Концепция маркетинга рабочей силы и её влияние на непрерывное образование: философско-педагогические и аксиологические аспекты | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бакурадзе А. Б., Леонова О. Ю. Концепция маркетинга рабочей силы и её влияние на непрерывное образование: философско-педагогические и аксиологические аспекты [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 3-5. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14686/ (дата обращения: 16.09.2019).



В статье анализируется сущность маркетинга рабочей силы. Значительное внимание уделяется концепциям маркетинга рабочей силы и их аксиологическим основаниям, которые определяют содержание непрерывного образования работников.

Ключевые слова: непрерывное образование, рынок труда, рабочая сила, рынок рабочей силы, ценность, аксиологические основания, маркетинг рабочей силы.

Расширение негосударственного сектора хозяйства, поощрение предпринимательской деятельности создает основу для формирования новой системы отношений по поводу купли- продажи рабочей силы. С переходом на рыночные отношения исключительно возрастает роль фазы обмена в ее воспроизводстве [1]. Эта фаза характеризуется продажей собственником рабочей силы своей способности к труду работодателю, в результате которой происходит перемещение работников из сферы обращения в сферу производства, то есть в фазу потребления рабочей силы.

Тогда рынок труда необходимо рассматривать как систему отношений, складывающихся между работодателем и наемным работником по поводу спроса и предложения рабочей силы и ее воспроизводства, обеспечивающих процесс непрерывного общественного развития. Очевидно при этом, что прогрессивное развитие данного процесса возможно при условии постоянного совершенствования качества рабочей силы, способом которого выступает непрерывное образование.

Для успешного регулирования конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда необходимо использовать маркетинг. Сущность маркетинга — это ориентация на потребителя, производство того, что пользуется спросом, что можно выгодно реализовать [3]. Маркетинг рабочей силы предполагает создание и функционирование комплексной эффективной системы регулирования занятости населения, осуществляющей такие функции как стратегическое планирование, маркетинговые исследования спроса на рабочую силу определенного качества в определенном количестве и ее предложения, продвижение, реклама и стимулирование трудоустройства, определение цены рабочей силы.

Маркетинг рабочей силы затрагивает все стадии ее воспроизводства: формирование, распределение (перераспределение), обмена и использования [4]. При этом на каждой стадии такого воспроизводства имеют место образовательные процессы.

Современная концепция маркетинга базируется, прежде всего, на фиксации интересов экономических субъектов, вступающих во взаимные отношения. Поэтому результатом маркетинговой деятельности на рынке труда должно стать обеспечение гарантий стабильности положения субъектов на рынке [2]. Фактором, способствующим или препятствующим обеспечению таких гарантий, выступает уровень квалификации таких субъектов, который напрямую зависит от качества непрерывного образования.

Концепция интегрированного маркетинга в наилучшей степени соответствует логике современного бизнеса, согласно ей и продукт, и потребитель могут и должны создаваться в одно и то же время. Потребитель (работодатель) должен получать рабочую силу для удовлетворения своих нужд, отвечающую его требованиям, потребностям производства, а наемный работник — прилагать усилия к тому, чтобы подготовить и предоставить ему рабочую силу необходимого качества и количества, что задает целевые ориентиры для системы непрерывного образования.

Проведенный нами анализ различных концепций маркетинга рабочей силы позволил выявить различия в их аксиологических основаниях и определить подходы к непрерывному образованию при реализации той или иной концепции. Ниже даны характеристики следующих концепций маркетинга рабочей силы: концепции эффективного формирования профессиональной рабочей силы, концепции потребительского выбора, ценовой концепции, концепции человеческого капитала [5].

В соответствии с концепцией эффективного формирования профессиональной рабочей силы потребители ориентируются на такую рабочую силу, которая широко доступна и продается по низким ценам. Участники маркетинговой деятельности направляют усилия на достижение высокой «серийности» рабочей силы, ее взаимозаменяемости.

Очевидно, что при этой концепции не предъявляются значительные требования к квалификации рабочей силы и не уделяется существенного внимания реальному развитию системы непрерывного образования. Достаточным признается формальное прохождение курсов повышения квалификации с определенной периодичностью. И лишь в случае существенного ухудшения положения в социальной организации или отрасли, а также в случае радикальных изменений в их деятельности система непрерывного образования начинает рассматриваться как значимая ценность.

