Урок физической культуры как пространство формирования благоприятных отношений подростков | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Железова, Н. А. Урок физической культуры как пространство формирования благоприятных отношений подростков / Н. А. Железова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14721/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье описываются особенности урока физической культуры. Раскрываются специфические воспитательные возможности физической культуры как учебного предмета.

Ключевые слова: физическая культура, межличностные отношения.

В настоящее время биологическое, телесное здоровье как основополагающий элемент жизнеспособности молодежи имеет очень важное значение в становлении молодого поколения, но этому аспекту в российском обществе пока ещё должного внимания не уделяется. Поэтому справедливо высказывание И. М. Быховской о том, что «формирование и развитие телесной (физической) культуры может стать значимым элементом образа жизни людей, занять полноправное место в их повседневности, стать действительной частью общей культуры только там и тогда, где и когда человеческое тело осознается и признается обществом, группой, индивидом как одна из базовых ценностей бытия, как объект социально и индивидуально значимого интереса, как элемент культуросообразной политики» [6, с.68].

Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в развитии общества весьма многообразно. В Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2007 г.) физическая культура рассматривается как обязательный раздел гуманитарной части образования, способствующий гармонизации духовных и физических сил, формированию таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство [1]. Как следствие, предполагается насущная актуальность решения целевой проблемы физического воспитания — проблемы формирования физической культуры личности школьника [6].

Среди многих средств воспитания физической культуре можно отвести особое место в связи с действенным характером учебно-воспитательных процессов, широкими возможностями для взаимодействия её субъектов. Коллективный характер физкультурной деятельности, разнообразие её мотивации, опора на чувства, существенные возможности формирования самооценки занимающихся, что стимулирует самопознание, физическое и духовное самосовершенствование, максимальную реализацию творческих возможностей, удовлетворяет возрастные потребности личности, — всё это даёт основание рассматривать физическую культуру как важное средство воспитания подрастающего поколения [6, с.70].

Некоторые аспекты отдельных специфических воспитательных возможностей физической культуры представлены в работах по психологии и социологии физического воспитания и спорта, теории и методике физической культуры (В. К. Бальсевич, Е. П. Ильин, П. Ф. Лесгафт, А. В. Лотоненко, Л. И. Лубышева, Л. П. Матвеев, А. Ц. Пуни, М. И. Станкин, Ю. Л. Ханин и др.).

Анализ данных работ и диссертационных исследований позволяет систематизировать и в определённой степени раскрыть специфические воспитательные возможности физической культуры как учебного предмета. К ним, мы считаем, можно отнести следующие:

– возможность влияния на духовное, психическое через физическое развитие человека, что обусловлено внутренним единством человеческого организма. Через развитие и совершенствование морфофункциональных свойств организма посредством нормированных физических нагрузок в условиях специально организованного учебного занятия осуществляется влияние на волевые и моральные качества, развиваются и совершенствуются психофизические качества (внимание, память, мышление и т. п.) занимающегося, формируются социально значимые качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, ответственность, инициативность, коммуникабельность и т. д.) [3], через освоение социокультурных ценностей физической культуры происходит принятие общечеловеческих ценностей (взаимопонимание и взаимопомощь, доброта и уважение, справедливость и честность, и т. д.) [5]. Как пишет М. Вичев, «физическая культура есть только там, где, прежде всего, есть гармоническое единство телесного и духовного в человеке. Воспроизвести физическую культуру и соответственно успешно развить её нельзя, если производить… только физическую культуру. Культура есть феномен целостный», то есть физическая культура есть фактически сущностное единство нравственной, эстетической, интеллектуальной и деятельностно-практической культуры;

– особые возможности влиять на формирование самооценки учащихся. Исследования Е. П. Ильина показали, что специфика двигательной деятельности позволяет использовать большое многообразие педагогических приёмов, одинаково эффективно влияющих как на заниженную, так и на завышенную самооценку учащихся [2]. Например, варьирование сложности учебных заданий; включение в соревнования с более сильным или более слабым соперником с тем, чтобы заранее обеспечить либо победу, либо неудачу; оценка не результата выполняемого упражнения, а способов достижения результата, и т. д.

Все отношения Е. П. Ильин дифференцирует на формализованные и неформализованные отношения. Формализованные отношения включают в себя деловые отношения, проявляемые в процессе учебы (например, при выполнении парных и групповых упражнений на уроке физической культуры), и отношения управления, которые складываются между школьниками, выполняющими функцию руководства, и остальными учениками (например, между физоргом класса и его одноклассниками) [3, с.359].

