Формирование командного типа культуры в дошкольной образовательной организации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, декабрь 2018)

Дата публикации: 20.11.2018

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Алехина Н. И. Формирование командного типа культуры в дошкольной образовательной организации [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 25-26. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14661/ (дата обращения: 16.10.2019).



В настоящее время дошкольное образование включено в активные процессы модернизации, что подразумевает, что педагоги имеют как готовность принять изменения, внесенные в дошкольную практику, так и способность накапливать передовые технологии и быть включёнными в процесс внедрения нового учебного содержания.

Дошкольное образование сегодня движется по пути активных перемен и находится в начале нового и ответственного этапа развития, а именно: введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, профессионального стандарта педагога, которые должны заменить устаревшие документы, которые по-прежнему регулируют деятельность, которая влечет за собой особый подход к профессиональной компетентности педагогов. [1, с. 5; 2, с. 8–9]

Такое положение дел требует, чтобы педагоги имели внутреннюю готовность к реализации основных идей внедренных стандартов. Это в полной мере зависит от педагогической команды, в которой будет обеспечено качество предоставляемых образовательных услуг. В связи с этим происходит процесс оптимизации дошкольных образовательных учреждений, а именно — внешняя интеграция учебных заведений в холдинги. Эти преобразования, которые в настоящее время находятся в «зоне ближнего развития», устанавливают другой формат способов достижения результатов обучения, развития детей и организации учебного процесса.

Правильно сформированные управленческие команды дошкольных образовательных организаций могут стать реальной движущей силой процесса реформ, но это не гарантирует автоматически успех трансформации. Эффективность работы образовательной организации в конечном итоге определяется человеческим фактором. В команде, где нет согласованности в работе на общий результат, когда функционируют отдельные группы, которые не способны конструктивно разрешать конфликты, обычно наблюдается ситуация с пониженной производительностью и привлекательностью дошкольной образовательной организации. Становится очевидным, что без изменения системы управления, направленной на объединение разрозненных групп сотрудников, ранее являвшихся отдельными педагогическими коллективами с их организационной структурой и иерархией, в команду единомышленников, невозможно достичь желаемого качества образовательных результатов и эффективности организационных изменений. [3, с. 212–214]

Эффективное управление, независимо от того, какое учебное заведение мы используем, невозможно без понимания мотивов и потребностей человека. Таким образом, руководителю современной дошкольной образовательной организации следует проанализировать вопросы мотивации для достижения цели в рамках решения проблемы организации работы сотрудников порученного ему учреждения, тем более что детский сад имеет особый характер управления.

Руководителю дошкольной образовательной организации необходимо не только знание тонкостей и специфики профессиональной педагогической деятельности, но и практических и теоретических знаний из области управления. [4, с.57]

За последние десятилетия в теории и практике управления системами образования пристальное внимание было приковано к процессу создания и работы с «командами» внутри педагогического коллектива. В настоящее время создание команды считается одной из наиболее перспективных технологий корпоративного управления, обеспечивающей полное и прогрессивное развитие команды. Команда в общем смысле не подавляет индивидуальность каждого из своих членов, а напротив, у каждого есть место в команде, которое соответствует его навыкам и потенциалу.

Обобщив все существующие определения, под фразой «педагогическая команда» мы будем считать группу педагогов, которые организованы для совместной работы по достижению единой цели и осознают общую ответственность за результат. Организации, руководство которых занимается коллективной работой, работой по созданию команды, мотивацией сотрудников, созданием благоприятного психологического климата, в настоящее время более успешны на рынке услуг, в том числе образовательных, по сравнению с теми, кто этого не делает.

