Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Организация домашней работы при обучении решению задач на движение (из опыта работы)

5. Педагогика общеобразовательной школы
25.02.2019
91
Поделиться
Библиографическое описание
Организация домашней работы при обучении решению задач на движение (из опыта работы) / О. М. Панкова, В. И. Куриленко, Л. В. Скокова [и др.]. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14871/.


Связь урока с самостоятельной работой учащихся дома, их преемственность во многом определяется тем, как учитель готовит учащихся к выполнению домашнего задания и как затем проверяет его выполнение на уроке.

Если изучается новая тема и на дом даются задания на закрепление материала, который рассматривается на уроке, то, естественно, никаких проблем в этом плане не возникает. Но есть целый ряд вопросов, которые распределены по всему курсу, и учащиеся возвращаются к ним время от времени. Такой, например, вопрос в 4 классе — решение задач на движение.

Учащиеся решают эти задачи параллельно с изучением других вопросов курса, поэтому учитель просто задает на дом задачу на движение, никак не подготавливая детей к самостоятельной работе с ней. Это не может не сказаться на самостоятельном решении этих задач дома. Не имея соответствующей подготовки к выполнению домашнего задания, учащиеся часто прибегают к помощи родителей.

Чтобы избежать этого и обеспечить самостоятельность учащихся при выполнении домашнего задания, необходимо тщательно продумывать тот этап урока, который связан с задаванием домашних заданий и их проверкой.

Приведем различные приемы организации этой работы, которые использовались нами в практике.

Рассмотрим фрагменты первых шести уроков по теме «Скорость, время, расстояние», которые непосредственно связаны с решением задач на движение.

Ставя на первом уроке цель — научить учащихся находить скорость по известному времени и расстоянию, я уделяю большое внимание разъяснению такого понятия, как скорость.

Для этой цели под руководством учителя решается задача: 1) Поезд был в пути 3 ч и всего прошел 180 км. В течение каждого часа он проходил одинаковое расстояние. Сколько километров поезд проходит каждый час? 2) За 10 мин самолет пролетел 150 км, пролетая в каждую минуту одинаковое расстояние. Сколько километров пролетал он в каждую минуту?

Затем рассматривается другая задача и составляется таблица, аналогичная той, которая дана в учебнике. Таблица чертится на целом листе тетради.

Предлагается еще три задачи, данные и искомое которых учащиеся заносят в таблицу:

Скорость

Время

Расстояние

Пешеход?

Машина?

Лыжник?

Лошадь?

3 ч

3 ч

3 ч

3 ч

120 км

180 км

54 км

39 км

Устно выясняются вопросы: на сколько километров скорость машины больше скорости лыжника? На сколько километров скорость лошади меньше скорости машины? И т. д.

На дом дается задача: «Расстояние в 240 км товарный поезд прошел за 6 ч, а пассажирский — за 4 ч. На сколько скорость пассажирского поезда больше скорости товарного поезда?» — с указаниями занести данные этой задачи в таблицу, которую дети начертили в классе, а затем решить задачу по действиям.

На следующем уроке, цель которого — научить учащихся находить расстояние по известному — скорости и времени, продолжается работа с той же таблицей.

Учитель предлагает детям открыть тетради и ответить на вопросы: сколько километров пройдет лыжник за 2 ч? за 4 ч? за 6 ч? Как вы это узнали? Сколько километров пройдет пассажирский поезд за 3 ч? за 2 ч И т. д.

Закрепляя зависимость между скоростью, временем и расстоянием, учащиеся упражняются в устных вычислениях.

Затем дети читают следующую задачу и самостоятельно записывают ее в таблицу. После решения задачи они отвечают на вопросы какое расстояние проедет мотоциклист, если он еще 1 ч будет ехать со скоростью 90 км? Л если он еще будет ехать 2 ч со скоростью 80 км в час?

Затем рассматривается задача: «Туристы за день прошли пешком 18 км и проехали 2 ч на автобусе со скоростью 45 км в час. Какой путь проделали туристы за день?»

Учащиеся читают задачу и выполняют в классе чертеж к ней. Решение разбирается устно.

Задание на дом: пользуясь таблицей скоростей, составить аналогичную задачу (сначала туристы ехали на лошади, потом на поезде, а потом летели на самолете ТУ-144). Время движения определить самим. Сделать чертеж к задаче.

Такое домашнее задание вызывает интерес. В процессе его выполнения учащиеся не только закрепляют материал, пройденный на уроке, но и готовят материал к следующей уроку.