Что же касается ведущей ценности данной концепции маркетинга рабочей силы, то ей признается выгода потребителя, а человек рассматривается преимущественно как ценность-средство для достижения такой выгоды, один из ресурсов социальной организации или отрасли.

Согласно концепции потребительского выбора, потребительский выбор рабочей силы — это выбор, соединяющий ее полезность, и предпочтительность для потребителя. На последнее оказывают влияние его вкусы и предпочтения. При этом для большинства потребителей рабочей силы характерен эффект присоединения к большинству: наниматель зависит от мнения других, и эта зависимость прямая.

Отсюда отношение к системе непрерывного образования и ценности человека в данной концепции такое же, как и при реализации концепции эффективного формирования профессиональной рабочей силы. Доминирующими же ценностями концепции потребительского выбора признаются ценность самого потребителя и ценность общественного мнения.

Согласно ценовой концепции, повышение стоимости рабочей силы само по себе способно привести к большей отдаче работников, повышению производительности их труда и других показателей его качества. Реализуя данную концепцию, работодатели исходят из того, что работники с высоким доходом дорожат работой и не хотят ее потерять по каким-либо причинам. По указанной причине ими востребована как формальная, так и неформальная составляющие системы непрерывного образования.

Данная концепция базируется на признании работодателями и работниками ценностей результативного и эффективного труда. При этом, в отличие от описанных выше концепций, в ценовой концепции человек выступает одновременно и ценностью-средством, и ценностью-целью деятельности.

Согласно концепции человеческого капитала, потребители ориентируются на такую рабочую силу, которая в наибольшей степени соответствует высшему отраслевому уровню в техническом, эксплуатационном и качественном отношениях, обеспечивая тем самым наивысшую результативность и эффективность труда. Для этого создается такая среда, которая ориентирует работников на постоянное совершенствование своих компетентностей, что стимулирует развитие системы непрерывного образования, которая признается в качестве одной из ведущих ценностей благодаря своему инвестиционному потенциалу по отношению к человеческому капиталу.

Как потребители, так и работники выигрывают от расширения инвестиций в человеческий капитал. Первые выигрывают от возможности повышения результативности и эффективности деятельности своих организаций и отраслей. А вторые выигрывают не столько от перспективы служебного продвижения и от повышения доходов от трудовой деятельности, сколько от расширения возможностей на рынке, которые обеспечивает образование. В условиях, когда предложение выше спроса на рабочую силу, эта концепция приобретает особую актуальность.

Что же касается аксиологических оснований данной концепции, то наряду с признаваемыми ей ценностями результативности и эффективности труда, базовыми для нее являются процессуальные ценности развития и доверия, ценность человека и ценность организации как ценности-цели деятельности.

Таким образом, концепции маркетинга рабочей силы, имеющие различные ценностные основания, определяют содержание и организацию непрерывного образования работников.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что сущностью непрерывного образования является обеспечение роста образовательного потенциала личности в течение всей ее жизни, которое организационно осуществляется системой формальных и неформальных образовательных институтов. Мощным стимулом развития непрерывного образования в нашей стране стал переход к рыночной экономике, который превратил рынок труда в образовательную среду. Анализ содержания концепций маркетинга рабочей силы показал различия в их аксиологических основаниях и различия в подходах к содержанию и организации непрерывного образования.

Литература:

  1. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. — М.: Финпресс, 2008.
  2. Киян Л. П. Маркетинг рынка труда. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2014.
  3. Киян Л. П. Рынок труда: методология исследования и особенности формирования в современной России: автореф. дис. д-ра экон. наук. — Воронеж, 2013.
  4. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Бизнес-книга, 2008.
  5. Саруханов Э. Э., Сотникова С. И. Маркетинг рабочей силы: социально-экономическое исследование. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): рабочая сила, непрерывное образование, концепция, рынок труда, концепция маркетинга, человеческий капитал, потребительский выбор, профессиональная рабочая сила, эффективное формирование, маркетинговая деятельность.

Ключевые слова

Ценность, рынок труда, непрерывное образование, рабочая сила, рынок рабочей силы, аксиологические основания, маркетинг рабочей силы

Похожие статьи

Влияние индекса развития человеческого капитала на рынок...

рабочая сила, человеческий капитал, россия, Китай, рынок труда, рыночная потребность, человеческий потенциал, взрослое население, высшее образование, производственно-коммерческий процесс.

