Стратегии смыслового чтения в начальной школе для достижения метапредметных результатов обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Санкт-Петербург, январь 2019)

Дата публикации: 01.01.2019

Статья просмотрена: 159 раз

Библиографическое описание:

Кокоулина С. В. Стратегии смыслового чтения в начальной школе для достижения метапредметных результатов обучения [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — СПб.: Свое издательство, 2019. — С. 48-51. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14765/ (дата обращения: 13.11.2019).



Ключевые слова: смысловое чтение, продуктивное чтение, литературное чтение, читательский опыт, развивающий урок

Несколько лет назад педагогическому сообществу нашей страны был представлен новый методологический подход, названный «метапредметным». К тому же в статус закона вступили новые образовательные стандарты, которые помимо предметных и личностных предъявляют требования к метапредметным результатам. Переосмыслить накопленный педагогический опыт потребовало само время. Сегодня человек должен уметь действовать в нестандартной ситуации, быстро и продуктивно включаться в незнакомые виды деятельности, вести конструктивный диалог. Только в этом случае ему обеспечен успех. Система образования как сфера подготовки ученика к жизни меняет ориентацию с накопления знаний на освоение способов мышления и деятельности, поэтому новые задачи, поставленные перед учителем, не могли быть решены в полной мере только средствами традиционной педагогики. Возникла необходимость в поиске новых средств и методических решений

Учебный процесс должен основываться на деятельностном подходе, цель которого — развитие личности ученика при активном восприятии учебного материала. Значит, главная задача учителя состоит в создании условий, провоцирующих детское действие.

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста — это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации (фактуальной, концептуальной, подтекстовой), глубокое понимание текста, собственная интерпретация. Решая многие задачи современной системы обучения, технология продуктивного чтения могла бы выступить средством достижения всех видов результатов, в том числе и метапредметных. Но, несмотря на высокий развивающий потенциал технологии продуктивного чтения, в школьных учебниках литературного чтения она практически не представлена, также нет и методик использования данной технологии на разных этапах урока литературного чтения в начальной школе. Чтобы решить данное противоречие, необходимо было подобрать различные приемы данной технологии и апробировать их использование на различных этапах урока литературного чтения, что и стало целью моего опыта.

Детальное изучение теории вопроса позволило сделать вывод о том, что технология продуктивного чтения хорошо «укладывается» в структуру развивающего урока и может использоваться на любом этапе. При построении модели развивающего урока я несколько видоизменяю традиционную структуру урока литературного чтения, пытаясь максимально учесть требования к современному уроку и технологические этапы продуктивного чтения. Опыт показывает, что наиболее эффективным для формирования универсальных учебных действий оказывается вариант продуктивного урока литературного чтения, построенного по схеме.

Если выбранная система является фундаментом сценария урока, то наполнение его содержания приемами продуктивного чтения — это его аранжировка, помогающая ученику понять суть изучаемого, придающая красоту и эмоциональность уроку, активизирующая мыслительные процессы.

Отличительной особенностью предлагаемой структуры урока на этапе мотивации является применение такого приема, как антиципация.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Во время работы с текстом до чтения возможно использование следующих приемов:

‒ “Дерево предсказаний”;

‒ Работа с иллюстрациями

‒ «Ожившие картины»-работа с репродукциями картин, отражающих эпоху, но не являющихся иллюстрациями к данному произведению;

‒ Фотоглаз- лексическая работа- работа со словами, не понятными обучающимся, их толкование, определение содержания произведения;

‒ «Ассоциативный куст»- определение по группе слов темы урока, названия произведения;

‒ «Отсроченная отгадка»

‒ Моделирование обложки книги

Итогом работы на этом этапе является определение темы, целей и задач урока, которые формулируются обучающимися самостоятельно.

Следующим этапом является- работа с текстом во время чтения.

Цель данного этапа: понимание текста на фактуальном и концептуальном уровне.

«Диалог» обучающихся савтором литературного произведения или научного текста — это прием работы с текстом во время его чтения.

Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов-предположений и далее — проверки их точности по ходу дальнейшего чтения. Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения. Для условного обозначения используются первые буквы мини-приемов.

Комментированное чтение — это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: «Стоп!", «Достаточно!", «Хватит!", «Остановись здесь!" и т. п. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно.

