Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Интегративная деятельность специального педагога и клинического психолога в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ

7. Дефектология
8
Поделиться
Аннотация
В статье представлена одна из актуальных проблем в области междисциплинарного направления исследований, которое находится на пересечении интересов психологии, психиатрии и дефектологии. Рассматривается ряд актуальных проблем в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ на фоне лечения и психологического сопровождения. Раскрывается структура интегративной педагогической деятельности, необходимость практической подготовки к ней будущих специалистов. Анализируются различные подходы к интегративной деятельности дефектолога, его сотрудничества с психологом и психиатром в процессе коррекционной работы и социальной адаптации ребёнка с ОВЗ.
Библиографическое описание
Меремьянина, А. И. Интегративная деятельность специального педагога и клинического психолога в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ / А. И. Меремьянина, Н. Н. Меремьянин. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14469.


В статье представлена одна из актуальных проблем в области междисциплинарного направления исследований, которое находится на пересечении интересов психологии, психиатрии и дефектологии. Рассматривается ряд актуальных проблем в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ на фоне лечения и психологического сопровождения. Раскрывается структура интегративной педагогической деятельности, необходимость практической подготовки к ней будущих специалистов. Анализируются различные подходы к интегративной деятельности дефектолога, его сотрудничества с психологом и психиатром в процессе коррекционной работы и социальной адаптации ребёнка с ОВЗ.

Ключевые слова: интегративная деятельность, междисциплинарные исследования, дефектолог, клинический психолог, психиатрия, коррекция, компенсация.

Актуальность исследуемой темы определяется ростом и широким распространением психологических проблем и различных пограничных психических расстройств у детей с ОВЗ. Возникает необходимость оказания квалифицированной помощи детям с нарушением интеллекта, детям с РДА, с СДВГ, необходимость интеграции психотерапии и клинической психологии в коррекционную педагогику и инклюзивное образование.

С учётом перспективного изменения в коррекционных учреждениях и активного распространения инклюзивного образования детей с ОВЗ, современных проблем развития науки и внедрения новых технологий в психиатрии, психотерапии, психологии и дефектологии делают необходимым систематическое обобщение опыта специалистов — практиков и исследований ученых в данных областях. Дифференциальная диагностика расстройств невротического характера и его выявление, тщательное психологическое обследование детей с ОВЗ, с использованием новых подходов и технологий в коррекционном образовании, определяют обоснованность комплексного взаимодействия специалистов различных областей.

Коррекционно-педагогическая деятельность — сложный труд специального педагога, способного реализовать систему научно-теоретических знаний в практической профессиональной сфере, передать детям социальный опыт, материальную и духовную культуру.

Специальному педагогу, психологу необходимы профессиональные и личностные качества, такие, как общая осведомленность в разных областях науки, глубокие знания медико-биологических дисциплин, психологии и педагогики, креативность, педагогический оптимизм, выдержка и самообладание, владение методикой преподавания различных дисциплин, педагогической техникой, выразительными средствами общения и педагогическим тактом. В диссертационном исследовании А. И. Меремьяниной профессионально-личностная готовность олигофренопедагога рассматривается как интегральное единство его общей компетентности, отражающее взаимосвязь и взаимообусловленность составляющих профессиональных компетенций — базовых, ключевых и личностных. Под профессиональной компетенцией мы понимаем способность педагога продуктивно применять на практике усвоенные теоретические знания и умения [4, С. 34–41].

Исключительно важной личностной и профессиональной особенностью олигофренопедагога выступает любовь к детям с ограниченными возможностями здоровья, без которой невозможна продуктивная педагогическая деятельность. Неоднородный состав обучающихся детей с ОВЗ, имеющих в разной степени трудности в обучении, нарушения ЦНС, нуждается в адаптированной их возможностям индивидуальной программе образования [2, С. 9]. Поэтому современный педагог обязан стремиться к постоянному совершенствованию знаний, интеллектуальных умений, обладать готовностью к личностному саморазвитию, от которого зависит продуктивность интегративной педагогической деятельности. Интегративная педагогическая деятельность олигофренопедагога — особый вид деятельности, заключающийся в реализации интегрального единства профессиональных базовых, ключевых и личностных компетенций в учебно-воспитательном процессе, который решает общие и частные задачи обучения и адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социуме.

