Анализ практики работы общеобразовательных организаций города Архангельска по формированию ценностного отношения старшеклассников к семье | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, февраль 2019)

Дата публикации: 02.02.2019

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Мазур Д. Н. Анализ практики работы общеобразовательных организаций города Архангельска по формированию ценностного отношения старшеклассников к семье [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 42-43. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14830/ (дата обращения: 17.09.2019).



В данной статье мы проанализируем современную образовательную практику по формированию ценностного отношения старшеклассников к семье в условиях общеобразовательных учреждений г. Архангельска.

Ключевые слова: семья, ценностное отношение, семейные ценности, семейные отношения.

Социальная острота данной проблем отражена во многих нормативно-правовых актах как регионального, так и федерального значения:

− «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,

− Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ,

− Закон «Об образовании РФ»,

− Положение об управлении по вопросам семьи,

− опеки и попечительства мэрии города Архангельска.

Традиционные духовно-нравственные семейные ценности — неотъемлемая часть мировоззрения личности, которые должны получить свое место в содержании отечественного образования.

По данным органов ЗАГС по г.Архангельску в январе-марте 2018 года было зарегистрировано 1360 браков и 1240 разводов. Об этом сообщает региональное управление Росстата. [1]

По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года число браков сократилось на 10,8 %, а число разводов увеличилось на 0,3 %.

В расчете на каждую тысячу вновь созданных супружеских пар в области пришлось 912 распавшихся, что составляет 91 %.

Причинами кризиса семьи специалисты называют деформацию духовно-нравственной сферы населения [2], отсутствия у молодого поколения четкого понимания о пороках и добродетелях, ответственном отношении к семье и браку.

Результатом моральной деградации населения становится масса негативных последствий: проституция, наркомания, гражданская пассивность, аборты, беспорядочные половые связи, легкомысленное отношение к семье.

Во многом проблема отсутствия ценностного отношения молодежи к семье обусловлена снижением уровня сотрудничества семьи и школы. Плодотворное и активное сотрудничество этих основных институтов воспитания личности способно дать наиболее эффективный результат в решении обсуждаемой проблемы [3].

В городе Архангельске, как и в других городах РФ, проблема формирования ценностного отношения к семье в среде старшеклассников стоит весьма остро. В городе регулярно проводятся конференции, совещания, открытые столы по этому вопросу. В них участвуют педагоги и психологи из более чем 12 муниципальных учебных заведений. Основной целью обсуждения является анализ опыта и перспективных моделей взаимодействия общества, школы и семьи в вопросе формирования у старшеклассников ценностного отношения к семье.

Взаимодействие семьи и школы в этом вопросе видится особенно актуальным на фоне законодательной базы региона, согласно которой максимальная нагрузка по воспитанию личности ребенка возлагается на его семью, а образовательной организации отводится роль помощника и консультанта по вопросам воспитания.

Педагоги г.Архангельска в своей практике по формированию ценностного отношения старшеклассников к семье ориентируются на результаты социологических исследований семейных ценностей кафедры философии и социологии САФУ. Согласно исследованиям последних лет в молодежной среде архангельской молодежи стали преобладать традиционные семейные ценности. Молодые люди выказывают все больший интерес к вопросу создания семьи, обнаруживают ответственный подход к перспективе рождения и воспитания детей.

Педагоги г. Архангельска применяют в работе с дисциплиной «семьеведение» самые разные педагогические методики и приемы. Среди них можно выделить: тематические уроки на темы «Читаем классику: от выразительного чтения к воспитанию чувств», «Роль семьи и семейных ценностей в социализации детей», «Секреты семейного счастья».

Целью этих занятий является формирование у детей представлений о семье и этике семейных отношений.

Работа по формированию у старшеклассников ценностного отношения к семье в городе и регионе должна продолжаться и включать в себя:

− меры по реализации стратегии формирования экологически целесообразного, здорового образа жизни, внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий и практик;

− создание механизмов взаимодействия семьи и школы для решения вопросов по формированию ценностного отношения обучающихся к семье и созданию условий для его ведения в образовательных организациях;

− проведение Дней Семьи в образовательных организациях;

− рациональную организацию образовательного процесса;

− профилактику девиантного поведения старшеклассников, своевременную диагностику и мониторинг психоэмоционального состояния детей;

− привлечение внимания родителей к решаемой проблеме.

− работу по научно-методическому сопровождению деятельности образовательных организаций по формированию у старшеклассников ценностного отношения к семье;

издание учебного пособия по семьеведению в старших классах.

Литература:

1 Официальный сайт Министерства образования и науки Архангельской области — http://www.arkh-edu.ru/content/news/news.php?amp %3BELEMENT_ID=75270&login=yes&PAGEN_1=6

2 Волков Б. С. Психология школьника [Текст] / Б. С. Волков. — М.: Наука, 2014.