Еще одной отличительной особенностью предлагаемой структуры урока является блок осмысления ипереработки информации во взаимодействии. Это своего рода тренинг по преодолению инерции мышления, который требует от учеников нестереотипного поворота мысли.

Здесь использую задания на выдвижение гипотез, необычное использование объектов, нахождение закономерностей.

Например, очень любят мои ученики такую формы работы, как «Литературный квест».Квест — это разновидность игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету произведения.

Поддерживать интерес учеников помогают также современные интернет-технологии. На сайте класса (http://svkokoulina7.jimdo.com/) есть специальная страничка «Мы читатели», где мы проводим различные акции и конкурсы. На онлайн-доске ученики размещают записи и фото о прочитанных книгах

Таким образом на данном этапе у детей появляется возможность генерировать идеи, предлагать нестандартные способы действий, планировать свою деятельность, организовывать эксперимент, участвовать в групповой работе, продуктивно взаимодействовать. Технология продуктивного чтения предусматривает возможность применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.

Использование технологии продуктивного чтения на уроке и за его пределами позволяет улучшить результаты освоения учениками программного материала. Мониторинг результатов учебной деятельности школьников показывает положительную динамику.

Результаты моих учеников — это лучший ответ на вопрос «для чего я это использую?».

Сегодня убедительной считается оценка деятельности в количественном выражении, но не всё можно измерить числами (да, наверняка, и не нужно). Метапредметные результаты — это результаты на перспективу успешной самостоятельной жизни наших детей. К тому же, при использовании технологии продуктивного чтения ученики проявляют креативность мышления, инициативу, находчивость, активность, способность к эмоциональному восприятию и нравственному выбору, берут на себя ответственность за взаимодействие и результат. Значит, данная технология может быть средством достижения метапредметных результатов.

Накопленным опытом по использованию технологии продуктивного чтения делюсь с коллегами: провожу открытые уроки, мастер — классы на разных уровнях. Среди моих публикаций есть и описание использования технологии продуктивного чтения, и разработки уроков, и мастер-класс. Говоря о средствах формирования у учеников универсальных учебных действий, компетенций, умения работать с текстом и информацией в других дисциплинах и окружающей жизни, предлагаемые методические решения должны быть также универсальными. Данную технологию может использовать учитель любого предмета. Представляя свой опыт работы, я хотела показать, что технология продуктивного чтения в структуре современного урока — универсальное средство реализации ФГОС, создания условия для достижения всех видов результатов, подготовки учеников к самостоятельной взрослой жизни.

Литература:

  1. Алексеевская А. Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. — М., 2008. с. 18
  2. Зобнина М. А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. — 2007. — № 8. — С. 35–43.
  3. Лазарева В. А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. — / Сост. В. А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 С. 40
  4. Ниталимова Л. В., Семенова С. Н. Развитие читательского интереса младших школьников. — М.: Ментор. — 2007. — № 1. — С. 11–13.
  5. http://iem.natm.ru/mentor/0107_nitalimova.html
  6. Светловская Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. — 2003. — № 1. — С. 11–18.
Основные термины (генерируются автоматически): продуктивное чтение, литературное чтение, развивающий урок, читательский опыт, использование технологии, ученик, современный урок, отличительная особенность, дальнейшее чтение, вид результатов.

Ключевые слова

литературное чтение, продуктивное чтение, смысловое чтение, читательский опыт, развивающий урок

Похожие статьи

Технология продуктивного чтения как средство формирования...

текст, дальнейшее чтение, продуктивное чтение, читательская интерпретация, чтение ребенка, комментированное чтение, работа. Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения. Технология продуктивного чтения в...

Повышение эффективности уроков литературного чтения за...

Повышение эффективности урока литературного чтения — залог повышения качества обучения и

При планировании уроков я опираюсь на технологии, разработанные авторами учебника Н. Н

Развивающий аспект: развивать речь учащихся, творческое мышление...

Технология продуктивного чтения в профессиональной...

Технология продуктивного чтения сегодня продолжает оставаться предметом активного

текст, дальнейшее чтение, продуктивное чтение, читательская интерпретация, чтение

Современный учитель должен применять различные технологии, методы и приемы обучения...

Функциональное чтение и работа с текстом как одно из...

Функциональное чтение учит прежде всего понимать, что и зачем мы читаем и где это можно

Какая же работа с текстом поможет на современном уроке указать детям путь к позиции

Выразительное чтение ребят, в том числе и чтение по ролям, интонирование, выделение...