При проведении этого процесса необходимо соблюдать ряд организационно — педагогических условий. Наиболее значимыми организационно-педагогическими условиями процесса формирования коллектива являются: тип организационной культуры, с одной стороны, как система аспектов воспитания и обучения, принятых в конкретной организации, взаимоотношения участников образовательного процесса, с другой стороны, выступая в качестве инструмента управления и создавая желательную модель производительности сотрудников. Следующим условием является организационная структура дошкольной образовательной организации. Переход от традиционной линейной или линейно-функциональной структуры к матричной структуре улучшит работу и эргономику для достижения целей. Поэтому, чтобы создать эффективную команду, сохранить и привлечь лучших сотрудников, дошкольная образовательная организация должна создать систему наиболее эффективных материальных и моральных стимулов.

Наше исследование проводилось на базе реорганизованного дошкольного образовательного учреждения: МДОУ детский сад № 41 «Сказка» г. Волжского. Основной целью исследования было создание и внедрение организационно-педагогических условий для повышения уровня корпоративной культуры в дошкольной образовательной организации, а именно трансформация типа организационной культуры в командный, который педагоги обоих корпусов указала в качестве желаемого на первой стадии исследования. Главной задачей было сформировать у педагогов навыки для работы в команде, которые повысят эффективность данной дошкольной образовательной организации.

В связи с вышесказанным основной формой работы по формированию навыков командной работы был выбран тимбилдинг. Тимбилдинг — это своего рода тренинги по командообразованию, корпоративные мероприятия, основанные на командных играх и приключениях, обучение команды совместной деятельности для достижения общей цели. В соответствии с этим были проведены такие мероприятия, как:

  1. Педагогический совет на тему: «Командообразование, как форма эффективного формирования корпоративной культуры в дошкольном образовательном учреждении».
  2. Семинара — практикум на тему: «Особенности психологический климата в коллективе» с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения.
  3. Тренинги: «Вавилонская башня», «Групповое рисование», «Уменьшающаяся газета».
  4. Творческий тимбилдинг «Мастерская». Это интерактивная ярмарка мастер-классов по рукоделию.
  5. Интеллектуальный тимбилдинг «Что, где, когда?», КВН.
  6. Благоустройство территории учреждения.
  7. Выпуск печатного издания, «Наш детский сад», совместно со всеми педагогами дошкольного образовательного учреждения.

После организации и проведения всех вышеперечисленных мероприятий был проведен контрольный этап нашего исследования, исходя из его результатов можно сказать, что реализация организационно-педагогической системы работы, обеспечивающей создание необходимых условий для развития корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения, была успешной и принесла положительные результаты.

Литература:

  1. Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога // Профессиональный стандарт педагога. URL: http://xn--80aaaaoadbi1fjidfjfmsf6a.xn--p1ai/ %D0 %BF %D1 %80 %D0 %BE %D1 %84 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B4 %D0 %B0 %D1 %80 %D1 %82- %D0 %BF %D0 %B5 %D0 %B4 %D0 %B0 %D0 %B3 %D0 %BE %D0 %B3 %D0 %B0/ (дата обращения: 16.11.2018).
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты // Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 16.11.2018).
  3. Непрокина И. В., Шестова Е. И. Управление изменениями в дошкольной образовательной организации // Символ науки. — 2017. — № 01–1. — С. 212–214.
  4. Воробьёва М. А. Формирование системы мотивации педагогических работников // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 2. — С. 57–61.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольная образовательная организация, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, работа, организационная структура, организационная культура, корпоративная культура, команда, дошкольное образование, создание команды.

Похожие статьи

Корпоративная культура дошкольного образовательного...

Дошкольное образовательное учреждение, воспринявшее элементы адхократической культуры, ориентируется на творчество и инновации.

Организационно-педагогические условия управления организацией социального партнёрства дошкольной образовательной...

Изучение особенностей корпоративной культуры дошкольного...

Корпоративная культура образовательного учреждения имеет, таким образом, двойственную природу: с одной стороны, это

Престиж дошкольного образовательного учреждения имеет общий характер, а репутация относится к конкретным аспектам его деятельности.

Модель управления развитием корпоративной культуры...

образовательное учреждение, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, услуга, учреждение, риск, формирование имиджа

В статье рассмотрено содержание понятия организационная культура, а также выявлены и обоснованы этапы управления развитием...

Этапы управления организационной культурой педагогического...

детский сад, корпоративная культура, организационная культура, образовательное учреждение, дошкольное образовательное учреждение

Организационно-педагогические условия управления организацией социального партнёрства дошкольной образовательной...

К вопросу о диагностике уровня развития корпоративной...

Данная статья посвящена особенностям диагностики корпоративной культуры сотрудников дошкольной образовательной организации. Охарактеризована система психодиагностических методик, позволяющая выявить уровень развития корпоративной культуры и тем самым...

Управление дошкольной образовательной организацией...

Управление дошкольной образовательной организацией — многофакторный процесс, составляющей частью которого является организационная структура, общая культура образовательной организации, стратегия и тактика руководителя.

Влияние руководителя на развитие корпоративной культуры ДОУ

Изучение особенностей корпоративной культуры дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

В статье рассмотрено содержание понятия организационная культура, а также выявлены и обоснованы этапы управления развитием организационной культуры в...

Заведующий в системе управления дошкольным учреждением

Дошкольная организация содержит собственную наглядно проявленную специфику: миссии, структуру

Единовластие подразумевает организационно-административную работу первого лица

Таким способом, управляющий дошкольной организацией реализовывает целую...

Формирование корпоративной культуры в социальных...

Целью работы является изучение формирование корпоративной культуры социальных учреждений и создание рекомендаций для социальных учреждений по развитию корпоративной культуры социальных учреждений. Задачи исследования

Похожие статьи

Корпоративная культура дошкольного образовательного...

Дошкольное образовательное учреждение, воспринявшее элементы адхократической культуры, ориентируется на творчество и инновации.

Организационно-педагогические условия управления организацией социального партнёрства дошкольной образовательной...

Изучение особенностей корпоративной культуры дошкольного...

Корпоративная культура образовательного учреждения имеет, таким образом, двойственную природу: с одной стороны, это

Престиж дошкольного образовательного учреждения имеет общий характер, а репутация относится к конкретным аспектам его деятельности.

Модель управления развитием корпоративной культуры...

образовательное учреждение, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, услуга, учреждение, риск, формирование имиджа

В статье рассмотрено содержание понятия организационная культура, а также выявлены и обоснованы этапы управления развитием...

Этапы управления организационной культурой педагогического...

детский сад, корпоративная культура, организационная культура, образовательное учреждение, дошкольное образовательное учреждение

Организационно-педагогические условия управления организацией социального партнёрства дошкольной образовательной...

К вопросу о диагностике уровня развития корпоративной...

Данная статья посвящена особенностям диагностики корпоративной культуры сотрудников дошкольной образовательной организации. Охарактеризована система психодиагностических методик, позволяющая выявить уровень развития корпоративной культуры и тем самым...

Управление дошкольной образовательной организацией...

Управление дошкольной образовательной организацией — многофакторный процесс, составляющей частью которого является организационная структура, общая культура образовательной организации, стратегия и тактика руководителя.

Влияние руководителя на развитие корпоративной культуры ДОУ

Изучение особенностей корпоративной культуры дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

В статье рассмотрено содержание понятия организационная культура, а также выявлены и обоснованы этапы управления развитием организационной культуры в...

Заведующий в системе управления дошкольным учреждением

Дошкольная организация содержит собственную наглядно проявленную специфику: миссии, структуру

Единовластие подразумевает организационно-административную работу первого лица

Таким способом, управляющий дошкольной организацией реализовывает целую...

Формирование корпоративной культуры в социальных...

Целью работы является изучение формирование корпоративной культуры социальных учреждений и создание рекомендаций для социальных учреждений по развитию корпоративной культуры социальных учреждений. Задачи исследования