Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Автор: Артемьева Оксана Ивановна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Санкт-Петербург, январь 2019)
Дата публикации: 19.12.2018
Статья просмотрена: 2473 раза
Библиографическое описание:
Артемьева, О. И. Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста / О. И. Артемьева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14711/ (дата обращения: 10.12.2024).
Современный мир разнообразен, сложен и динамичен. Современные люди постоянно познают новые грани действительности. Становление картины мира — сложный процесс, который начинается с рождения человека и продолжается в течение всей жизни человека.
Дошкольный период — время активного становления личности, для которого характерно формирование целостности сознания человека, его эмоциональной и интеллектуальной сфер, образование основ самостоятельности и индивидуальности. Уровень развития личности дошкольника во многом зависит от уровня развития его речи.
Сегодня, в связи с совершением процессов воспитания и обучения дошкольников, а также, в связи с внедрением федеральных государственных стандартов, традиционные подходы к развитию речи детей дошкольного возраста терпят изменения.
Изучение психологических и педагогических исследований таких авторов как Л. С. Выготский, А. А. Люблинская, показало, что развитие речи ребенка необходимо осуществлять по двум векторам: эмоционально-выразительному и логическому.
Трансформация системы дошкольного образования выдвигает на первый план задачи развития индивидуальных способностей и личностных качеств детей. Основой личности ребенка является активная позиция по отношению к социальной жизни (М. В. Крулехт, Т. И. Бабаева). Речь, как особая форма отражательной мыслительной деятельности, сопровождает все другие деятельности ребенка, развивается в них и сама способствует их развитию.
Как говорилось ранее, сейчас происходят изменения в системе дошкольного и начального школьного обучения. Современное школьное обучение требует, чтобы ребенок умел безошибочно и связно выразить свои мысли, полноценно и планомерно передавать суть читаемого или воспринимаемого на слух литературного произведения, четко отвечать на поставленные вопросы, т. е. владеть речью на достаточно высоком уровне. Из этого можно сделать вывод, что развитие речи в период дошкольного детства, является одной из важнейших задач интеллектуального развития и подготовки детей к школьному обучению.
В настоящее время наблюдается дисгармония в системе развития речи детей. Она заключается в том, что уровень общего речевого развития дошкольников снижается, а требования начального образования к речевой подготовке возрастают.
Понятие «связная речь» обозначает развернутое высказывание, имеющее смысловую нагрузку. Это цепочка логически сочетающихся предложений, обеспечивающая коммуникацию и взаимопонимание. Психологи пишут, что связность речи — это ее адекватность относительно речевого оформления мысли человека, это ее внятность для окружающих.
Связная речь отражает все важнейшие компоненты своего смыслового содержания. Несвязность речи может возникнуть, если суть речи не осознана, либо эта суть не отражена надлежащим образом в речи человека (письменной или устной).
В традиционной методике понятие связной речи представляется как процесс, деятельность говорящего (пишущего) человека; как продукт, результат этой деятельности (текст, высказывание); и как область работы по развитию речи.
Основное значение связной речи для человека — это ее коммуникативная функция. Коммуникация может осуществляться в форме диалога и монолога. И, в зависимости от этой формы, определяется основные аспекты методики.
Диалог и монолог имеют разную коммуникативную направленность. Они противопоставляются друг другу.
Наиболее ярким проявлением коммуникативной функции речи является, конечно же, диалог. Многие ученые обозначают диалог, как естественную форму общения, которая предполагает чередование высказываний собеседников, прослушивание этих высказываний собеседниками, и эти высказывания понятны говорящим, они понимают о чем идет речь, и им не требуется развертывание мысли.
Связное, логическое высказывание, которое отличается своей последовательностью, называют монологом. Монолог не предполагает незамедлительного реагирования слушателей. Монолог, как высказывание, имеет более сложную структуру, более развернутую.
Монолог и диалог, как формы речи, имеют также и разные мотивы. Диалог, как речевая форма, активизируется внешними мотивами, которыми могут являться ситуация, в которой происходит диалог, высказывания участников коммуникации, тогда как монолог обычно стимулируется внутренними мотивами (стремление говорящего высказать именно эту мысль, быть понятым, услышанным и т. д.).
Наиболее сложным, произвольным, т. е. наиболее сознательно регулированным видом речи, конечно же, является монолог.
Развитие речи дошкольников происходит в тесной связи с развитием мышления детей, от наглядно-действенного к наглядно-образному, и от них, к словесно-логическому. А также, связано с усложнением детской деятельности, и общения с окружающими, как одной из форм этой деятельности.
К старшему дошкольному возрасту дети овладевают способностью связно, последовательно излагать свои мысли. Наряду с прямой речью, появляется косвенная речь. Дошкольник умеет рассказывать, самостоятельно анализировать, давать оценку и обобщать.
В развитии связной речи важнейшую роль играет содержание общения взрослого с ребенком, и управление взрослым детской деятельностью.
Обучение полноценным рассуждениям, которые включают в себя тезис, доказательства и выводы, формирование умения выявлять существенное, что необходимо для умения доказывать свою точку зрения, свои тезисы, а также формирование умения использовать различные языковые средства, вот основные направления работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Содержание общения «педагог-ребенок» и «ребенок-ребенок», которое должно быть проблемным, должно побуждать ребенка объяснять, доказывать, рассуждать, является главнейшим условием формирования умения связно высказывать свои мысли.
Использование элементов проблемного обучения, что соответствует тенденции преобразования системы дошкольного образования, является необходимой составляющей методики развития связной речи.
Получение новых знаний детьми, путем решения проблемных ситуаций, задач, которые предполагают эти проблемные ситуации, являются основой проблемного обучения.
