Методика проблемного обучения — эффективный способ развития интеллекта обучающихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Емельянова, И. А. Методика проблемного обучения — эффективный способ развития интеллекта обучающихся / И. А. Емельянова, Е. П. Подушко, Л. А. Шавернева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 30-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14864/ (дата обращения: 23.11.2024).



Ставьте ребенку вопросы, доступные его пониманию и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял.

Французский философ Ж. Ж. Руссо

За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

Как привлечь младших школьников к спору с учителем, который «все знает»? Это бывает, конечно, порой очень трудно. Ведь ученик заранее согласен с тем, что скажет учитель. Такая тенденция сохраняется очень долго, она блокирует свободную творческую, самостоятельную мысль ребят.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить

−становление личности младшего школьника,

−раскрытие его индивидуальных возможностей.

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

− младшие школьники не могут полностью реализовать свои потенциальные возможности на уроках, так как у них недостаточно развиты познавательные процессы;

− познавательный интерес ослабевает как в течение урока, так и во время всего процесса обучения в начальной школе;

− учащиеся испытывают трудности при выполнении заданий, требующих самостоятельной постановки вопроса, проблемы, поиска путей её решения;

− современная педагогика ставит перед учителем новые цели, что влечёт за собой изменения в его деятельности, а в различных методических пособиях недостаточно чётко и подробно выписаны методы и приёмы работы.

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Поэтому главное направление новых стандартов — усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.

И здесь особая ответственность за ученические успехи ложится на плечи первого учителя — учителя начальной школы, так как в начальных классах активно совершенствуются достижения дошкольного развития, либо компенсируются пробелы дошкольного образования. Решается приоритетная общеучебная задача: формируются желание и умение учиться, готовность к самообразованию; активно развиваются речь и логическое мышление. Формируются умение общаться и жить вместе, базовые учебные умения, закладываются социальные, ценностные и поведенческие нормы и навыки.

Я считаю, что решение этих задач невозможно без деятельностного подхода в обучении. Одним из дидактических принципов деятельностного обучения является принцип деятельности, суть которого заключается в том, что ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (он становится субъектом). Реализовать данный принцип невозможно без использования технологии проблемного обучения.

Технология проблемного обучения позволяет учащимся самостоятельно открывать знания, даёт развёрнутый ответ на вопрос, как учить, чтобы обучающиеся могли ставить и решать проблемы, подтверждая мысль кого-то из великих о том, что ничему нельзя научить — можно только научиться.

Произошедшие изменения повлекли за собой разработку широкого спектра технологий обучения, в частности деятельностной.

Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения». При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей.

Систематическое и методически правильное применение деятельностного метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивают не только учебную деятельность учащихся, но и повышают качество образования.

Проблемное обучение — это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж. Ж. Руссо. Ж. Ж. Руссо (1712–1778) писал об учащихся так: «пусть он достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а постигает ее сам». Так, немецкому педагогу А.Дистервергу принадлежит афоризм, который можно также назвать предпосылкой всего проблемного обучения: «Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит ее находить».

Литература:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Информационный сборник //Оленегорск: комитет по образованию, МУО «ИМЦ», 2009.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (проект). Начальное общее образование.
  5. С. И. Брызгалова «Проблемное обучение в начальной школе» / Калининградский государственный университет, Калининград, 1998 г.
  6. Н. Ф. Виноградова «Создание проблемных ситуаций и обсуждение гипотез». Методические рекомендации / М.: Вентана-Граф, 2002.
  7. И. А. Ильницкая «Проблемные ситуации и пути их создания на уроке» / М., Педагогика, 1985.
  8. А. М. Матюшкин «Актуальные вопросы проблемного обучения» / М., Педагогика, 1972.
  9. Е. Л. Мельникова «Проблемный урок в начальной школе» // Начальная школа: плюс-минус, 1999 г., № 6, 7, 8.
  10. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. — Ростов-на-Дону, 1970.
Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, начальная школа, прием работы.

Похожие статьи

Интерактивный метод обучения как средство повышения интереса ученика к изучаемому предмету

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Технология проблемного обучения и самостоятельная деятельность обучающегося

Использование проблемного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся

Исследовательская деятельность учащихся — один из способов повышения учебной мотивации

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников

Интерактивные методы обучения как способ повышения мотивации обучающихся

Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования

Образовательная технология развития критического мышления — основа компьютерных уроков

Похожие статьи

Интерактивный метод обучения как средство повышения интереса ученика к изучаемому предмету

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Технология проблемного обучения и самостоятельная деятельность обучающегося

Использование проблемного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся

Исследовательская деятельность учащихся — один из способов повышения учебной мотивации

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников

Интерактивные методы обучения как способ повышения мотивации обучающихся

Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования

Образовательная технология развития критического мышления — основа компьютерных уроков