Формирование познавательных УУД младших школьников на основе межпредметных связей | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Санкт-Петербург, январь 2019)

Дата публикации: 04.01.2019

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Королюк Н. А. Формирование познавательных УУД младших школьников на основе межпредметных связей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — СПб.: Свое издательство, 2019. — С. 51-53. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14773/ (дата обращения: 21.06.2019).



Ключевые слова: образовательный процесс, учебные действия, межпредметная связь, предмет, начальная школа, изучение математики.

Жизнь современного человека обусловлена процессами, которые в нем происходят. Меняются ценностные ориентации и установки. К подрастающему поколению предъявляется ряд новых требований: успешно действовать в проблемных ситуациях, самостоятельно ориентироваться в потоках новой информации, быть коммуникабельным, эмоционально устойчивым и т. д. Все это является основой современного подхода в образовании.

Согласно основным канонам современной системы образования, формирование прочных предметных знаний и умений является необходимым, но недостаточным условием для полноценного развития личности ребёнка. В связи с этим, всё более актуальным в образовательном процессе сегодня становится использование в образовательном процессе таких приёмов и методов, которые будут способствовать формированию умения самостоятельно добывать новые знания, подбирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Соответствуя вышеописанным условиям, именно универсальные учебные действия, обладающие интегративной природой, могут обеспечить универсальность образования, дают возможность учащимся не просто воспроизводить полученные знания в искусственно созданных условиях образовательного процесса, а использовать их творчески, в непривычной ситуации, в реальной действительности. В связи с этим актуальной задачей современного образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий».

Основой формирования универсальных учебных действий является, так называемое, «умение учиться», предполагающее полноценное освоение всех составляющих учебной деятельности (познавательных и учебных мотивов; учебной цели; учебной задачи; учебных действий и операций). Оно же является важным фактором, влияющим на процесс освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Все универсальные учебные действия можно разделить на 4 группы:

1) Личностные универсальные учебные действия

2) Коммуникативные универсальные учебные действия

3) Регулятивные универсальные учебные действия

4) Познавательные универсальные учебные действия.

В своей статье мы остановимся более подробно на познавательных универсальных учебных действия [1, с. 34].

Младший школьный возраст отличается особой активностью в развитии важнейших познавательных процессов. Для того, что процесс формирования познавательных универсальных учебных действий был эффективным необходимо развитие таких высших психических функций как произвольность памяти, внимания, воображения. Именно в этом возрасте познавательные процессы становятся более самостоятельными.

Положительное влияние на учебно-познавательную деятельность младших школьников оказывают межпредметные связи, которые являются стимулирующим фактором для развития мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся, обеспечивают взаимосвязи, обобщение и систематизацию знаний об объектах природы и общества, способствуют развитию мировоззрения.

На основе межпредметных связей у учащихся развивается диалектическое и системное мышление, гибкость ума, формируется умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук. При отсутствии данных интеллектуальных способностей становится невозможным творческое отношение человека к деятельности, решение современных сложных задач, которые требуют синтеза знаний из разных предметных областей [4]. В этой связи, следует отметить, что наличие межпредметных связей является необходимым условием организации образовательного процесса как комплексного подхода к обучению в единстве с воспитанием. Относительно учебной деятельности учащихся межпредметные связи являются непременным условием реализации познавательных потребностей младших школьников, формирования самостоятельности мышления, развития их личностных качеств в целом и такого качества, как познавательная активность в частности.

Межпредметные понятия могут встречаться как в различных учебных предметах, так и в реальных жизненных ситуациях. Так, например, в различных учебных дисциплинах в начальных классах можно найти понятия, часть термина у которых совпадает. Для примера можем взять понятия «корень», «корень слова», «корень уравнения». Можем определить эти понятия, как межпредметные, т. к. с ними дети знакомятся при изучении разных школьных дисциплин и часть термина данных понятий совпадает. Однако, анализ методической, философской литературы показал, что нет четкого определения межпредметных понятий.

В курсе математики чаще всего используется логический подход к трактовке понятий. С точки зрения данного подхода, практически каждое понятие может быть представлено термином (имя, языковое выражение), смыслом (способ, задающий понятие) и значением (реальный объект, обозначенный термином понятия). Терминами математических понятий мы можем обозначать объекты, которые изучает математика; значениями понятий могут быть идеальные объекты; смысл понятий может быть представлен определением, каким-либо признаком, характеристикой определенных свойств объектов, которые являются значимыми для данного понятия [3, с. 45]. Именно познавательные УУД более других связаны с формированием межпредметных понятий в начальном курсе математики, по нашему мнению.