Образование как инвестиции в человеческий капитал

На макроуровне высокообразованная рабочая сила представляет собой человеческий

Отход от восприятия затрат на формирование качественно новой рабочей силы как

Образование формирует рабочую силу, которая становится более квалифицированной и более...

Маркетинг в деятельности кадровых структур | Статья в журнале...

Маркетинг в деятельности кадровых структур. Проблема занятости населения и формирования рынка труда является одной из исключительно актуальных тем. Дисбаланс интересов работодателей и наемных работников на микроэкономическом и...

Основные аспекты конкурентоспособности на рынке труда

Рынок труда неоднороден и может быть поделён на сегменты, которые отличаются уровнем рыночной потребности в функциональном качестве труда, степенью особенности качества рабочей силы, а также переменчивостью потребительского спроса на новых работников...

Образовательный кластер как фактор взаимодействия рынка...

Количественная оценка дефицита рабочей силы на общероссийском рынке труда привлекает отечественных исследователей занятости и рынка

человеческий капитал, образование, рабочая сила, экономический рост, инвестиция, физический капитал, вид инвестиций, навык...

Концепция социального трудового дохода в составе социальной...

рынок труда, рабочая сила, Курская область, профессиональное образование, социальная сфера, социальное управление, занятость

Сфера труда – важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и...

Маркетинг в деятельности образовательного учреждения...

Ладонкина Н. А. Маркетинг в деятельности образовательного учреждения среднего и начального профессионального образования [Текст]

Но на рынке профессионального образования взаимодействуют не две стороны (производитель и потребитель), а четыре типа...

Совершенствование профессионально-квалификационной...

Процесс взаимодействия продавцов и покупателей по покупке, или продаже рабочей силы

Рынок труда является динамической системой, которая включает в себя совокупность

Профессионально-квалификационная структуру современного рынка труда необходимо...

Трансформация рынка труда и управление человеческими...

В современном мире рынок труда выступает движущей силой экономического развития

Для достижения целей развития страны на основе положений Концепции долгосрочного развития.

Рынок труда — фундамент рыночной экономики, тесно связанный с макроэкономическими...

Похожие статьи

Влияние индекса развития человеческого капитала на рынок...

рабочая сила, человеческий капитал, россия, Китай, рынок труда, рыночная потребность, человеческий потенциал, взрослое население, высшее образование, производственно-коммерческий процесс.

Образование как инвестиции в человеческий капитал

На макроуровне высокообразованная рабочая сила представляет собой человеческий

Отход от восприятия затрат на формирование качественно новой рабочей силы как

Образование формирует рабочую силу, которая становится более квалифицированной и более...

Маркетинг в деятельности кадровых структур | Статья в журнале...

Маркетинг в деятельности кадровых структур. Проблема занятости населения и формирования рынка труда является одной из исключительно актуальных тем. Дисбаланс интересов работодателей и наемных работников на микроэкономическом и...

Основные аспекты конкурентоспособности на рынке труда

Рынок труда неоднороден и может быть поделён на сегменты, которые отличаются уровнем рыночной потребности в функциональном качестве труда, степенью особенности качества рабочей силы, а также переменчивостью потребительского спроса на новых работников...

Образовательный кластер как фактор взаимодействия рынка...

Количественная оценка дефицита рабочей силы на общероссийском рынке труда привлекает отечественных исследователей занятости и рынка

человеческий капитал, образование, рабочая сила, экономический рост, инвестиция, физический капитал, вид инвестиций, навык...

Концепция социального трудового дохода в составе социальной...

рынок труда, рабочая сила, Курская область, профессиональное образование, социальная сфера, социальное управление, занятость

Сфера труда – важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и...

Маркетинг в деятельности образовательного учреждения...

Ладонкина Н. А. Маркетинг в деятельности образовательного учреждения среднего и начального профессионального образования [Текст]

Но на рынке профессионального образования взаимодействуют не две стороны (производитель и потребитель), а четыре типа...

Совершенствование профессионально-квалификационной...

Процесс взаимодействия продавцов и покупателей по покупке, или продаже рабочей силы

Рынок труда является динамической системой, которая включает в себя совокупность

Профессионально-квалификационная структуру современного рынка труда необходимо...

Трансформация рынка труда и управление человеческими...

В современном мире рынок труда выступает движущей силой экономического развития

Для достижения целей развития страны на основе положений Концепции долгосрочного развития.

Рынок труда — фундамент рыночной экономики, тесно связанный с макроэкономическими...