Организация самостоятельной работы студентов в колледже | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

X международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, февраль 2019)

Дата публикации: 21.01.2019

Статья просмотрена: 414 раз

Библиографическое описание:

Александрова, Н. В. Организация самостоятельной работы студентов в колледже / Н. В. Александрова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14761/ (дата обращения: 18.04.2024).



Среднее профессиональное образование в современных социально-экономических условиях играет важную роль в подготовке будущих правоохранителей, позволяющей удовлетворить потребности личности в опережающем получении образования, дающего возможность свободно найти работу на рынке труда.

Введение ФГОС, активно изменяющиеся требования к специалистам на рынке труда, предъявляют новые требования к профессиональной подготовке выпускников со средним специальным образованием, которые бы обеспечивали их конкурентоспособность, профессиональную мобильность и социально-профессиональное развитие личности.

В связи с развитием общества и научно-технического прогресса усложняется процесс адаптации личности в профессиональной сфере. В этих условиях особая роль принадлежит самостоятельной работе как средству профессионального развития.

Принятие в 2012 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», а также вступление в силу федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования так называемого третьего поколения поставило перед педагогическим составом колледжа следующие главные задачи: первая — индивидуальный подход к обучению наших курсантов, второе — внедрение компетентностного подхода в образовании, когда результат образования — компетенция. Он предусматривает внедрение интерактивных методов обучения. Здесь используются, прежде всего, компьютерные симуляции, деловые, ролевые игры, ситуационные задания. И третья задача — внедрение деятельностного подхода в обучении, когда обучающиеся не получают «готовых знаний», а находят знания в процессе своей исследовательской деятельности. Образование — это саморазвитие. Данный процесс не завершается по окончании колледжа. Студент должен быть готов к непрерывному получению образования в течение всей жизни. Самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности образования. Это самый верный путь развития колледжа, так как те мероприятия, которые мы на сегодняшний день осуществляем, позволяют нам говорить о действительно высоких результатах по качественному обучению наших учащихся.

Проблема организации самостоятельной работы обучающихся является актуальной и сложной. Время диктует повышенные требования к будущим правоохранителям. Тот, кто будет защищать интересы горожан, должен знать, как организовать свою работу, как использовать творческий подход к работе, научиться приобретать и использовать знания на практике самостоятельно. Обеспечить эту деятельность на всех этапах обучения — это задача преподавателей. Практическое решение этой проблемы требует значительных усилий не только со стороны преподавателей, но и со стороны обучающихся. Основная задача, которую должен решать преподаватель, — это создание учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся, которое способствовало бы развитию их творческого мышления, познавательной активности и самостоятельности. Умения и навыки самостоятельно добывать знания формируются в процессе самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа наряду с аудиторной представляет собой одну из форм учебного процесса и занимает значительную часть учебного времени в соответствии с учебным планом.

Будущие юристы специальности «Правоохранительная деятельность» в колледже готовятся к следующим двум видам деятельности: оперативно-служебная деятельность и организационно-управленческая деятельность. Для организации самостоятельной работы обучающихся по профессиональным модулям преподавательским составом колледжа разработаны: система заданий для самостоятельной внеаудиторной работы, темы рефератов, докладов, курсовых и выпускных квалификационных работ, методические указания к выполнению практических заданий, списки обязательной и дополнительной литературы; учебно-методические пособия, цель которых — помочь обучающимся овладеть основными понятиями уголовного права, уголовно-процессуального права, криминалистики и других специальных дисциплин. При изучении ПМ.01 «Оперативно-служебная деятельность» в учебно-методических пособиях для самостоятельной подготовки обучающихся к учебным занятиям представлен тематический план модуля, содержание модуля, перечень изучаемых вопросов по каждой теме модуля, краткий теоретический обзор темы, рекомендуемая литература, формы внеаудиторной самостоятельной работы.

Сборники методических разработок для проведения практических занятий при изучении модулей состоят из указания темы, целей, задач, оснащения занятия; перечня формируемых компетенций, схемы проведения практического занятия, ситуационных задач, тестовых заданий, рекомендуемой литературы. Выполнение обучающимися содержащихся в пособиях индивидуальных заданий способствует актуализации ранее полученных знаний.

Одна из форм аудиторной самостоятельной работы — создание профессиональной ситуации. Ситуационная задача включает в себя условия (описание ситуации и исходные данные) и вопросы (задания), поставленные обучающим, на которые предлагается самостоятельно найти способ решения. В соответствии с ФГОС требования к знаниям, умениям, практическому опыту по ОП.08 Уголовный процесс — уметь принимать процессуальные решения в сфере уголовного судопроизводства [1]. В связи с этим требованием при изучении темы «Возбуждение уголовного дела», например, обучающимся предлагается роль прокурора и следующая ситуация: необходимо ознакомиться с текстом постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, проанализировать его с точки зрения структуры и содержания, принять соответствующее решение.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об отказе в возбуждении уголовного дела

Участковый уполномоченный полиции ОМВД России по Даниловскому району города Москвы лейтенант полиции Грачев И. Н., рассмотрев материалы о краже вещей из детского комбината № 9 г. Москвы,-

УСТАНОВИЛ:

В ночь на 20 сентября неизвестные лица, взломав запоры на входной двери в детский комбинат № 9, проникли в помещение и похитили двое настенных часов «Весна» по цене 500 руб., бытовой вентилятор ВН-10, стоимостью 1000 руб., и ряд других мелких предметов.

Принимая во внимание, что принятые по данному факту меры по розыску совершивших преступление лиц положительных результатов не дали, а детскому комбинату № 9 причинен незначительный материальный ущерб, руководствуясь ч. 2 ст. 14 УК РФ,-

ПОСТАНОВИЛ:

  1. В возбуждении уголовного дела отказать.

Участковый уполномоченныйИ. Н. Грачев

Соответствует ли постановление требованиям закона?

Обучающийся должен проанализировать каждую часть постановления с точки зрения законности содержания. В этом случае каждый обучающийся включается в активную творческую деятельность, используя накопленные знания, что позволяет формировать их профессиональную компетентность.

Целенаправленная система проблемных вопросов, дифференцированные задания на практических занятиях побуждают студентов к самостоятельной работе. При этом возникают вопросы, которые требуют консультации с преподавателем. Проведение регулярных консультаций — неотъемлемая часть организации самостоятельной работы студентов. Консультация даёт возможность дифференцированно подойти к её организации, активно стимулировать и развивать познавательные интересы студентов.

Для подготовки обучающихся к Государственной (итоговой) аттестации преподавателями специальности «Правоохранительная деятельность» подготовлены сборник заданий в тестовой форме и сборник профессиональных задач по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям.

Научно-исследовательская работа обучающихся под руководством преподавателей способствуют реализации исследовательского метода и одного из основных дидактических признаков научности и связи теории с практикой. Перед студентами ставится практическая проблема, для решения которой необходим научно обоснованный поиск с применением активных методов обучения и пути решения данной проблемы. Важной составляющей самостоятельной работы студентов по ПМ. 01 «Оперативно-служебная деятельность» становится проектирование. В последние годы студенты работали над такими актуальными темами, как «Производство следственных действий — основной способ собирания доказательств», «Реализация принципа уважения чести и достоинства личности при проведении предварительного расследования», «Проблемы хранения вещественных доказательств», «Проблемы проведения проверки поступившего сообщения о преступлении», «Особенности производства сокращенного дознания» и др. Стимулом для развития способностей студентов становится апробация результатов исследований в виде публикаций в студенческих журналах, организация онлайн-голосования среди студентов за лучшую опубликованную статью, участие в научных конференциях и олимпиадах. Организация самостоятельной работы обучающихся должна представлять единство трех взаимосвязанных форм: внеаудиторной самостоятельной работы; аудиторной самостоятельной работы, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя; и творческой, в том числе научно-исследовательской работы. Инициативная творческая активность студентов — ключевая составляющая процесса обучения, именно поэтому самостоятельная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса. Таким образом, проводимая в колледже аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа становится для обучающихся средством саморазвития, создаёт дополнительную мотивацию к профессиональному росту, помогает формировать общие и профессиональные компетенции и тем самым, создает условия для реализации ФГОС СПО по специальности «Правоохранительная деятельность».

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор — подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Наряду с традиционными формами организации самостоятельной работы, можно использовать такие, как: публикации, участие в олимпиадах по дисциплине, решение ситуационных задач, составление процессуальных документов. Студент должен понять, что эта работа нужна, прежде всего, для него, для его успешной будущей карьеры. Несомненно, развитию мотивации способствует участие обучающихся в международном некоммерческом движении WorldSkills, целью которого является развитие профессионального образования путем проведения конкурсов профессионального мастерства. Миссия WorldSkills- развитие профессиональных компетенций, повышение престижа высококвалифицированных кадров, демонстрация важности компетенций для экономического роста и личного успеха.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 509 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность» Форма доступа: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70732124/#ixzz5b5gz8INW.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, самостоятельная работа обучающихся, внеаудиторная самостоятельная работа, возбуждение уголовного дела, детский комбинат, профессиональное образование, студент, аудиторная самостоятельная работа, рекомендуемая литература, рынок труда.

Похожие статьи

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Организация самостоятельной работы студентов при... Самостоятельная работа студентов – это не что иное, как моделирование их

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности формированию общих компетенций?

Методическое обеспечение внеаудиторной самостоятельной...

‒ нормативно-правовую основу организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельная работа студентов – это не что иное, как моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут...

Самостоятельная работа студентов медицинских...

Самостоятельная работа студентов — это метод обучения, при котором познавательная деятельность протекает в полном соответствии с индивидуальными потребностями, уровнем базового образования, опытом с одной стороны, и с другой — специально созданными для...

Внеаудиторная работа как компонент самореализации студентов

Эффект от самостоятельной работы можно получить от того, как спланирована самостоятельная работа, как она контролируется и сколько академических часов на нее отводится. В национально исследовательском Томском политехническом университете (ТПУ)...

Организация внеаудиторной самостоятельной работы по...

Аудиторная работа выполняется на занятии по заданию преподавателя, в его присутствии и

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (ВСР) — выполнение студентами

Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине ОДБ.04 Иностранный язык

В результате выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся должен.

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности формированию общих компетенций?

Самостоятельная работа студентов — всесторонне, многофункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное...

Роль внеаудиторной самостоятельной работы в формировании...

самостоятельное образование, самостоятельная работа студента, самостоятельная работа, учебный предмет, самостоятельное образование. внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Организация самостоятельной внеаудиторной работы...

С внедрением в образовательный процесс ФГОС третьего поколения большой объем времени отводится на самостоятельную работу студентов. В соответствии с учебными планами на самостоятельное изучение дисциплины отводится в среднем 50–60 % от общего количества...

Организация самостоятельной работы студентов при изучении...

Ключевые слова: самостоятельная работа, домашняя работа, аудиторное занятие, лексика, грамматика, устная речь, чтение, компьютерная

Организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в процессе обучения в вузе, формирование умений учебного труда...

Похожие статьи

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Организация самостоятельной работы студентов при... Самостоятельная работа студентов – это не что иное, как моделирование их

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности формированию общих компетенций?

Методическое обеспечение внеаудиторной самостоятельной...

‒ нормативно-правовую основу организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельная работа студентов – это не что иное, как моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут...

Самостоятельная работа студентов медицинских...

Самостоятельная работа студентов — это метод обучения, при котором познавательная деятельность протекает в полном соответствии с индивидуальными потребностями, уровнем базового образования, опытом с одной стороны, и с другой — специально созданными для...

Внеаудиторная работа как компонент самореализации студентов

Эффект от самостоятельной работы можно получить от того, как спланирована самостоятельная работа, как она контролируется и сколько академических часов на нее отводится. В национально исследовательском Томском политехническом университете (ТПУ)...

Организация внеаудиторной самостоятельной работы по...

Аудиторная работа выполняется на занятии по заданию преподавателя, в его присутствии и

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (ВСР) — выполнение студентами

Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине ОДБ.04 Иностранный язык

В результате выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся должен.

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности формированию общих компетенций?

Самостоятельная работа студентов — всесторонне, многофункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное...

Роль внеаудиторной самостоятельной работы в формировании...

самостоятельное образование, самостоятельная работа студента, самостоятельная работа, учебный предмет, самостоятельное образование. внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Организация самостоятельной внеаудиторной работы...

С внедрением в образовательный процесс ФГОС третьего поколения большой объем времени отводится на самостоятельную работу студентов. В соответствии с учебными планами на самостоятельное изучение дисциплины отводится в среднем 50–60 % от общего количества...

Организация самостоятельной работы студентов при изучении...

Ключевые слова: самостоятельная работа, домашняя работа, аудиторное занятие, лексика, грамматика, устная речь, чтение, компьютерная

Организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в процессе обучения в вузе, формирование умений учебного труда...