Имидж педагога в контексте его эволюции, структурных компонентов и актуальности формирования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Комисова Н. А., Комисова О. С. Имидж педагога в контексте его эволюции, структурных компонентов и актуальности формирования [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14853/ (дата обращения: 22.10.2019).



Имидж — это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом.

Имидж педагога — это особенное понятие, так как личность педагога способствует формированию личности ученика, а чем ярче и самобытнее его личность, тем сильнее влияние. Согласно педагогическому словарю, имидж преподавателя представляет собой эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Как показывают исследования специалистов в этой сфере, имидж «хорошего» педагога в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный и приятный.

На рисунке 1 отражена информация об эволюции представления имиджа педагога в России, начиная с 1930-х годов до настоящего времени [1, 2]. Так, например, в 1930-х годах в педагоге ценились знания предмета и владение методикой, хорошие взаимоотношения с воспитанниками, создание дисциплины. В 40-е года от педагога требовался достаточный уровень эрудиции и политическая зрелость. Авторитетность, остроумие, храбрость, сильная воля педагогу для создания собственного имиджа требовались в 1950–60-х годах. В 1970–80-х гг. приоритеты отдавались справедливости, требовательности, приветливости, организаторским способностям. В 1990-е годы тактичность, чувство юмора и доброта были неотъемлемыми качествами хорошего педагога. В 2000-х годах к ним добавились такие компоненты, как ухоженность, коммуникабельность, умение думать и работать в коллективе, а в 2010-х — еще и саморегуляция, ортобиоз, проектное мышление и лидерское поведение.

Необходимо заметить, что на протяжении всего рассмотренного периода эволюции можно наблюдать присутствие таких составляющих в представлении об имидже, как внешний вид, приятная наружность, стильность. Именно эти компоненты и являются наиболее распространенными в ситуации, когда пытаются объяснить понятие имиджа педагога.

Рис. 1. Эволюция представления об имидже педагога в России за период 1930–2010-е гг.

Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению, поэтому визуальная привлекательность образа педагога так важна. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По мнению психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Влияние педагога на ученика зависит от расположения последнего. Визуальная привлекательность — это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас, например, ухоженность, стиль в одежде, мимика, пластика и т. д.

Как показывает исследование, имидж педагога — это не только приятный визуальный образ, участвующий в повседневном непосредственном влиянии эффективней шаблонного воспитания. Это еще и такие слагаемые как вербальное и невербальное поведение, менталитет (рис. 2).

Рис. 2. Структурные компоненты имиджа педагога

Вербальное поведение — это основа персонификации, так как информацию возможно донести не только словами, но и интонацией, темпом речи, паузой и др.

Невербальное поведение — это язык подсознания, проявление личной культуры. Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе, а поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

Менталитет базируется на глубоких пластах бессознательного, которые человек наследует и которые составляют его психическую природу. К его компонентам, относительно педагога, относятся интеллект, мироощущение или мировосприятие, умственная активность, качество сознания.

Авторами данного исследования был проведен опрос среди родителей города Белгорода, дети которых занимаются в учреждениях дополнительного образования. В опросе приняли участие 100 респондентов. Родителям было предложено ответить на вопрос: «Какое слагаемое имиджа, как профессионального требования для педагога дополнительного образования, по Вашему мнению, важно?». В ответах предполагалась их многовариантость. Результаты обработки опроса отражены на рис. 3.

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какое слагаемое имиджа — как профессионального требования для педагога дополнительного образования, по Вашему мнению, важно?»

Визуальной привлекательности отдали предпочтение 98 % респондентов, манерности и этикету — 76 %, обаянию 63 %. Практически одинаковое распределение ответов пришлось на вербальное и невербальное поведение — 56 % и 54 % соответственно. Самое наименьшее количество респондентов (46 %) считает, что педагог дополнительного образования должен соответствовать необходимому образу, то есть в классическом его представлении.

Для того чтобы выяснить, действительно ли имидж педагога является той необходимой составляющей в успешной работе с детьми, авторами также в рамках данного исследования было предложено этим же родителям ответить на вопрос: «Какие критерии, по Вашему мнению, являются самыми главными для педагога дополнительного образования?». Результаты обработанных вариантов ответов отражены на рисунке 4. Профессионализму и знанию своего дела, согласно обработанным данным отдают предпочтение при выборе педагога 95 % родителей детей, которые посещают занятия дополнительного образования, заинтересованности в своей работе — 74 %.

На имидж педагога обращают внимание и считают его не малозначительным фактором 63 % респондентов. На вопрос: «Почему среди указанных вариантов ответов Вами указан имидж?», ответ родителей сводился к общему мнению, который можно сформулировать следующим образом: «Имидж носит в себе психологическую нагрузку: аккуратно, чисто и со вкусом одетый педагог воспитывает эти же качества в воспитанниках».

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие критерии, по Вашему мнению, являются самыми главными для педагога дополнительного образования?»

Таким образом, можно заключить, что данные результаты свидетельствуют о том, что действительно имиджу педагога необходимо уделять пристальное внимание, так как он является не только индивидуальной целью каждого человека, но и залогом успеха в работе с детьми.

Литература:

  1. Жулина И. В. Имидж современного педагога [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2016/02/04/imidzh-sovremennogo-pedagoga
  2. Имидж современного педагога как условие повышения профессиональной компетентности учителя [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya_imidzh_sovremennogo_pedagoga-434089.htm
  3. Куликова В. Н. Язык внешности. Как создать свой имидж. Серия: Популярная психология [Текст] / В. Н. Куликова. — Изд-во: Центрполиграф. — 2016, 159 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, имидж педагога, Ваше мнение, педагог, невербальное поведение, Имидж, визуальная привлекательность, профессиональное требование, распределение ответов респондентов, Россия.

Похожие статьи

Имидж педагога как составляющая профессиональной...

Современный период развития России обозначил необходимость обновления основных приоритетов в системе профессиональной подготовки специалистов. В новой концепции образования сформулированы требования подготовки квалифицированных кадров...

Имидж современного учителя истории и обществознания

Визуальная привлекательность — первостепенная составная имиджа педагога.

Средства невербального общения всегда также являются важной частью имиджа учителя, т. к. они

Так, по мнению респондентов, основополагающими в имидже учителя истории и обществознания...

К вопросу о формировании имиджа образовательного учреждения

Имидж педагога – это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми...

Исследование проблемы формирования имиджа преподавателя...

Ключевые слова: профессиональный имидж преподавателя, формирование имиджа

Современное образование для многих понимается как сфера образовательных услуг, в

Имидж педагога – это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в.

Структурные компоненты профессионального имиджа педагога

В статье раскрываются структурные компоненты педагогического имиджа: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения, визуальный образ учителя...

Формирование имиджа и авторитета в системе...

Имидж педагога — это эмоционально окрашенный, стереотипно воспринимаемый образ учителя

Он включает в себя не только внешний вид, но и средства невербального общения

Педагогическая этика — это совокупность норм и правил поведения педагога...

Имидж современного учителя глазами учеников

Педагог — профессия публичная, так как учитель всегда находится в центре внимания. Как бы ни был профессионален, опытен и успешен

Психологи рассматривают имидж как стереотип, эмоционально окрашенный образ или мнение о человеке, иногда характеристики имиджа...

Положительный имидж образовательного учреждения как фактор...

Имидж современного образования — это интегрированное понятие, оно складывается из различных составляющих — имиджа образовательного учреждения, имиджа педагога, имиджа территориальной системы образования. И при работе надо руководствоваться этими...

Управление созданием имиджа образовательного учреждения

Управление созданием имиджа образовательного учреждения. В современных социально-экономических условиях имидж образовательных организаций является одной из ключевых характеристик, определяющих их успешность на рынке образовательных услуг.

Похожие статьи

Имидж педагога как составляющая профессиональной...

Современный период развития России обозначил необходимость обновления основных приоритетов в системе профессиональной подготовки специалистов. В новой концепции образования сформулированы требования подготовки квалифицированных кадров...

Имидж современного учителя истории и обществознания

Визуальная привлекательность — первостепенная составная имиджа педагога.

Средства невербального общения всегда также являются важной частью имиджа учителя, т. к. они

Так, по мнению респондентов, основополагающими в имидже учителя истории и обществознания...

К вопросу о формировании имиджа образовательного учреждения

Имидж педагога – это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми...

Исследование проблемы формирования имиджа преподавателя...

Ключевые слова: профессиональный имидж преподавателя, формирование имиджа

Современное образование для многих понимается как сфера образовательных услуг, в

Имидж педагога – это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в.

Структурные компоненты профессионального имиджа педагога

В статье раскрываются структурные компоненты педагогического имиджа: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения, визуальный образ учителя...

Формирование имиджа и авторитета в системе...

Имидж педагога — это эмоционально окрашенный, стереотипно воспринимаемый образ учителя

Он включает в себя не только внешний вид, но и средства невербального общения

Педагогическая этика — это совокупность норм и правил поведения педагога...

Имидж современного учителя глазами учеников

Педагог — профессия публичная, так как учитель всегда находится в центре внимания. Как бы ни был профессионален, опытен и успешен

Психологи рассматривают имидж как стереотип, эмоционально окрашенный образ или мнение о человеке, иногда характеристики имиджа...

Положительный имидж образовательного учреждения как фактор...

Имидж современного образования — это интегрированное понятие, оно складывается из различных составляющих — имиджа образовательного учреждения, имиджа педагога, имиджа территориальной системы образования. И при работе надо руководствоваться этими...

Управление созданием имиджа образовательного учреждения

Управление созданием имиджа образовательного учреждения. В современных социально-экономических условиях имидж образовательных организаций является одной из ключевых характеристик, определяющих их успешность на рынке образовательных услуг.