Помимо межпредметных понятий в курсе математики начальной школы образовательный процесс стоится на основе трех видов межпредметных временных связей: предшествующих, сопутствующих и перспективных. Предшествующие межпредметные связи реализуются, когда при изучении нового материала учащиеся опираются на ранее полученные знания по другим предметам. Сопутствующие межпредметные связи заключаются в том, что ряд вопросов и понятий изучаются как по математике, так и по другим предметам. И перспективные межпредметные связи, в свою очередь, используются в том случае, когда изучение материала по математике опережает его применение в других учебных предметах [5].

Следует отметить, что в практике начального образования при изучении математики могут реализовываться все эти три вида временных межпредметных связей. Главная задача учителя начальных классов — это создание условий, мотивирующих учащихся на активную познавательную деятельность, т. е. на формирование познавательных универсальных учебных действий. С этой целью целесообразно применение различных педагогических технологий, например, таких, как проектная и исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные технологии. Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов, по нашему мнению, будет способствовать вначале правильному их выполнению в рамках предмета математики, а затем переносу подобных действий на новые классы объектов, изучаемых в других учебных предметах.

Также эффективной формой реализации межпредметных связей при изучении математики является мини исследовательская работа по различным предметам, объединенным одной темой [6]. Так, например, в преддверие изучения темы «Меры длины» ученикам можно предложить задания провести небольшие исследования по русскому языку (изучить происхождение слов), по литературному чтению (найти произведения, в которых представлены различные меры длины), по математике (выяснить значение величины длин). Итогом подобной работы будет публичная презентация исследовательских работ учащихся с использованием интерактивной доски или проектора.

Продуктивной является также работа со справочниками и дополнительной литературой, поиск информации в интернете по соответствующей теме. Далее найденную учащимися интересную информацию можно использовать при выполнении различных творческих заданий (написание математических сочинений, сказок и стихов по определенной теме или выполнение рисунков и т. п.) [2]

Комплектование содержания межпредметного характера предопределяет выбор целесообразных форм организации образовательного процесса, которые будут способствовать обобщению, синтезу знаний, комплексному раскрытию учебных проблем. Чаще всего, это комплексные формы обучения, такие, как экскурсии, конференции, домашние задания, обобщающие уроки и т. д..

Таким образом, в процессе формирования межпредметных и подчинённых им понятий, при выполнении специальных заданий на основе межпредметных связей разных видов, младшие школьники осваивают познавательные УУД: учатся выделять свойства, существенные для понятия, определять понятия и относить объект к понятию, работать с информацией.

Межпредметные связи при их систематическом и целенаправленном осуществлении в процессе обучения математике в рамках начальной школы перестраивают весь процесс обучения, т. е. выступают как современный дидактический принцип формирования универсальных учебных действий — основных метапредметных образовательных результатов согласно Федеральным Государственным образовательным стандартам второго поколения.

Литература:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ А. Г. Асмолов и др. — М.: Просвещение. 2010.
  2. Литовка Е. И.,Синяк И. И. Интерактивные методы обучения как средство учебно-познавательной деятельности учащихся [Текст]/ Е. И. Литовка, И. И. Синяк//Информационно-методический вестник «Зернышко» — Свислочь: РУМК, 2011, № 2 — с. 9–10.
  3. Подходова Н. С., Иванова О. А. Проблемы формирования межпредметных понятий при изучении математики [Текст]/ Н. С. Подходова, О. А. Иванова // Письма в Эмиссия. оффлайн, 2013.
  4. Прохорова С. Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников [Текст]/ С. Ю. Прохорова //Управление начальной школой, 2013 — № 8.
  5. Расулова П. А. Межпредметные связи в обучении математике младших школьников [Текст]/П. А. Расулова //Проблемы и перспективы развития начального обучения. Сборник научно-методических статей преподавателей, соискателей, аспирантов и студентов факультета начальных классов. — Махачкала: ДГПУ, 2000. — С. 82–85.
  6. Саркисова И. И. Приемы педагогической техники для развития УУД [Текст] / И. И. Саркисова//Справочник заместителя директора школы. — 2012.– № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, действие, связь, предмет, начальная школа, изучение математики, курс математики, процесс обучения, процесс формирования, синтез знаний.

Похожие статьи

Закономерности процесса обучения математике как основа...

Научная организация процесса обучения математике требует знания и использование закономерностей его протекания и важнейших фактов о нем. Подзакономерностями обучения понимают сравнительно устойчивые, существенные, необходимые и повторяющиеся связи...