Третий урок начинается с проверю домашнего задания.

На доске начерчена таблица:

Скорость

Время

Расстояние

Лошадь 13 км в час

Поезд 60 км в час

Самолет ТУ-144 2500 км в час

Учащиеся называют скорости движения лошади, поезда и самолета. После занесения данных в таблицу учащиеся отвечают на следующие вопросы учителя: как. найти время, за которое лошадь пройдет расстояние в 26 км, 39 км, 130 км? Время, за которое поезд пройдет расстояние 120 км, 180 км, 240 км? Время, за которое самолет пролетит расстояние 2 500. км, 5 000 км, 7 500 км?

Затем рассматривается задача: «Велосипедисту нужно проехать 34 км. Он уже проехал 2 ч со скоростью 14 км в час, Какое расстояние ему осталось проехать?»

Работа организуется следующим образом.

На доске чертеж, который учащиеся должны дополнить числовыми данными.

В то время как один из учеников выполняет задание на доске, класс решает задачу устно.

Затем учащиеся самостоятельно записывают задачу в таблице: «Расстояние от города до дачного поселка велосипедист проехал за 3 ч со скоростью 16 км в час. Возвращаясь обратно, он то же расстояние проехал за 4 ч. С какой скоростью ехал велосипедист на обратном пути?»

Скорость

Время

Расстояние

Туда 16 км в час

Обратно?

3 ч

4 ч

Одинаково

Задание на Дом: записать решение этой задачи по действиям.

Проверка домашнего задания проводится по следующим вопросам: с одинаковой ли скоростью ехал велосипедист от города до дачного поселка и обратно? Куда он ехал быстрее: в город или из города? На сколько он уменьшил скорость, возвращаясь в город? А какое расстояние он проехал бы за 4 ч, если бы не снижал скорость? При ответе на последние два вопроса обращается внимание учащихся на тот факт, что если уменьшается скорость то увеличивается время движения и наоборот. Затем повторяется соотношение единиц времени: 1ч = 60 мин, 1 мин = 60 с.

Учащиеся рассматривают рисунок к задаче и определяют, какая скорость соответствует человеку, самолету, ракете, машине, черепахе. Делается обобщение, что скорость — это расстояние, пройденное за единицу времени, и проводится беседа по вопросам: какие единицы времени вам известны? (Час, минута, секунда.) Скорость машины 60 км в час. Можно ли узнать, сколько километров машина проходит в минуту? (1 км в мин.) Скорость электропоезда 60 км в час. Какова его скорость в минуту? Скорость пассажирского самолета 420 км в час. Какова его скорость в минуту?

Далее учащиеся вновь возвращаются к рисунку и отвечают на вопросы: сколько метров пройдет черепаха за 1 ч? Сколько километров пролетит ракета за 1 мин? Сравните скорости машины и самолета; ракеты и черепахи; машины и человека.

Перевод одних единиц скорости в другие является трудным вопросом, поэтому учащиеся выполняют эту работу под руководством учителя. Чтобы они поняли, для чего необходим этот перевод единиц, им предлагаются задания на сравнение скоростей, выраженных в одинаковых единицах.

Анализируя приведенные уроки, можно выделить следующие виды домашних заданий, которые использовались при решении задач на движение: Заполнение таблицы, составленной на уроке.

Составление задачи, аналогичной той, которая была рассмотрена на уроке; работа со справочным материалом.

Запись решения задачи, разобранной в классе.

Постановка вопросов к денному условию.

Выполнение чертежа к задаче.

Составление обратных задач и выполнение к ним чертежей.

Решение задач различными способами.

Составление и решение задачи по данному чертежу.

Разнообразные виды заданий положительно влияют на результаты выполнения домашней работы, на активизацию учащихся при их проверке в том случае, если проверка домашней задачи органически входит в урок и подготавливает учащихся к изучению нового материала.

Для этой цели используются разнообразные приемы проверки домашних заданий, такие, как преобразование задачи, решенной дома; сравнение задачи, решенной дома и рассматриваемой в классе; постановка дополнительных вопросов к домашней задаче; самоконтроль (сопоставление чертежа с чертежом, самостоятельно выполненным дома); анализ готового решения задачи, записанного в форме уравнения; сравнение результатов алгебраического и арифметического способов решения задачи.

Такая организация домашней работы (ее задавание и проверка) способствуют практической реализации всех ее функций: закреплению и углублению знаний, воспитанию творческого воображения, формированию интереса к предмету.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный