Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, декабрь 2018)

Дата публикации: 03.12.2018

Статья просмотрена: 199 раз

Библиографическое описание:

Владимирова, К. В. Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации / К. В. Владимирова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 40-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14692/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.

Ключевые слова: профессиональная деформация, профессиональная деятельность, педагогическое общение, общее образование, педагогическая практика.

В условиях реализации новых образовательных инициатив существенно возрастают нагрузки на педагогических работников общего образования. При осуществлении всех условий современного образовательного процесса многие педагоги ощущают усталость, опустошенность, раздражительность, у них возникает чувство нереализованных возможностей, что является характерными признаками профессиональной деформации [3].

Профессиональная деятельность педагогических работников общего образования связана с общением как условием ее осуществления и потребностью в нем. Такая деятельность по своему характеру предполагает многостороннего специалиста, всестороннее его развитие, активность, потребность в самореализации. В силу этого человеческий фактор — это главная движущая сила развития профессиональной деятельности педагога [1].

Педагогическое общение как основа влияния на участника педагогического взаимодействия играет важную и неотъемлемую роль в воспитании и развитии учеников. Налаживание взаимодействия с воспитанником, в ходе учебно-воспитательной и психолого-аналитической работы педагогическим работником, направлено на формирование у воспитуемого позитивных эмоций, положительной мотивации и создание предпосылок к плодотворному сотрудничеству с целью получения им требуемых знаний, навыков и умений.

С целью построения доверительных отношений с воспитанником педагогу необходимо знать социальный статус воспитанника, уровень образования, особенности развития, наличие или отсутствие заболеваний, возможно или предположительно влияющих на усвоение предлагаемых знаний, мотивацию и желание обучающегося к восприятию предлагаемой информации

В основе дидактического взаимодействия лежит сотрудничество учителя и ученика, передача объективной информации, доступная практическая демонстрация предмета обучения, демонстрация выполнения стандартных задач, уточнение возникновения возможных нюансов и их корректировка, контроль исполнения. Разбор положительных и отрицательных результатов решения задач, выявление причин ошибок, устранение недостатков, повторение ошибочно решенных, представление новых аналогичных задач с измененными параметрами.

Для повышения эффективности усвояемости предлагаемого материала педагог представляет обучающемуся новую учебную информацию первично в виде лекционного материала, демонстрации предлагаемых к освоению теоретических или практических навыков. В последствии обучающемуся предлагается выполнить ранее предложенный материал под постоянным контролем учителя, с его корректировкой в процессе выполнения. После получения результатов действия необходимо проведение совместной рефлексии, с целью акцентирования внимания на наличие или отсутствия недостатков в действиях обучающихся, определение методики действий для исключения недостатков или улучшения положительных результатов. Педагог оказывается в ситуации «преподавательского магнитофона», когда неоднократно и монотонно пересказывается один и тот же материал в течение короткого времени.

Все эти условия формируют специфику педагогической среды, которая характеризуется повышенной стрессогенностью, ответственностью, напряженностью и др. Пребывание педагога длительное время в ситуации сверхсильного психоэмоционального напряжения может способствовать развитию неконструктивных форм взаимодействия со стрессом, при которых вместо активных действий, позволяющих адекватно справиться с ситуацией, педагог демонстрирует высокую степень приспособления к неблагоприятным условиям, что часто сопровождается использованием большого количества психологических защит.

Один из вариантов развития профессиональных деформаций, по мнению исследователей (Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова и др.), состоит в заострении некоторых необходимых для профессии профессионально значимых качеств, которые, развиваясь в режиме профессиональной деятельности, с годами «эксплуатируются» и попадают в разряд нежелательных. В отношении педагогической профессии решение профессиональных задач всегда подразумевает включение педагога в различные ситуации профессионального общения. Обеспечивая успешность профессиональной деятельности, чрезмерное развитие навыков педагогического общения на уровне появления профессиональных деформаций может быть представлено как повышенная словоохотливость и невнимание к собеседнику (в этом случае общение приобретает большую, порой неоправданную выраженность в режиме профессиональной деятельности и вне профессиональной среды); чрезмерное внимание к выстраиванию технологически правильных диалогов может со временем превратить речь в набор речевых штампов, лишая общение непосредственности и открытости. Кроме этого, педагогическое общение в режиме педагогической практики имеет некоторые особенности: догматизм, поучающая манера речи, ее упрощенный до уровня понимания ребенком характер. Постоянное стремление к упрощению информации, широко представленное в педагогической практике, может постепенно приводить к сужению восприятия педагога, стремлению более упрощенно оценивать профессиональные ситуации [2].

Таким образом, характеристика педагогической среды и ее неотъемлемый компонент — педагогической взаимодействие играет важную роль в формировании профессиональной деформации педагогических работников общего образования.

