

Январь

Исследовательская деятельность

Май

Беседа на тему: «Весна пришла, деревья разукрасила»

Беседа на тему: «Люблю березку русскую»

Беседа на тему: «Леса весной»

II этап: Основной (Реализация проекта):

– Проводится совместная работа с детьми, включающая наблюдения за жизнью деревьев.

– Проведение исследований (корни, ветки, почки, листья, цветение, семена, почва, свет).

– Сочетают деятельность с рисованием, аппликацией, оригами, играми, конструированием.

– Участвуют в трудовой деятельности: уборка территории участка от опавших листьев, утепление корней снегом зимой, рыхление земли способствует росту весной.

– Закрепляют правила поведения в природе во время экскурсий, отдыха. Играют в различные игры, разучивают стихи, загадки, потешки.

– Продолжают пополнять развивающую среду, участвуют в сборе семян и листьев деревьев, изготовлении гербария, помогают детям определить последовательность работы.

– Экспериментальная деятельность по проекту.

– Консультации для родителей.

– Слушание и пение детских песен.

III этап: Завершающий:

– Проводится анализ и обобщение результатов работы.

– Закрепляются знания детей по теме.

– Проводят диагностическое обследование.

– Разрабатывают рекомендации воспитателям.

– Изготавливают поделки для выставки из природного материала.

– Составляют гербарий листьев.

Результаты проекта:

Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев. Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:

– Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем.

– Знать строение дерева: корень, ствол, ветви, почки, листья, семена.

– Любить свой край, любить природу!

По окончании проекта уровень знаний детей о деревьях повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе, повышению познавательного интереса.

Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из бесед с родителями.

Литература:

  1. Горлицкая, С. И. История метода проектов/С. И. Горлицкая// Компьютерные инструменты в образовании. — 2001. — № 5. — С.95–98.
  2. Иванова, А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. — М.: ТЦ «Сфера», 2009. — 240 с.
  3. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду». — М.: Мозаика-Синтез, 2013. — 247 с.
  4. Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду, М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 112 с.
  5. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 110 с.
  6. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. — М.: АРКТИ, 2005. — 80 с.
  7. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 104 с.
  8. Шорыгина, Т. А. Деревья. Какие они? — М.: Гном, 2006. — 64 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проектная деятельность, беседа, дерево, природа, проект, природный материал, познавательный интерес, исследовательская деятельность, экологическое воспитание.

Похожие статьи

Экологическое воспитание дошкольников посредством...

Ключевые слова: экологическое воспитание, проектная деятельность, виды проектов, структура

Изучение проектной деятельности, как формы обучения детей дошкольного возраста

исследовательско-познавательные проекты, т. е. совместные эксперименты...

Технология проектной деятельности как эффективная форма...

проектная деятельность, экологическая культура, экологическое воспитание, ребенок, природа, неживая природа, исследовательская деятельность, информационный поиск, дошкольное детство...

Педагогический проект «Стань природе другом» | Молодой ученый

Наибольший интерес для детей представляет познавательно-исследовательская деятельность, в которой ребенок не только теоретически узнает эти правила, но и сможет сам объяснить причинно-следственные связи в природе. Эксперименты: «Что растворяется в...

Проектная деятельность в первой младшей группе по...

Цель проекта: на примере ближнего природного окружения познакомить детей с

Вызвать интерес к посильной для них трудовой и природо – охранной деятельности.

Знакомство детей с природой и экологическое воспитание продолжается на занятиях, во время экскурсий.

Проектная деятельность как средство развития у старших...

Ключевые слова: познавательный интерес; самостоятельная познавательная деятельность; проектная деятельность.

Развитие познавательного интереса как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность...

Исследовательская деятельность и экологическое...

Исследовательская деятельность и экологическое образование учащихся. Автор: Сметанина Татьяна Карловна.

В 21 веке проблема состояния окружающей среды, загрязнения и истощения природных ресурсов приобретает первостепенное значение.

Проект как средство экологического образования младших...

Статья посвящена проблеме экологического образования в школе посредством проектной деятельности. Автором разработан комплекс проектов экологической направленности, направленный на повышение у младших школьников уровня экологических знаний и...

Особенности использования метода проектов в экологическом...

Основа этого метода — самостоятельная деятельность детейисследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок

Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес к различным областям экологических представлений.

Познавательное развитие дошкольников в процессе...

Поэтому, я считаю познавательное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания на сегодняшний день актуально. В связи с тем, что данная тема ассоциируется с природой, я решила представить свой опыт работы на примере природного объекта — дерева.

Похожие статьи

Экологическое воспитание дошкольников посредством...

Ключевые слова: экологическое воспитание, проектная деятельность, виды проектов, структура

Изучение проектной деятельности, как формы обучения детей дошкольного возраста

исследовательско-познавательные проекты, т. е. совместные эксперименты...

Технология проектной деятельности как эффективная форма...

проектная деятельность, экологическая культура, экологическое воспитание, ребенок, природа, неживая природа, исследовательская деятельность, информационный поиск, дошкольное детство...

Педагогический проект «Стань природе другом» | Молодой ученый

Наибольший интерес для детей представляет познавательно-исследовательская деятельность, в которой ребенок не только теоретически узнает эти правила, но и сможет сам объяснить причинно-следственные связи в природе. Эксперименты: «Что растворяется в...

Проектная деятельность в первой младшей группе по...

Цель проекта: на примере ближнего природного окружения познакомить детей с

Вызвать интерес к посильной для них трудовой и природо – охранной деятельности.

Знакомство детей с природой и экологическое воспитание продолжается на занятиях, во время экскурсий.

Проектная деятельность как средство развития у старших...

Ключевые слова: познавательный интерес; самостоятельная познавательная деятельность; проектная деятельность.

Развитие познавательного интереса как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность...

Исследовательская деятельность и экологическое...

Исследовательская деятельность и экологическое образование учащихся. Автор: Сметанина Татьяна Карловна.

В 21 веке проблема состояния окружающей среды, загрязнения и истощения природных ресурсов приобретает первостепенное значение.

Проект как средство экологического образования младших...

Статья посвящена проблеме экологического образования в школе посредством проектной деятельности. Автором разработан комплекс проектов экологической направленности, направленный на повышение у младших школьников уровня экологических знаний и...

Особенности использования метода проектов в экологическом...

Основа этого метода — самостоятельная деятельность детейисследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок

Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес к различным областям экологических представлений.

Познавательное развитие дошкольников в процессе...

Поэтому, я считаю познавательное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания на сегодняшний день актуально. В связи с тем, что данная тема ассоциируется с природой, я решила представить свой опыт работы на примере природного объекта — дерева.