Неформализованные отношения отражают симпатию или антипатию, дружбу или вражду, то есть эмоциональную сторону жизни класса. Обычно в классе можно наблюдать несколько видов межличностных взаимоотношений школьников: дружбу, симпатию, нейтральные отношения, антипатию и т. д. Эти отношения возникают на основе оценки друг друга по личностным и деловым качествам, на основе принадлежности школьника к определенной микрогруппе и оценки этой группы, даже на основе достижения родителей ученика в той или иной области человеческой деятельности.

Тем не менее, между взаимооценками деловых и личностно-эмоциональных качеств школьников часто наблюдается несоответствие. Например, школьники могут высоко оценивать своего одноклассника как спортсмена, но низко − как товарища, так как он проявляет зазнайство, с пренебрежением относится к физически слабым товарищам. И наоборот, школьник, не имеющий особых достижений в спорте, может высоко оцениваться всем классом по личностным качествам. Для школьных групп, в которых деловые отношения на уроке физической культуры выражены в большей мере, чем на других уроках, все же ведущими являются эмоциональные отношения. Однако коллективистская направленность учащихся приводит к тому, что оценки по деловым и эмоциональным качествам совпадают [3, с.360].

По мнению Е. П. Ильина, формируя коллектив учащихся, учитель физической культуры должен последовательно решить четыре задачи:

  1. организация и сплочение в каждом классе и в школе физкультурного актива, укрепление его авторитета;
  2. придание коллективу школьников идейной направленности, развитие в нем критики и самокритики, формирование высокой требовательности к себе и товарищам;
  3. превращение классных коллективов в естественную и необходимую часть общешкольного коллектива;
  4. формирование у коллектива школьников такта, умения применять правильные формы воздействия на своих товарищей, включая и индивидуальный подход к ним [3, с.364].

Как отмечает Ильин, необходимо, чтобы совместно выполняемая школьниками деятельность вызывала у них коллективные переживания, стремление работать сообща и общаться как в учебное, так и внеучебное время. Ведь не всякая совместная деятельность формирует и сплачивает коллектив. Чтобы достичь желаемого результата, учитель должен учесть ряд моментов, такие, например, как возрастные особенности детей и уровень развития коллектива [3, с. 367].

В подростковом возрасте коллективная организация учебной и общественной деятельности должна давать возможность каждому проявить активность, принять участие в коллективном поиске способов решения поставленных задач и достижении поставленных целей [3, с.367].

Важной методической особенностью, по мнению А. В. Шапаря, является способность физических упражнений воздействовать без значительного нервно-эмоционального напряжения на все стороны мыслительной деятельности: содержательную, функционально-операционную и целемотивационную. Выполнение упражнений приводит к правильной самооценке успехов, осознанному стремлению к совершенствованию осваиваемых двигательных навыков и умений. Кроме того, мышечная деятельность создает проблемные ситуации разной степени сложности, множественность альтернативного выбора в жестких рамках времени. В этих условиях совершенствуются и развиваются творческие способности, т. е. умение принимать рациональные решения в короткое время [4,с.30].

Безграничные возможности физической культуры зачастую недооцениваются, и этот школьный предмет еще больше, чем раньше, рассматривается как узкоутилитарная дисциплина, обеспечивающая лишь повышение физических кондиций школьников [4, с. 30].

По сравнению с другими предметами «Физическая культура» имеет целый ряд преимуществ. Выполнение физических упражнений, например, исключает возможность «списать» задание. Подсмотреть, как это делает кто-то другой, школьник может, но выполнять он будет сам, действуя согласно своим индивидуальным особенностям. Этот процесс естественным образом сопровождается активизацией его умственной сферы [4, с. 32].

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, как важна роль физической культуры в формировании личности обучающихся, их интересов и творческих способностей, в совершенствовании двигательных и психофизиологических качеств, в укреплении здоровья и профилактики заболеваний школьников. Поэтому в структуре общего среднего образования предмет должен носить прикладной характер, занимать одно из ведущих мест в системе межпредметных связей и способствовать решению важных общепедагогических задач.

Литература:

  1. Закон о физической культуре и спорте Российской Федерации. — М., 2007.– [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/
  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М.: «Логос», 1999. — 384 с.
  3. 3.Ильин Е. П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 468 с.
  4. Шапарь А. В. Роль и место физической культуры в образовательном пространстве / В. В. Перетятько, А. В. Шапарь// Физическая культура в школе.−2005.−№ 4. − С. 29–33.
  5. Щёголев В. А., Когтерев Р. Н. Воспитание студенческих коллективов в процессе физкультурно-спортивной деятельности: Учебно-методическое пособие. — СПб., СПбГУ, 1998. — 53 с.
  6. Шивринская С. Е. Урок физической культуры как пространство самовоспитания подростка. − Череповец. 2008г. − с. 159.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, возможность, отношение, качество, средство воспитания, учебный предмет, физическое воспитание, человеческая деятельность, школьник.

