Организация работы по развитию речи учащихся с ограниченными возможностями | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Власова Н. В., Гусейнова М. Ф., Васильева Л. М., Ильина Е. С. Организация работы по развитию речи учащихся с ограниченными возможностями [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — СПб.: Свое издательство, 2019. — С. 13-15. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14607/ (дата обращения: 25.06.2019).



В современный период развития общеобразовательной школы языковое образование младшего школьника и его речевое развитие все более основательно и обоснованно сливаются в единый учебно-познавательный процесс.

Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении, значит, нет полноценной личности. По словам Л. С. Выготского, речь является орудием мысли, ведущей функцией общения [1].

Психологи выделяют две неразрывно связанные функции речи — общения (коммуникативная функция) и мышления (речемыслительная функция).

А. А. Леонтьев писал: «Чтобы полноценно общаться, ребёнок должен в принципе располагать целым рядом умений [2]. Он должен:

‒ во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения;

‒ во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь;

‒ в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания;

‒ в-четвёртых, уметь обеспечить обратную связь».

Правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка. Нарушения общения в совокупности порождают проблемы, связанные с успешностью социальной адаптации, интеграции. Поэтому языковое образование и речевое развитие учащихся сегодня рассматривается как широкая социальная задача.

Серьезные проблемы с развитием речи имеют дети с ограниченными возможностями. Патологическая речь не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения. Такие дети плохо понимают чужую речь и плохо выражают свои собственные мысли. Их речь в основном сводится к неполным предложениям, бедна по своему составу, изобилует грамматическими нарушениями, они владеют недостаточным запасом слов и ограниченным набором синтаксических конструкций, испытывают значительные трудности в программировании высказывания.

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Все они нуждаются в специальном (коррекционном) обучении и воспитании [3].

Особенности развития детей с ограниченными возможностями влияют на характер усвоения учебного материала.

Вопросы организации работы по развитию речи учащихся с ограниченными возможностями рассматриваются учителями начальных классов МАОУСОШ № 1 и преподавателями колледжа при подготовке студентов по специальности Преподавание в начальных классах.

Полноценная речевая деятельность предполагает владение коммуникативными умениями и навыками для произвольного общения в условиях учебной работы. С этой целью, считают педагоги, важно развивать у детей речевую активность (инициативную форму речи), т. е. отслеживать, чтобы дети не просто отвечали на заданные вопросы кратко или развернуто, что осуществляется практически на любом занятии, а активно вели диалог по учебной теме. С этой целью в ходе занятий и во внеурочной деятельности детей необходимо нацеливать на следующие моменты:

‒ самостоятельно формулировать и задавать вопросы, чтобы продолжать общение — диалог;

‒ сравнивать, обобщать, делать выводы;

‒ доказывать и рассуждать.

Центральное место в процессе развития речи учащихся занимает работа над предложением как речевой единицей. Без развития практических умений пользоваться предложениями в связной речи нельзя научить детей с ограниченными возможностями передавать содержание читаемого произведения, рассказывать о виденном, пережитом, писать изложение, сочинение [4].

Для развития практических умений у детей с ограниченными возможностями учителя и студенты в период практики используют такие виды работ как:

‒ конструирование словосочетаний различного вида;

‒ составление полных ответов на вопросы;

‒ составление предложений на определённую тему;

‒ составление предложений с определенными словами;

‒ составление предложений по картинке;

‒ распространение предложений по вопросам;

‒ распространение предложений с данными словами;

‒ распространение предложений словосочетаниями;

‒ восстановление деформированных предложений;

‒ выделение предложения из списка текста;

‒ составление, запись и произнесение повествовательных, вопросительных предложений.

Большое значение для развития связной речи имеет постоянно предъявляемые требования четко и точно формулировать собственные высказывания. Целесообразно, как можно чаще предлагать детям повторять вслед за педагогом или учеником формулировки заданий, обобщающих заключений, выводов, правил и т. д. Следует не только предоставлять возможность учащимся постоянно упражняться в свободных высказываниях, но и побуждать их к этому [5].

Эффективным средством развития умения строить связные высказывания является взаимное рецензирование детьми устных высказываний. Огромная роль в формировании умения строить связные высказывания принадлежит работе с текстом. Поэтому в период практики студенты этим видам работ уделяют особое внимание.

В целом, обучающимся коррекционных классов предлагается большое количество специальных заданий, которые непосредственно направлены на развитие и закрепление навыка конструирования повествовательного сообщения. К таким заданиям можно отнести следующие

‒ составить небольшой рассказ по данному плану;

‒ докончить рассказ по данному началу;

‒ составить рассказ по данному концу;

‒ составить к рассказу заключение и вступление;

‒ составить рассказ с данными словами;

‒ составить рассказ на заданную тему с заданными словами;

‒ составить небольшой рассказ по картинке;

‒ написать рассказ о маме или любом родственнике;

‒ дать описание весеннего (летнего) леса;

‒ дать описание сегодняшнего (вчерашнего) утра;

‒ составить письмо товарищу о своем классе и другие.