Формирование читательской компетенции младших школьников

текст, дальнейшее чтение, продуктивное чтение, читательская интерпретация, чтение ребенка, комментированное чтение, работа. Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения.

Технология продуктивного чтения как способ противостояния...

Технология имеет три этапа — до чтения, во время чтения, после чтения с вычитыванием

Цель третьего этапа работы с текстом после чтения — скорректировать читательскую

Считаю, что технология продуктивного чтения учит детей сосредотачивать свое внимание и...

Использование ИКТ-компетенции в подготовке и проведении...

На уроках литературного чтения использую иллюстрирование учениками изучаемого

Новый подход к урокам литературного и внеклассного чтения с использованием ИКТ дает

Литературное чтение — процесс особенно творческий, ни одна книга не была понята...

Использование технологии проектных задач по литературному...

В 1 классе на уроках литературного чтения необходимо научить детей выбирать тему проекта, определять, индивидуальную или в

Основные термины (генерируются автоматически): проектная задача, литературное чтение, рамка урока, современный урок, задача, проектная...

Методические способы формирование читательского интереса

Урок-семинар предполагает глубокую подготовку учеников, включая самостоятельное

Данный вид урока позволит развивать ораторские и аналитические способности учащихся

Воспитание читательской культуры младшего школьника на уроках литературного чтения.

Исследовательский урок диалогового обучения младших...

В статье раскрываются содержательные особенности технологии диалогового обучения

В самом общем виде исследовательский урок, по нашему мнению, может пониматься как

Характер включенного наблюдения отчетливо обнаруживается на уроке обучения младших...

Похожие статьи

Технология продуктивного чтения как средство формирования...

текст, дальнейшее чтение, продуктивное чтение, читательская интерпретация, чтение ребенка, комментированное чтение, работа. Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения. Технология продуктивного чтения в...

Повышение эффективности уроков литературного чтения за...

Повышение эффективности урока литературного чтения — залог повышения качества обучения и

При планировании уроков я опираюсь на технологии, разработанные авторами учебника Н. Н

Развивающий аспект: развивать речь учащихся, творческое мышление...

Технология продуктивного чтения в профессиональной...

Технология продуктивного чтения сегодня продолжает оставаться предметом активного

текст, дальнейшее чтение, продуктивное чтение, читательская интерпретация, чтение

Современный учитель должен применять различные технологии, методы и приемы обучения...

Функциональное чтение и работа с текстом как одно из...

Функциональное чтение учит прежде всего понимать, что и зачем мы читаем и где это можно

Какая же работа с текстом поможет на современном уроке указать детям путь к позиции

Выразительное чтение ребят, в том числе и чтение по ролям, интонирование, выделение...

Формирование читательской компетенции младших школьников

текст, дальнейшее чтение, продуктивное чтение, читательская интерпретация, чтение ребенка, комментированное чтение, работа. Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения.

Технология продуктивного чтения как способ противостояния...

Технология имеет три этапа — до чтения, во время чтения, после чтения с вычитыванием

Цель третьего этапа работы с текстом после чтения — скорректировать читательскую

Считаю, что технология продуктивного чтения учит детей сосредотачивать свое внимание и...

Использование ИКТ-компетенции в подготовке и проведении...

На уроках литературного чтения использую иллюстрирование учениками изучаемого

Новый подход к урокам литературного и внеклассного чтения с использованием ИКТ дает

Литературное чтение — процесс особенно творческий, ни одна книга не была понята...

Использование технологии проектных задач по литературному...

В 1 классе на уроках литературного чтения необходимо научить детей выбирать тему проекта, определять, индивидуальную или в

Основные термины (генерируются автоматически): проектная задача, литературное чтение, рамка урока, современный урок, задача, проектная...

Методические способы формирование читательского интереса

Урок-семинар предполагает глубокую подготовку учеников, включая самостоятельное

Данный вид урока позволит развивать ораторские и аналитические способности учащихся

Воспитание читательской культуры младшего школьника на уроках литературного чтения.

Исследовательский урок диалогового обучения младших...

В статье раскрываются содержательные особенности технологии диалогового обучения

В самом общем виде исследовательский урок, по нашему мнению, может пониматься как

Характер включенного наблюдения отчетливо обнаруживается на уроке обучения младших...