Г. С. Альтшулллер, отечественный исследователь, разработал систему ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач, которую возможно использовать в рамках проблемного обучения.
Различные методы и приемы системы ТРИЗ можно использовать в работе по развитию связной речи дошкольников. Рассмотрим несколько методов, которые предлагает нам теория решения изобретательских задач.
Метод аналогии, который в системе ТРИЗ, имеет три разновидности: личностная аналогия или эмпатия, метод прямой аналогии, и метод фантастической аналогии.
Личностная аналогия предполагает представление ребенком себя в виде какого то предмета, явления, героя. Поиск похожих процессов, явлений в разных областях предполагает метод прямой аналогии (например, дорожка на карте как змея), и метод фантастической аналогии включает в себя решение проблем как в сказке, независимо от законов природы.
Известный многим метод — метод мозгового штурма. Он предполагает постановку задачи и поиск путей ее решения. Проблемные ситуации могут быть разными, из любой сферы нашей действительности (например, проблемная ситуация — как остаться сухим, в дождливую погоду).
Метод мозгового штурма способствует развитию у детей способности к анализу, синтезу, логического мышления, способности рассуждать, доказывать свою точку зрения, связно высказываться, объяснять свой вариант выхода из ситуации.
Известны также приемы ТРИЗ, которые способствуют обучению творческому рассказыванию, как одной из форм связной речи. Эти приемы предполагают работу со сказкой.
Прием «сказка наизнанку», предполагает ситуацию, в которой детям предлагают вспомнить знакомую сказку, и что-то поменять в ней.
Прием «коллаж из сказок», предполагает придумывание новой сказки на основе известных детям произведений совместно с педагогом.
Способствует развитию фантазии прием «знакомые герои в новых обстоятельствах».
Развивает умение сочинять, находить выход из проблемных ситуаций прием «спасательные ситуации в сказках» (например, помогите колобку обхитрить лису).
Система игр, которую предлагает ТРИЗ-педагогика, способствует развитию связной речи детей дошкольного возраста. Это такие игры, как «Объяснялки» (учит составлять объяснение, рассказ, рассуждение), «Хорошо-плохо» (игра предполагает выявление положительных и отрицательных сторон явлений природы, ситуаций, героев, персонажей, игра «Да-нет» (ведущий задает тему, «тайну», секрет, участники должны разгадать ее путем вопросов ведущему, на которые он может отвечать либо «да», либо «нет», «увеличение-уменьшение» (в какой то проблемной ситуации детям предлагают сказать, чтобы они хотели увеличить или уменьшить, зачем и почему, например, уменьшить море, чтобы оказаться на другом берегу).
Игра «Аукцион»: детям демонстрируются реальные или нарисованные предметы, детям необходимо их назвать, описать, указать их основное предназначение, возможности использования. Ребенок, который последним обозначит способ использования предмета, получает этот предмет (карточку с изображением предмета).
Игра «Неумейка» — по правилам этой игры педагог называет предмет и несвойственную ему функцию, дети называют тот предмет, который эту функцию выполняет, а затем называют новую, несвойственную уже второму предмету функцию.
«Подбери слова» — ведущий называет слово, дети подбирают слова, связанные с ним (например, лес — деревья, волк, охотник).
«Исправь ошибку» — педагог произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта, детям необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения.
Еще один прием, способствующий развитию связной речи дошкольников — составление загадок — отрицания, используя признаки предмета. Загадки составляются с использованием «волшебных слов» «но» и «не» (круглое, но не мяч и т. д.)
Все методы и приемы, предлагаемые системой ТРИЗ, все игры, которые предлагает теория решения изобретательских задач, способствуют развитию воображения детей, творческого мышления, формированию способности нестандартно мыслить и рассуждать.
Все дети по своей природе обладают стремлением к познанию окружающего мира, что является основой развития их диалектического мышления, а значит и связной речи, как формы проявления этого мышления. Дети учатся изобретательски выражать свои мысли, избегая привычных шаблонов.
Игры системы ТРИЗ учат детей фантазировать, сочинять сказки, формируют важнейшее качество современного творческого человека — любознательность. Ребенок учится не просто быть слушателем сказок, а становится активным составителем новых сюжетов, является творцом.
Опыт использования нами данных приемов, а также опят использования игр системы ТРИЗ, показывает, что дети с удовольствием включаются в процесс, на первых этапах, конечно, испытывают сложности и затруднения, преодолеть которые помогают вспомогательные методы, например, такие как, метод моделирования, составления схем, начинают проявлять активность. У них появляется интерес к своим собственным рассуждениям, а также к рассуждениям сверстников, дети достигали более высокого уровня развития логического мышления. Нами отмечалась общая положительная динамика в развитии связной речи, а также повышение концентрации внимания детей, заметно повысился уровень восприятия и понимания речи.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение приемов и методов системы ТРИЗ положительно влияют на активизацию познавательной деятельности детей, на развитие словесно-логического мышления, способствуют созданию мотивационных установок, мотивируют на проявление творчества, создает условия для обогащения словаря детей, повышает продуктивность овладения всеми языковыми средствами и, в частности, способствует развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
- Л. С. Выготский Мышление и речь, — Издательство «Лабиринт» — М., 1999
- С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии — СПб: Питер, 2000
- Жан Пиаже Речь и мышление ребенка. — М: Римис, 2008
- М. М. Алексеева, Б. И. Яшина Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский цент «Академия», 2000
- М.Н. и З. Г. Шустерман Новейшие приключения колобка или наука думать для больших и маленьких. — М.: Педагогика-Пресс, 1993
- Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: «Беларусь», 1994.