Литература:

  1. Полякова О. Б. Профессиональная среда как детерминанта возникновения профессиональных деформаций // Мир психологии. — 2011. — № 4 (72). — С. 196–204.
  2. Селезнева Ю. В.. Влияние профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации на развитие профессиональных деформаций // Российский психологический журнал. — 2014. — № 2 Т. 11. — С. 77–86.
  3. Сыманюк Э. Э., Печеркина А. А. Противодействие профессиональным деформациям // Народное образование. — 2010. — № 9. — С. 265–269
Основные термины (генерируются автоматически): общее образование, педагогическое общение, профессиональная деятельность, профессиональная деформация, педагогическая практика, педагог, педагогическая среда, ситуация.

Похожие статьи

Профессиональная деформация личности педагога и пути ее...

Ключевые слова: профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, специфика профессиональной деятельности, трансформация, личность, поведение. Люди проводят большую часть своей жизни на работе, так что нет ничего удивительного в том...

Профессиональная деформация педагога | Статья в журнале...

Проблема совершенствования профессиональной деятельности педагога всегда была в поле пристального внимания психолого-педагогической науки и практики. Дефицит учителей в учебных заведениях и недостаточный профессионализм дают исследователям всё больший...

Формирование профессиональной направленности у студентов...

Педагогическая практика является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки педагога образовательного учреждения. Практика всегда носила длительный и непрерывный характер...

Психологическая готовность личности педагога дошкольного...

Психологическая готовность педагога ДО к профессиональной педагогической деятельности, по наблюдениям В. Н. Дружинина, представляет собой «психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнение конкретной...

Методическое сопровождение педагога как условие его...

Предложены пути решения профессионального становления начинающего педагога.

Профессионально-педагогическая компетентность учителя. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования.

Педагогическая практика как средство формирования...

Педагогическая практика как форма «предоставления» (или «предъявления») социально-профессиональной среды для студентов способствует переводу общественно-педагогических и профессионально-групповых ценностей в их личностную...

Профессиональная подготовка педагога...

В статье рассматривается актуальность профессиональной подготовки педагога; качества, которыми

Педагогическое образование и профессиональная подготовка учителей.

профессиональное образование, педагогическая деятельность, педагогическая культура...

Конфликт в педагогическом общении | Статья в журнале...

Педагогическое общение — многоплановый процесс организации, установления и развития

Что общего проявится в поведении педагога в отношении соответственно одного, другого и

Таким образом, конфликтные ситуации в педагогическом общении имеют свою специфику.

Проблемы профессиональной компетентности молодых педагогов

Даже педагогическая практика не может полностью смоделировать реальную ситуацию и подготовить студента к работе в образовательной организации. Своеобразие педагогической деятельности состоит и в том, что она по своей природе имеет коллективный и творческий...

Особенности деформаций профессионально-педагогической...

Павлова Ж. П. Особенности деформаций профессионально-педагогической идентификации и практика их преодоления у студентов

Профессионально-педагогическая идентификация является важным компонентом профессионального становления будущего педагога.

Похожие статьи

Профессиональная деформация личности педагога и пути ее...

Ключевые слова: профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, специфика профессиональной деятельности, трансформация, личность, поведение. Люди проводят большую часть своей жизни на работе, так что нет ничего удивительного в том...

Профессиональная деформация педагога | Статья в журнале...

Проблема совершенствования профессиональной деятельности педагога всегда была в поле пристального внимания психолого-педагогической науки и практики. Дефицит учителей в учебных заведениях и недостаточный профессионализм дают исследователям всё больший...

Формирование профессиональной направленности у студентов...

Педагогическая практика является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки педагога образовательного учреждения. Практика всегда носила длительный и непрерывный характер...

Психологическая готовность личности педагога дошкольного...

Психологическая готовность педагога ДО к профессиональной педагогической деятельности, по наблюдениям В. Н. Дружинина, представляет собой «психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнение конкретной...

Методическое сопровождение педагога как условие его...

Предложены пути решения профессионального становления начинающего педагога.

Профессионально-педагогическая компетентность учителя. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования.

Педагогическая практика как средство формирования...

Педагогическая практика как форма «предоставления» (или «предъявления») социально-профессиональной среды для студентов способствует переводу общественно-педагогических и профессионально-групповых ценностей в их личностную...

Профессиональная подготовка педагога...

В статье рассматривается актуальность профессиональной подготовки педагога; качества, которыми

Педагогическое образование и профессиональная подготовка учителей.

профессиональное образование, педагогическая деятельность, педагогическая культура...

Конфликт в педагогическом общении | Статья в журнале...

Педагогическое общение — многоплановый процесс организации, установления и развития

Что общего проявится в поведении педагога в отношении соответственно одного, другого и

Таким образом, конфликтные ситуации в педагогическом общении имеют свою специфику.

Проблемы профессиональной компетентности молодых педагогов

Даже педагогическая практика не может полностью смоделировать реальную ситуацию и подготовить студента к работе в образовательной организации. Своеобразие педагогической деятельности состоит и в том, что она по своей природе имеет коллективный и творческий...

Особенности деформаций профессионально-педагогической...

Павлова Ж. П. Особенности деформаций профессионально-педагогической идентификации и практика их преодоления у студентов

Профессионально-педагогическая идентификация является важным компонентом профессионального становления будущего педагога.