Структуру интегративной педагогической деятельности олигофренопедагога составляют субъект, предмет, цель, процесс, средства, результат. Целью педагогической интегративной деятельности олигофренопедагога выступает формирование качественно новых интегративных образований личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья во всех ее сферах — познавательной, эмоционально-ценностной, психомоторной. Цель педагогической интегративной деятельности достигается в организованном коррекционно-развивающем педагогическом процессе, в котором осуществляется выбор соответствующих технологий, объединяющих различные виды деятельности, контроль, анализ и регулирование реализации дидактических принципов, корректировка и подведение итогов, сравнение целей и результата [5, С. 7–8.].

Важнейшими составляющими технологической структуры интегративной педагогической деятельности выступают общенаучные категории, понятия, дидактические принципы, методы, приемы, развивающее и проблемное обучение. Обучение и воспитание тесно взаимосвязано и представляет собой единое целое. В ходе учебно-воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья возникает необходимость использования разнообразного арсенала приемов и методов воздействия на личность ребенка. В ряде исследований (А. Я. Данилюк, В. С. Безрукова, А. С. Белкин, А. П. Беляев, Н. М. Берулава, В. И. Загвязинский, И. Д. Зверев, Н. К. Чапаев и др.) обобщены и систематизированы научные данные об интеграции и интеграционных процессах в образовании [6, С. 12]. Анализ различных источников исследований показывает, что педагогическая интеграция развивается и изучается как самое значительное инновационное движение в образовании на методологическом уровне, теоретическом и практическом уровнях ее функционирования.

Интегративная деятельность олигофренопедагога направлена как на развитие у обучающихся знаний и умений в предметной области школьной программы, так и на коррекцию психических процессов, участвующих в данной операции. Психологи и специальные педагоги должны овладеть эмоциональными и содержательными приемами педагогического поведения «в ответ» на различные нарушения деятельности детей, уметь выявлять причины возникновения затруднений и конфликтов, осознать свою роль в их разрешении. Олигофренопедагог должен обладать интегративным мышлением, в основе которого лежит способность к анализу и синтезу, мысленному эксперименту, видению причины и следственных связей, поиску нестандартных средств и форм решения конкретной ситуации, комбинации способов коррекционного воздействия.

В процессе педагогической интегративной деятельности олигофренопедагога осуществляется проведение интегрированных уроков, коррекционных занятий, развивающих упражнений и заданий, различных обучающих, педагогических, воспитывающих ситуаций. Результатом деятельности олигофренопедагога выступает успешная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социуме и умение его самостоятельно реализовать свои способности и возможности. В ходе коррекционной педагогической деятельности олигофренопедагог аккумулирует систему знаний специального обучения, систему знаний коррекции и компенсаторных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, при этом, точно подобрав соответствующие методы и средства, составляет программу эффективного воздействия на ребенка, учитывая принципы специального обучения.

В процессе формирования профессионально личностной готовности олигофренопедагогов к организации интегративной педагогической деятельности особое внимание уделяется изучению студентами теории и практики обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на стыке таких наук, как педагогика, специальная (коррекционная) педагогика, психология, логопедия, физиология, невропатология, психиатрия.

Специальный психолог является связующим звеном в комплексном взаимодействии всех специалистов образовательного учреждения. Теоретическая подготовка отражает основные направления научных исследований в области специальной психологии и педагогики, практическая — знакомит будущих специалистов с коррекционно-развивающим обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья: методами, приемами интегративного педагогического воздействия.

Интегративная деятельность психолога и педагога определяется широтой и разнообразием ее информационной и интеллектуальной базы и объединяет в себе разнонаправленные виды деятельности, действия, операции, которые определяются глубиной и разнообразием ее содержания. Интегративность в образовательном процессе приводит к систематическому и широкому использованию межпредметных связей в практике, внедрению интегрированных учебных курсов. Интегрированные коррекционные занятия психолога довольно легко вписываются в предметную систему обучения, что не только расширяет ее предметную область, сближает с другими учебными дисциплинами, но и осуществляет коррекцию познавательной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Интегративно-педагогическая деятельность психолога и специального педагога является не только условием развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и показателем профессионально-личностной компетентности педагога, так как моделирование своих действий требует от него гибкого сочетания психолого-педагогических и медицинских знаний, креативности, применения традиционных и нетрадиционных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Ведущие формы интегративной деятельности олигофренопедагога в организации и проведении диагностического и коррекционно-развивающего процесса обучения определяют принципы, которые выражают научно обоснованные, необходимые способы его деятельности.

Личность ученика с ограниченными возможностями здоровья является центральным субъектом внимания в системе коррекционного образования.