Формирование познавательных универсальных учебных...

В процессе обучения математике особую группу познавательных УУД образуют знаково-символические действия

Организация учебной исследовательской деятельности младших... Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе.

Особенности методической подготовки учителей начальной...

Начальное обучение — первый, а потому особенно ответственный период в системе обучения

Уроки математики могут и должны быть использованы в целях формирования у детей

Нужно довести до осознания младшими школьниками связи математики с практикой...

Организация учебной исследовательской деятельности младших...

Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе.

Гипотеза: Систематическое использование в процессе обучения математике различных видов заданий исследовательского характера способствуют повышению уровня сформированности...

Инновационные подходы при обучении в начальных классах на...

В данной статье рассмотрены инновационные подходы обучения в начальных классах на

В связи с этим совершенствование методики изучения величин, использование различных

Исходя из практики, успешно проведенной в начальных классах образовательных школ...

Технологический аспект процесса обучения математике...

Методы обучения математике, ориентированные на формирование личностных результатов обучающихся, должны удовлетворять следующим требованиям: – обеспечивать в процессе обучения математике сформированность основы саморазвития и самовоспитания

Методические система формирования обобщённых приёмов...

В данной работе рассматривается основные понятие лежащие в основе методики формирования общих приёмов учебной деятельности в процессе обучения математике. Ключевые слова: учебная деятельность, учебная задача, приём деятельности...

Функции задач в обучении математике | Статья в журнале...

В процессе обучения математике, наряду с образовательными целями

Главное состоит в том, чтобы планомерно использовать изучаемый материал, сам процесс учения, и в частности процесс решения задач для воспитания у учащихся устойчивых взглядов и убеждений.

Механизмы систематизации математических знаний

Получение хорошей системы знаний — основная функция обучения в вузе. Реализация систематизации математических знаний, как нам представляется, предполагает по возможности совместное выделение преподавателем и студентами элементов математических знаний и их...

Развивающие задачи как средство развития познавательных...

Еще недавно основной задачей перед учителем, была передача ученикам определенной суммы знаний. В настоящее время на первый план выдвигается задача развития учащихся в процессе обучения.

Похожие статьи

Закономерности процесса обучения математике как основа...

Научная организация процесса обучения математике требует знания и использование закономерностей его протекания и важнейших фактов о нем. Подзакономерностями обучения понимают сравнительно устойчивые, существенные, необходимые и повторяющиеся связи...

Формирование познавательных универсальных учебных...

В процессе обучения математике особую группу познавательных УУД образуют знаково-символические действия

Организация учебной исследовательской деятельности младших... Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе.

Особенности методической подготовки учителей начальной...

Начальное обучение — первый, а потому особенно ответственный период в системе обучения

Уроки математики могут и должны быть использованы в целях формирования у детей

Нужно довести до осознания младшими школьниками связи математики с практикой...

Организация учебной исследовательской деятельности младших...

Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе.

Гипотеза: Систематическое использование в процессе обучения математике различных видов заданий исследовательского характера способствуют повышению уровня сформированности...

Инновационные подходы при обучении в начальных классах на...

В данной статье рассмотрены инновационные подходы обучения в начальных классах на

В связи с этим совершенствование методики изучения величин, использование различных

Исходя из практики, успешно проведенной в начальных классах образовательных школ...

Технологический аспект процесса обучения математике...

Методы обучения математике, ориентированные на формирование личностных результатов обучающихся, должны удовлетворять следующим требованиям: – обеспечивать в процессе обучения математике сформированность основы саморазвития и самовоспитания

Методические система формирования обобщённых приёмов...

В данной работе рассматривается основные понятие лежащие в основе методики формирования общих приёмов учебной деятельности в процессе обучения математике. Ключевые слова: учебная деятельность, учебная задача, приём деятельности...

Функции задач в обучении математике | Статья в журнале...

В процессе обучения математике, наряду с образовательными целями

Главное состоит в том, чтобы планомерно использовать изучаемый материал, сам процесс учения, и в частности процесс решения задач для воспитания у учащихся устойчивых взглядов и убеждений.

Механизмы систематизации математических знаний

Получение хорошей системы знаний — основная функция обучения в вузе. Реализация систематизации математических знаний, как нам представляется, предполагает по возможности совместное выделение преподавателем и студентами элементов математических знаний и их...

Развивающие задачи как средство развития познавательных...

Еще недавно основной задачей перед учителем, была передача ученикам определенной суммы знаний. В настоящее время на первый план выдвигается задача развития учащихся в процессе обучения.