Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов посредством межпредметных связей
Авторы: Панкова Ольга Михайловна, Куриленко Вера Ивановна, Скокова Людмила Васильевна, Савоненко Марина Николаевна, Кошевая Олеся Геннадьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2019)
Дата публикации: 06.02.2019
Статья просмотрена: 119 раз
Библиографическое описание:
Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов посредством межпредметных связей / О. М. Панкова, В. И. Куриленко, Л. В. Скокова [и др.]. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14850/ (дата обращения: 16.11.2024).
Проблема воспитания ответственного отношения к окружающей природной среде все больше привлекает внимание учителей начальных классов и ученых-методистов. В чем сущность экологического просвещения? Какие экологические понятия доступны для восприятия младших школьников? Каковы особенности воспитания бережного отношения к природе как одного из элементов экологической культуры школьника? При каких методических условиях оно может дать наибольший педагогический эффект? Далеко не на все вопросы можно сегодня дать четкий и исчерпывающий ответ. В программах начальной школы заметно усилен аспект образования младших школьников в области охраны окружающей среды, что нацеливает учителей, методистов, ученых на поиск путей и методов совершенствования этой стороны образования.
Известно, что межпредметный подход в обучении, как общедидактический принцип, направлен на преодоление такого недостатка, как разрозненность знаний, формируемых в процессе изучения детьми школьных дисциплин. Экологическое образование, по мнению ученых, как раз и создает реальные возможности для осуществления межпредметного подхода к обучению и воспитанию учащихся.
В поисках действенных форм и методов осуществления экологического образования младших школьников на межпредметной основе нами были разработаны учебные задания для всех четырех классов. Первая группа заданий соответствует периоду обучения в 1–2 классах и основывается на материале курса «Окружающий мир», а вторая — обучению в 3–4 классах и основывается на материале курса «Краеведение». Учитывая межпредметность как общий подход к моделированию системы учебных заданий экологического характера, ведущую роль оставляли за этими предметами. Все задания интегрируются вокруг стержневой идеи «Человек и его труд в природе». Именно эта идея логически связывает задания ведущих двух предметов с учебными заданиями по другим предметам начальной школы: литературному чтению, технологии, математике, музыке и т. д.
Экологические знания учащихся объединяются или группируются вокруг ведущих идей, например: «природа — единое целое», «человек — часть живой природы», «окружающая природная среда зависит от хозяйственной деятельности человека и общества» и ряда других.
В основе каждого учебного задания лежит одна или несколько ведущих идей, независимо от того, на уроках какого предмета или в ходе какой внеурочной работы это задание выполняется учащимися. Ведущая идея помогает учителю определить учебно-воспитательные задачи каждого задания, выявить системообразующие связи его с другими заданиями.
Например, при разработке учебных заданий к теме «Наш дом» (1 класс) ряд заданий объединялись идеей использования человеком животного мира и его охраны. Вот эти задания:
- Выполняется на уроках «Окружающий мир». В рабочей тетради даны рисунки с изображением кошки, собаки, коровы и их жилищ. Ученики должны назвать, какие животные изображены на рисунке, как называются их жилища, и провести стрелки-указатели от животного к его жилищу.
- Выполняется на уроке литературного чтения. Дети рассматривают рисунок, где нарисована упряжка собак с нартой, собака-поводырь и собака с пограничником. Дети составляют устный рассказ по одному из сюжетов. Проводится беседа на тему «Собака — друг человека».
- Выполняется на уроке математики. Учащимся предлагается решить задачу: «Хозяйка вырастила 10 уток и 15 гусей. Сколько домашней птицы вырастила хозяйка?»
- Выполняется на уроке русского языка. Дети рассматривают рисунки домашних животных и отгадывают предложенные учителем загадки.
Среди двора стоит копна,
Спереди вилы, а сзади метла.
По горам, по долам
Ходит шуба и кафтан.
Красные лапы, длинная шея,
Щиплет за пятки, беги без оглядки.
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
Учитель предлагает написать под соответствующим рисунком отгадки (корова, овца, гусь, петух) и ответить на вопросы: как человек использует этих животных в своем хозяйстве? Как он о них заботится? Какие из этих животных есть в вашем домашнем хозяйстве?
- Выполняется на уроке музыки. Учащиеся разучивают песню «Кот Васька» (муз. Г.Лобачева). После беседы о музыкальных особенностях песни учитель ставит им еще и такие вопросы: о каком домашнем животном говорится в песне? Опишите его внешний вид словами из песни. Что помогает коту Ваське удачно охотиться на мышей? Ответьте на этот вопрос словами песни из 2-го и 3-го куплетов.
В содержание учебных заданий мы включаем такие вопросы, которые помогают учащимся увидеть ценность природы для общества и человека: красоту, богатство ее кладовых, используемых человеком и вместе с тем незащищенность перед ним, чрезвычайную ранимость. Дети узнают, какова роль растений и животных в природе, а также для жизни и здоровья человека. В результате учащиеся приходят к выводу, что необходимо рационально использовать ресурсы природы и постоянно восполнять их.
При составлении заданий мы опирались на результаты исследований известных психологов, изучающих особенности эмоциональной сферы младших школьников. Учитывалась впечатлительность детей, их импульсивность, склонность к сопереживанию и т. д. Содержание заданий таково, что они помогают учителю поддерживать эмоциональный тонус уроков, не снижая при этом направленного интереса к изучаемому материалу.
Учитывая ограниченные возможности журнальной статьи, здесь приведена незначительная часть заданий. Однако даже на этих примерах можно убедиться, что смоделированная система межпредметных заданий может обеспечить определенный уровень экологической обученности и воспитанности, который проявляется в экологических знаниях, практических и поведенческих умениях младших школьников. А все вместе направлено на достижение главной цели — формирование ответственного отношения к окружающей природной среде уже на начальном этапе обучения школьников.
Используя принцип, заложенный в структуре заданий, творчески работающий учитель может сам дополнить раздел каждой темы аналогичными заданиями, содержание которых будет варьировать.
Литература:
- Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников. — М., 1983.
- Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
- Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 1974
- Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. — М., 1966