3 Дмитриева М. А. Формирование ценностного отношения к семье у старших школьников: дис. канд. псих. наук: 190007 / Дмитриева Марина Александровна. — Ростов н/Д: РГПУ, 2009. — 203 с.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ценностное отношение, архангельск, образовательный процесс, формирование, ценностное отношение старшеклассников.

Ключевые слова

семья, семейные ценности, семейные отношения, ценностное отношение

Похожие статьи

Формирование ценностного отношения старшеклассников...

Развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности является основной целью образовательного стандарта. В исследованиях Л. С Выготского, Д. Б. Эльконина...

Формирование у старшеклассников ценностного отношения...

Жуйкова Т. П. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству в учебно-воспитательном процессе школы [Текст]

Описаны мероприятия включающие задания на освоение социокультурных знаний и ценностного отношения к родительству как основе...

Формирование ценностного отношения к здоровью как...

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценностного отношения к здоровью является приоритетной задачей государственной политики в сфере образования и воспитания.

Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи...

Успешное формирование у старшеклассников семейных ценностей может осуществляться более эффективно в условиях тесного взаимодействия семьи, школы и церкви как основных социальных институтов. «Под педагогическим взаимодействием понимается процесс...

Проблема подготовки старшеклассников к осознанному...

Формирование ценностного отношения подростков...

семья, семейная жизнь, отношение, ребенок, городская семья, супруг, член семьи, родитель, городской образ жизни, свободное

Семья и семейные ценности — это два понятия, которые не могут существовать друг без друга.

Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

Семья была и остаётся одной из основных ценностей. Семья — это те близкие и дорогие люди, которые готовы помочь и поддержать тебя в трудную минуту.

Прошлое традиционное отношение к мужчине как к добытчику и авторитету присутствует далеко не во всех семьях.

Воспитание у школьников семейных духовно-нравственных...

«Семья — это источник, водами которого питается полноводная река нашего государства.

В современном мире в формировании и развитии семейных ценностей в качестве

На формирование семейных ценностей ребенка влияют все представленные аспекты воспитания.

Формирование у старшеклассников ценностного отношения...

Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству в учебно-воспитательном процессе школы. 2) Счастье семьи — это здоровый ребенок, его воспитание — радость для родителей; 3) Счастье семьи — это равноправие в решении...

Формирование ценностного отношения подростков...

В статье проанализирован процесс формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью в учебно-воспитательном процессе. Ключевые слова: здоровье, репродуктивное здоровье, валеология, социально-педагогический процесс, формирование...

Похожие статьи

Формирование ценностного отношения старшеклассников...

Развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности является основной целью образовательного стандарта. В исследованиях Л. С Выготского, Д. Б. Эльконина...

Формирование у старшеклассников ценностного отношения...

Жуйкова Т. П. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству в учебно-воспитательном процессе школы [Текст]

Описаны мероприятия включающие задания на освоение социокультурных знаний и ценностного отношения к родительству как основе...

Формирование ценностного отношения к здоровью как...

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценностного отношения к здоровью является приоритетной задачей государственной политики в сфере образования и воспитания.

Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи...

Успешное формирование у старшеклассников семейных ценностей может осуществляться более эффективно в условиях тесного взаимодействия семьи, школы и церкви как основных социальных институтов. «Под педагогическим взаимодействием понимается процесс...

Проблема подготовки старшеклассников к осознанному...

Формирование ценностного отношения подростков...

семья, семейная жизнь, отношение, ребенок, городская семья, супруг, член семьи, родитель, городской образ жизни, свободное

Семья и семейные ценности — это два понятия, которые не могут существовать друг без друга.

Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

Семья была и остаётся одной из основных ценностей. Семья — это те близкие и дорогие люди, которые готовы помочь и поддержать тебя в трудную минуту.

Прошлое традиционное отношение к мужчине как к добытчику и авторитету присутствует далеко не во всех семьях.

Воспитание у школьников семейных духовно-нравственных...

«Семья — это источник, водами которого питается полноводная река нашего государства.

В современном мире в формировании и развитии семейных ценностей в качестве

На формирование семейных ценностей ребенка влияют все представленные аспекты воспитания.

Формирование у старшеклассников ценностного отношения...

Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству в учебно-воспитательном процессе школы. 2) Счастье семьи — это здоровый ребенок, его воспитание — радость для родителей; 3) Счастье семьи — это равноправие в решении...

Формирование ценностного отношения подростков...

В статье проанализирован процесс формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью в учебно-воспитательном процессе. Ключевые слова: здоровье, репродуктивное здоровье, валеология, социально-педагогический процесс, формирование...