Специально организованные интегративные виды деятельности, а также эмоционально-личностное взаимодействие взрослых и детей способствуют развитию самостоятельности, стимулируют познавательную деятельность ребенка, его активность. Развивающий эффект социокультурной образовательной среды зависит не только от условий, но и от характера общения взрослых с ребенком, коррекционных заданий, обучающих ситуаций, способов воздействия, стимулирующих общее и социокультурное развитие ребенка, а также от степени компетентности олигофренопедагога, являющегося ключевой фигурой.

Технология организации интегративной деятельности начинается с определения теоретической коррекционно-развивающей модели, выбора целесообразных объектов; затем осуществляется модификация данной модели с учетом особенностей коррекционно-развивающего обучения, реабилитации и компенсаторных возможностей ребенка. Модель модифицируется с определенной целостностью, системностью, последовательностью. Подбирается доступное коррекционно-развивающее содержание, подготавливается к интеграции. Далее происходит последовательная интеграция знания и сознания, при этом ведущим фактором является сознание ребенка.

Для достижения максимально положительного результата в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе объединения коррекционных методик, технологий, специальный педагог, психолог должны творчески интегрировать знания, умения, владения в практическую деятельность.

Интегративный подход традиционен для коррекционной педагогики, и свое высшее проявление он находит в методологическом принципе целостности. Главная идея интегративного подхода в научной литературе — целостное развитие личности ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания, его подготовка к самостоятельной жизни. Воспитание и обучение ребенка определяется как процесс педагогической помощи ему в социализации, жизненном самоопределении.

Интегративный подход — это комплексность изучения, обучения и воспитания, коррекции нарушений познавательной деятельности, это целостное развитие личности ребенка, его подготовка к самостоятельному труду, социальной адаптации в обществе. Этому подходу свойственны обязательность тесного сотрудничества со всеми специалистами, задействованными в образовательный процесс; обязательность овладения приемами профессионального общения с коллегами. Аспектами интегративного подхода к воспитанию в процессе обучения являются единство обучения, воспитания и развития; взаимодействие школы, семьи и общественности; тесная взаимосвязь различных направлений воспитания (идейно-политического, нравственного, трудового и др.); взаимосвязь воспитания и самовоспитания.

Интегративный подход в воспитании и обучении осуществляется в трех направлениях в процессе учебной и воспитательной работы в целом: воздействие на сознание учащихся; воздействие на чувства школьников; воздействие на поведение детей. Комплексное решение задач обучения и воспитания осуществляется в процессе компетентной реализации особенностей структуры урока по общеобразовательным предметам, творческой деятельности учителей-предметников, тесной взаимосвязи с родителями. Олигофренопедагог должен обладать интегративным мышлением, реактивной способностью к анализу и синтезу, способностью мысленно быстро провести эксперимент, увидеть причину, определить следственные связи, найти нестандартные средства и формы в решении данной ситуации, способностью комбинировать способы воздействия на специфичного ребенка в достижении цели.

Из вышесказанного мы можем сделать вывод: раскрыта сущность интегративной деятельности психолога и специального педагога, ее функции; выделены структурные компоненты интегративной деятельности, определены принципы её организации в учебно-воспитательном коррекционном процессе.

Литература:

  1. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. — М.: Педагогика, 1993. — 172 с.
  2. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская, Е. Л. Гончарова]. — М.: Просвещение, 2013. — 42 с. — (Стандарты второго поколения).
  3. Меремьянина А. И. Материалы III Международной научно-практической конференции «Медицина: актуальные вопросы и тенденции развития» Научно-издательский центр АПРИОРИ — Краснодар, 2014 — С. 160–163.
  4. Меремьянина А. И., Елисеев В. К. Формирование профессионально- личностной готовности будущих олигофренопедагогов к интегративной деятельности в учебно-воспитательной работе на экспериментальных площадках коррекционно-обрзовательного учреждения // Научно-
  5. теоретический журнал «Экономические и гуманитарные исследования регионов». — Пятигорск, 2013, № 6. — С. 34–41.
  6. Меремьянина А. И. Педагогические условия формирования профессионально-личностной готовности будущих олигофренопедагогов к интегративной педагогической деятельности. Автореф. дис. … канд. пед. наук /А. И. Меремьянина — Липецк, 2014.
  7. Чапаев Н. К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции: автореф. дис. … д-ра пед. наук. — Екатеринбург, 1998.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный