Организация домашней работы при обучении решению задач на движение (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Организация домашней работы при обучении решению задач на движение (из опыта работы) / О. М. Панкова, В. И. Куриленко, Л. В. Скокова [и др.]. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14871/ (дата обращения: 21.11.2024).



Связь урока с самостоятельной работой учащихся дома, их преемственность во многом определяется тем, как учитель готовит учащихся к выполнению домашнего задания и как затем проверяет его выполнение на уроке.

Если изучается новая тема и на дом даются задания на закрепление материала, который рассматривается на уроке, то, естественно, никаких проблем в этом плане не возникает. Но есть целый ряд вопросов, которые распределены по всему курсу, и учащиеся возвращаются к ним время от времени. Такой, например, вопрос в 4 классе — решение задач на движение.

Учащиеся решают эти задачи параллельно с изучением других вопросов курса, поэтому учитель просто задает на дом задачу на движение, никак не подготавливая детей к самостоятельной работе с ней. Это не может не сказаться на самостоятельном решении этих задач дома. Не имея соответствующей подготовки к выполнению домашнего задания, учащиеся часто прибегают к помощи родителей.

Чтобы избежать этого и обеспечить самостоятельность учащихся при выполнении домашнего задания, необходимо тщательно продумывать тот этап урока, который связан с задаванием домашних заданий и их проверкой.

Приведем различные приемы организации этой работы, которые использовались нами в практике.

Рассмотрим фрагменты первых шести уроков по теме «Скорость, время, расстояние», которые непосредственно связаны с решением задач на движение.

Ставя на первом уроке цель — научить учащихся находить скорость по известному времени и расстоянию, я уделяю большое внимание разъяснению такого понятия, как скорость.

Для этой цели под руководством учителя решается задача: 1) Поезд был в пути 3 ч и всего прошел 180 км. В течение каждого часа он проходил одинаковое расстояние. Сколько километров поезд проходит каждый час? 2) За 10 мин самолет пролетел 150 км, пролетая в каждую минуту одинаковое расстояние. Сколько километров пролетал он в каждую минуту?

Затем рассматривается другая задача и составляется таблица, аналогичная той, которая дана в учебнике. Таблица чертится на целом листе тетради.

Предлагается еще три задачи, данные и искомое которых учащиеся заносят в таблицу:

Скорость

Время

Расстояние

Пешеход?

Машина?

Лыжник?

Лошадь?

3 ч

3 ч

3 ч

3 ч

120 км

180 км

54 км

39 км

Устно выясняются вопросы: на сколько километров скорость машины больше скорости лыжника? На сколько километров скорость лошади меньше скорости машины? И т. д.

На дом дается задача: «Расстояние в 240 км товарный поезд прошел за 6 ч, а пассажирский — за 4 ч. На сколько скорость пассажирского поезда больше скорости товарного поезда?» — с указаниями занести данные этой задачи в таблицу, которую дети начертили в классе, а затем решить задачу по действиям.

На следующем уроке, цель которого — научить учащихся находить расстояние по известному — скорости и времени, продолжается работа с той же таблицей.

Учитель предлагает детям открыть тетради и ответить на вопросы: сколько километров пройдет лыжник за 2 ч? за 4 ч? за 6 ч? Как вы это узнали? Сколько километров пройдет пассажирский поезд за 3 ч? за 2 ч И т. д.

Закрепляя зависимость между скоростью, временем и расстоянием, учащиеся упражняются в устных вычислениях.

Затем дети читают следующую задачу и самостоятельно записывают ее в таблицу. После решения задачи они отвечают на вопросы какое расстояние проедет мотоциклист, если он еще 1 ч будет ехать со скоростью 90 км? Л если он еще будет ехать 2 ч со скоростью 80 км в час?

Затем рассматривается задача: «Туристы за день прошли пешком 18 км и проехали 2 ч на автобусе со скоростью 45 км в час. Какой путь проделали туристы за день?»

Учащиеся читают задачу и выполняют в классе чертеж к ней. Решение разбирается устно.

Задание на дом: пользуясь таблицей скоростей, составить аналогичную задачу (сначала туристы ехали на лошади, потом на поезде, а потом летели на самолете ТУ-144). Время движения определить самим. Сделать чертеж к задаче.

Такое домашнее задание вызывает интерес. В процессе его выполнения учащиеся не только закрепляют материал, пройденный на уроке, но и готовят материал к следующей уроку.

Третий урок начинается с проверю домашнего задания.

На доске начерчена таблица:

Скорость

Время

Расстояние

Лошадь 13 км в час

Поезд 60 км в час

Самолет ТУ-144 2500 км в час

Учащиеся называют скорости движения лошади, поезда и самолета. После занесения данных в таблицу учащиеся отвечают на следующие вопросы учителя: как. найти время, за которое лошадь пройдет расстояние в 26 км, 39 км, 130 км? Время, за которое поезд пройдет расстояние 120 км, 180 км, 240 км? Время, за которое самолет пролетит расстояние 2 500. км, 5 000 км, 7 500 км?

Затем рассматривается задача: «Велосипедисту нужно проехать 34 км. Он уже проехал 2 ч со скоростью 14 км в час, Какое расстояние ему осталось проехать?»

Работа организуется следующим образом.

На доске чертеж, который учащиеся должны дополнить числовыми данными.

В то время как один из учеников выполняет задание на доске, класс решает задачу устно.

Затем учащиеся самостоятельно записывают задачу в таблице: «Расстояние от города до дачного поселка велосипедист проехал за 3 ч со скоростью 16 км в час. Возвращаясь обратно, он то же расстояние проехал за 4 ч. С какой скоростью ехал велосипедист на обратном пути?»

Скорость

Время

Расстояние

Туда 16 км в час

Обратно?

3 ч

4 ч

Одинаково

Задание на Дом: записать решение этой задачи по действиям.

Проверка домашнего задания проводится по следующим вопросам: с одинаковой ли скоростью ехал велосипедист от города до дачного поселка и обратно? Куда он ехал быстрее: в город или из города? На сколько он уменьшил скорость, возвращаясь в город? А какое расстояние он проехал бы за 4 ч, если бы не снижал скорость? При ответе на последние два вопроса обращается внимание учащихся на тот факт, что если уменьшается скорость то увеличивается время движения и наоборот. Затем повторяется соотношение единиц времени: 1ч = 60 мин, 1 мин = 60 с.

Учащиеся рассматривают рисунок к задаче и определяют, какая скорость соответствует человеку, самолету, ракете, машине, черепахе. Делается обобщение, что скорость — это расстояние, пройденное за единицу времени, и проводится беседа по вопросам: какие единицы времени вам известны? (Час, минута, секунда.) Скорость машины 60 км в час. Можно ли узнать, сколько километров машина проходит в минуту? (1 км в мин.) Скорость электропоезда 60 км в час. Какова его скорость в минуту? Скорость пассажирского самолета 420 км в час. Какова его скорость в минуту?

Далее учащиеся вновь возвращаются к рисунку и отвечают на вопросы: сколько метров пройдет черепаха за 1 ч? Сколько километров пролетит ракета за 1 мин? Сравните скорости машины и самолета; ракеты и черепахи; машины и человека.

Перевод одних единиц скорости в другие является трудным вопросом, поэтому учащиеся выполняют эту работу под руководством учителя. Чтобы они поняли, для чего необходим этот перевод единиц, им предлагаются задания на сравнение скоростей, выраженных в одинаковых единицах.

Анализируя приведенные уроки, можно выделить следующие виды домашних заданий, которые использовались при решении задач на движение: Заполнение таблицы, составленной на уроке.

Составление задачи, аналогичной той, которая была рассмотрена на уроке; работа со справочным материалом.

Запись решения задачи, разобранной в классе.

Постановка вопросов к денному условию.

Выполнение чертежа к задаче.

Составление обратных задач и выполнение к ним чертежей.

Решение задач различными способами.

Составление и решение задачи по данному чертежу.

Разнообразные виды заданий положительно влияют на результаты выполнения домашней работы, на активизацию учащихся при их проверке в том случае, если проверка домашней задачи органически входит в урок и подготавливает учащихся к изучению нового материала.

Для этой цели используются разнообразные приемы проверки домашних заданий, такие, как преобразование задачи, решенной дома; сравнение задачи, решенной дома и рассматриваемой в классе; постановка дополнительных вопросов к домашней задаче; самоконтроль (сопоставление чертежа с чертежом, самостоятельно выполненным дома); анализ готового решения задачи, записанного в форме уравнения; сравнение результатов алгебраического и арифметического способов решения задачи.

Такая организация домашней работы (ее задавание и проверка) способствуют практической реализации всех ее функций: закреплению и углублению знаний, воспитанию творческого воображения, формированию интереса к предмету.

Основные термины (генерируются автоматически): скорость, задача, домашнее задание, учащийся, расстояние, час, время, решение задач, скорость машины, урок.