Похожие статьи

Преподавание предмета «Физическая культура»

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, общего...

Коллективная познавательная деятельность и воспитание...

Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников на уроках физической культуры.

Игровые приемы организации познавательной деятельности школьников на уроках физической культуры воспитывают такие качества личности, как толерантность...

Прогностические аспекты повышения у студентов...

В статье рассматривается роль формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре студентов, социально-экономическая функция физического воспитания в средней и высшей школе. Ключевые слова: здоровье, мотивация, физическая культура.

Спортизация физического воспитания как фактор...

Повышение эффективности физического воспитания школьников является для

Спортизация физического воспитания позволяет им испытать на себе многочисленные

Будем надеется, что сама жизнь, ее закономерности и человеческая энергия победят рутину...

Образовательная направленность урока физическая культура

Характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности урока как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности школьника.

Новые инновационные технологии в физическом воспитании...

Учитель физической культуры должен помочь детям раскрыть свои возможности. Помогают оптимизировать процесс обучения технологии

2. Напреев С.Г, Калюжный Е.А. «Дневник самоконтроля по физической культуре» как средство воспитания мотивации к здоровому...

Народные спортивные игры как эффективное средство...

5. Маскаева Т. Ю. Физическое воспитание как средство. Динамика физического развития и физической подготовленности учащихся

педагогический контроль, физическое воспитание, физическая культура, состояние здоровья, нервная система, качество, основная цель...

Психолого-педагогические основы нравственного воспитания на...

Нравственное начало пронизывает всю многообразную деятельность школьника. Поэтому нравственное воспитание должно быть не

Содержание нравственного воспитания в нашем обществе, в том числе и в процессе физического воспитания, как известно, направлено на...

Принцип индивидуализации в физическом воспитании...

Индивидуализация в физическом воспитании предполагает необходимость учета

Принцип индивидуализации в физическом воспитании осуществляется на основе общих

Учитель обязан знать учебные возможности школьников усвоить содержание образования...

Взаимосвязь и взаимообусловленность деятельности учителя...

Взаимосвязь и взаимообусловленность деятельности учителя и учащихся на уроке

Воспитание — процесс систематического воздействия на духовное и физическое развитие

Учитель реализует свою учебную деятельность в непосредственной взаимосвязи с...

Похожие статьи

Преподавание предмета «Физическая культура»

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, общего...

Коллективная познавательная деятельность и воспитание...

Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников на уроках физической культуры.

Игровые приемы организации познавательной деятельности школьников на уроках физической культуры воспитывают такие качества личности, как толерантность...

Прогностические аспекты повышения у студентов...

В статье рассматривается роль формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре студентов, социально-экономическая функция физического воспитания в средней и высшей школе. Ключевые слова: здоровье, мотивация, физическая культура.

Спортизация физического воспитания как фактор...

Повышение эффективности физического воспитания школьников является для

Спортизация физического воспитания позволяет им испытать на себе многочисленные

Будем надеется, что сама жизнь, ее закономерности и человеческая энергия победят рутину...

Образовательная направленность урока физическая культура

Характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности урока как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности школьника.

Новые инновационные технологии в физическом воспитании...

Учитель физической культуры должен помочь детям раскрыть свои возможности. Помогают оптимизировать процесс обучения технологии

2. Напреев С.Г, Калюжный Е.А. «Дневник самоконтроля по физической культуре» как средство воспитания мотивации к здоровому...

Народные спортивные игры как эффективное средство...

5. Маскаева Т. Ю. Физическое воспитание как средство. Динамика физического развития и физической подготовленности учащихся

педагогический контроль, физическое воспитание, физическая культура, состояние здоровья, нервная система, качество, основная цель...

Психолого-педагогические основы нравственного воспитания на...

Нравственное начало пронизывает всю многообразную деятельность школьника. Поэтому нравственное воспитание должно быть не

Содержание нравственного воспитания в нашем обществе, в том числе и в процессе физического воспитания, как известно, направлено на...

Принцип индивидуализации в физическом воспитании...

Индивидуализация в физическом воспитании предполагает необходимость учета

Принцип индивидуализации в физическом воспитании осуществляется на основе общих

Учитель обязан знать учебные возможности школьников усвоить содержание образования...

Взаимосвязь и взаимообусловленность деятельности учителя...

Взаимосвязь и взаимообусловленность деятельности учителя и учащихся на уроке

Воспитание — процесс систематического воздействия на духовное и физическое развитие

Учитель реализует свою учебную деятельность в непосредственной взаимосвязи с...