При этом большое внимание уделяется развитию у детей различных приемов мыслительной обработки материала: членение материала по смыслу на отдельные куски; выделение смысловых опорных пунктов; составление плана пересказа, изложения, то есть необходимо специально учить детей с ограниченными возможностями пользоваться планом своей практической деятельности, в частности развивать умение как надо отвечать по плану

Таким образом, благодаря комплексному подходу, совместной работе учителя начальных классов и студентов под руководством преподавателей колледжа, можно увидеть положительную динамику в развитии речевых возможностей младших школьников с ограниченными возможностями

Литература:

1 Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст]/ Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. ─ М.: АСТ: Астрель, 2010. ─ 671 с.

2 Леонтьев. А. А. Язык, речь, речевая деятельность.- М.: Просвещение, 2008. — 214 с.

3 Сухорева Г. Е. Психология аномального развития ребенка. Значение возрастных особенностей детей и подростков в клинике психических заболеваний 2008 ─.164c.

4 Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учеб. для сред. проф. учеб. заведений /Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — М.: Академия, 2010. — 488 с.

5 Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высшего учебного заведений/И. В. Дубровина, А. М. Прихожан.-3-е издание/ М.: Издательский центр «Академия»,2010., с.111.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, распространение предложений, возможность, составление предложений, связная речь, вид работ, период практики, небольшой рассказ, коммуникативная функция, языковое образование.

Похожие статьи

Использование современных педагогических технологий как...

Задача развития связной монологической речи решается через различные виды речевой

Обучая ребёнка с речевой патологией связной монологической речи, педагог способствует

Связная речь — это высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

работа над предложением и словосочетаниями в плане развития речи, – развитие связной речи (сочинения, изложения, работа по картинам), – богатство и культура речи; Ежегодно возникает необходимость исправления речевого развития у детей, пришедших для обучения

Развитие связной повествовательной речи у детей с системным...

Уровень развития связной повествовательной речи детей данной категории крайне низкий.

- между необходимостью формирования связной повествовательной речи и недостатком

В пособии определены задачи работы над семантической стороной текста и над языковым...

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и

В основу формирования правильной устной речи детей с ОНР положена такая единица речи, как

Поэтому построение грамматически оформленных предложений — кульминационный процесс...

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР...

Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события

В формировании связной речи тесно связаны между собой речевое и умственное развитие детей, развитие их мышления, восприятия...

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Именно формирование коммуникативной функции речи побуждает ребенка к овладению

Начальный этап формирования связной речи у детей с ОНР — овладение диалогической

Только имея готовые предпосылки к формированию связной речи в виде сформированной...

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях

Благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их

Поэтому необходимо поддерживать свою речь с детьми и наглядными средствами, что в...

Создание условий для развития речи детей на примере...

- формировать речь детей через развитие познавательной деятельности (как

- Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной

Рассказ — самостоятельно составленное изложение какого-либо факта, события.

Формирование речевых умений младших школьников при...

В статье рассматривается система работы по формированию речевых умений младших

Т.А. Ладыженская в статье «Система работы по развитию связной устной речи учащихся» пишет о

В период обучения в начальной школе дети получают первый опыт грамотного изложения...

Похожие статьи

Использование современных педагогических технологий как...

Задача развития связной монологической речи решается через различные виды речевой

Обучая ребёнка с речевой патологией связной монологической речи, педагог способствует

Связная речь — это высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

работа над предложением и словосочетаниями в плане развития речи, – развитие связной речи (сочинения, изложения, работа по картинам), – богатство и культура речи; Ежегодно возникает необходимость исправления речевого развития у детей, пришедших для обучения

Развитие связной повествовательной речи у детей с системным...

Уровень развития связной повествовательной речи детей данной категории крайне низкий.

- между необходимостью формирования связной повествовательной речи и недостатком

В пособии определены задачи работы над семантической стороной текста и над языковым...

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и

В основу формирования правильной устной речи детей с ОНР положена такая единица речи, как

Поэтому построение грамматически оформленных предложений — кульминационный процесс...

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР...

Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события

В формировании связной речи тесно связаны между собой речевое и умственное развитие детей, развитие их мышления, восприятия...

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Именно формирование коммуникативной функции речи побуждает ребенка к овладению

Начальный этап формирования связной речи у детей с ОНР — овладение диалогической

Только имея готовые предпосылки к формированию связной речи в виде сформированной...

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях

Благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их

Поэтому необходимо поддерживать свою речь с детьми и наглядными средствами, что в...

Создание условий для развития речи детей на примере...

- формировать речь детей через развитие познавательной деятельности (как

- Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной

Рассказ — самостоятельно составленное изложение какого-либо факта, события.

Формирование речевых умений младших школьников при...

В статье рассматривается система работы по формированию речевых умений младших

Т.А. Ладыженская в статье «Система работы по развитию связной устной речи учащихся» пишет о

В период обучения в начальной школе дети получают первый опыт грамотного изложения...