Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Купальная Е. В., Шкатула Е. И. Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 25-27. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14806/ (дата обращения: 23.10.2019).



Нахождение ребенка в детском саду направлено не только на обучение, но и на достижение самой главной цели — охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

− Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

− Воспитание культурно-гигиенических навыков;

− Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

А вся организация образовательного процесса строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников и спецификой образовательной области.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе — дошкольного. Для достижения этой задачи мы в детском саду используем различные методики и формы работы, в том числе дыхательную гимнастику, которая включается как часть занятия в образовательную деятельность «Музыка». Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика. Ведь дыхание — один из важнейших физиологических процессов, от дыхания во многом зависят здоровье, физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость ребенка.

Дыхательная система малышей несовершенна, жизненная емкость легких мала, а потребность кислороде велика. А упражнения дыхательной гимнастики:

− Повышают общий жизненный тонус, сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы;

− Предупреждают застойные явления в легких;

− Укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы;

− Стимулируют обмен веществ;

− Насыщают организм оптимальным количеством кислорода;

− Способствуют уравновешиванию нервных процессов.

Можно себе представить какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в оздоровлении детей и как важно подойти обдуманно и ответственно к решению этой задачи. Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:

− Концентрировать внимание на дыхательном упражнении;

− Дышать носом;

− Дышать медленно;

− Каждое упражнение выполнять не дольше, чем оно доставляет удовольствие;

− Все упражнения выполнять легко свободно, без напряжения и скованности;

− Сохранять правильную осанку;

− Следить за тем, чтобы вдох и выдох были равны по силе и длительности и плавно переходили друг в друга.

Как часть занятия мы используем различные методы дыхательной гимнастики:

Методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачева эффективна для детей, страдающих респираторными заболеваниями (сочетание простых физических упражнений с озвученным выдохом).

Методика дыхательной гимнастики К. П. Бутейко заключается в освоении неглубокого дыхания и задержки дыхания.

Методика парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой специализируется на коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. При этом выдох производится самопроизвольно.

Методика звукового дыхания М. А. Лазарева направлена на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Так как разные звуки порождают разные вибрации.

С воспитанниками дыхательную гимнастику проводим ежедневно в хорошо проветренном помещении зале или группе, как часть занятия или между ними, вместо физкультминутки — в свободное время, ведь это занимает совсем немного времени, а польза — огромная, особенно для наших детей из логопедической группы.

Дыхательной гимнастикой занимаемся с самого раннего возраста, ведь это актуально даже для самых маленьких жителей детского сада. Для самых маленьких — это простое приседание на вдох и выдох происходит на подъеме. Постепенно выдох становится более продолжительным, а для малышей это просто игра. Детей старшего возраста, прежде чем научить правильно дышать, предлагаем сначала посмотреть, как это делает педагог, а потом уже просим выполнять воспитанников самостоятельно. Иногда, чтобы добиться от детей качественного выполнения упражнения, проводим индивидуальные занятия. И всегда выполняем упражнения вместе с детьми. Это не мешает личному здоровью, и служит лучшим ориентиром, особенно для малышей.

Часто, а для самых маленьких — только так, дыхательную гимнастику проводим в игровой форме. Хорошо дети реагируют и занимаются с большим удовольствием, когда все вместе превращаются в паровоз, жучков, дровосеков или водолазов. И теперь они не просто задерживают дыхание, а «ныряют в воду» или едут на настоящем поезде и т. д. И если мы с воспитателем веселы и эмоциональны, то дети с удовольствием включаются в нашу игру и им передается наша энергия и настроение.

Для поддержания интереса объединяем упражнения в комплекс с единым сюжетом меняя игровые приемы и мотивацию. Например, отправляемся в путешествие или кого-то спасать, идем на экскурсию в парк или едем в деревню в гости к бабушке и т. д. Во время таких занятий мы повторяем выученные ранее дыхательные упражнения и разучиваем новые. Для сохранения интереса и внимания дошколят при организации игровых сюжетов — используем наглядность, которую делаем вместе с детьми, а иногда и их родителями.

Например, на занятии по изобразительной деятельности дети нарисовали прекрасные чашки, мы ими любовались. А потом играли в «Семью» — вырезали их и приклеили к ним прозрачные ленточки. И когда все «пили горячий чай», мы предложили подуть, чтобы чай не был таким горячим. Или вот еще. После чтения сказки о Золушке — все вместе сделали из картона камин, чтобы можно было девочкам играть в уголке, а к нему приклеили «язычки пламени» из гофрированной бумаги красного цвета и ребята с удовольствием дули на них. Такие и другие мелочи помогают увлечь детей и превратить занятия в игру.

При разработке комплексов дыхательной гимнастики также учитываем:

− Эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей;

− Доступную степень сложности упражнений для детей каждого возраста;

− Степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры вентиляцию всех отделов легких.

K:\К.Е.В\SAM_8492.JPG

Дети всегда рассказывают дома о том, чем они занимались в детском саду. Родители заинтересовались нашими занятиями и с удовольствием включились в образовательный процесс детского сада. Они получают подробные консультации по организации дыхательных упражнений и игр на развитие дыхания, которые могут проводить дома.

Вот так мы серьезные занятия превратили в игру и надеемся на взаимную работу и в дальнейшем.

Литература:

  1. М. Ю. Картушина, «Логоритмика для детей». М.Т. Ц. Сфера, 2005г.
  2. Е.Косинова, «Гимнастика для развития речи», ЭКСМО, 2003г.
  3. Е. В. Пантелеева, «Дыхательная гимнастика для детей». Издательство «Человек», 2012г.
  4. М.Щетинин, «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей», «Медицина» Метафора, 2004г.
Основные термины (генерируются автоматически): дыхательная гимнастика, детский сад, ребенок, упражнение, часть занятия, занятие, оздоровление детей, дыхательная система, дыхательная мускулатура, образовательный процесс.

Похожие статьи

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Регулярное занятие дыхательной гимнастикой позволит детям не только чувствовать себя лучше, но и правильно вести диалог

При разработке комплексов дыхательной гимнастики я учитывала: - эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в...

Дыхательные упражнения одно из средств оздоровления детей...

Специальные упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают

При применении дыхательных упражнений следует помнить, что вдох — процесс активный.

Чем раньше дыхательные упражнения включаются в методику занятий, тем больше их эффект.

Дыхательная гимнастика для дошкольников | Статья в сборнике...

При разработке комплексов дыхательной гимнастики я учитывала: - эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста. упражнение, исходное положение, речевое дыхание...

Вокальные упражнения как арт-терапевтическое средство

Пение — это одно из превосходнейших дыхательных упражнений (упражняется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, совершенствуется дренаж бронхов, растет жизненная емкость легких). С помощью хорового пения, во всем мире продуктивно лечат детей от заикания.

Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ

- развивается дыхательная мускулатура; увеличивается подвижность грудной клетки и

- занятия по речевому развитию; - индивидуальная работа. Мы считаем, здоровье детей

С этой позиции в детском саду работа по физическому развитию и оздоровления детей...

Особенности внедрения в практику физического развития детей...

Особую роль при занятии данным видом йоги играет дыхательная гимнастика. Важность применения дыхательных гимнастики на занятиях йогой отмечают многие специалисты, обосновывая это тем, что правильное дыхание повышает функциональные возможности...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Дыхательные упражнения, способствуют полноценному дренажу бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом, тем самым осуществляется профилактика простудных заболеваний. Считается, что кроме кислородного...

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание...

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Основные задачи дыхательных упражнений: укрепление физиологического дыхания детей (без речи). Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

‒ слабой дыхательной мускулатурой; ‒ слабым вдохом и выдохом, что ведет к тихой, едва

Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного...

Похожие статьи

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Регулярное занятие дыхательной гимнастикой позволит детям не только чувствовать себя лучше, но и правильно вести диалог

При разработке комплексов дыхательной гимнастики я учитывала: - эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в...

Дыхательные упражнения одно из средств оздоровления детей...

Специальные упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают

При применении дыхательных упражнений следует помнить, что вдох — процесс активный.

Чем раньше дыхательные упражнения включаются в методику занятий, тем больше их эффект.

Дыхательная гимнастика для дошкольников | Статья в сборнике...

При разработке комплексов дыхательной гимнастики я учитывала: - эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста. упражнение, исходное положение, речевое дыхание...

Вокальные упражнения как арт-терапевтическое средство

Пение — это одно из превосходнейших дыхательных упражнений (упражняется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, совершенствуется дренаж бронхов, растет жизненная емкость легких). С помощью хорового пения, во всем мире продуктивно лечат детей от заикания.

Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ

- развивается дыхательная мускулатура; увеличивается подвижность грудной клетки и

- занятия по речевому развитию; - индивидуальная работа. Мы считаем, здоровье детей

С этой позиции в детском саду работа по физическому развитию и оздоровления детей...

Особенности внедрения в практику физического развития детей...

Особую роль при занятии данным видом йоги играет дыхательная гимнастика. Важность применения дыхательных гимнастики на занятиях йогой отмечают многие специалисты, обосновывая это тем, что правильное дыхание повышает функциональные возможности...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Дыхательные упражнения, способствуют полноценному дренажу бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом, тем самым осуществляется профилактика простудных заболеваний. Считается, что кроме кислородного...

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание...

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Основные задачи дыхательных упражнений: укрепление физиологического дыхания детей (без речи). Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

‒ слабой дыхательной мускулатурой; ‒ слабым вдохом и выдохом, что ведет к тихой, едва

Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного...