Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лукманова А. К. Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 53-56. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14655/ (дата обращения: 19.10.2019).



В данной статье проводится обзор нарушений формирования коммуникативной стороны речи у детей с расстройствами аутистического спектра. Рассматриваются основные проявления нарушения коммуникации речи у детей с РАС. Раскрываются принципы педагогической работы, используемые для формирования навыка общения.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, речь, коммуникативные навыки, принципы и методы обучения.

This article reviews violations of the formation of the communicative side of speech in children with autism spectrum disorders. The main manifestations of speech communication disability in children with RAS are considered. The principles of pedagogical work used to form a communication skill are revealed.

Key words: autism spectrum disorders, speech, communication skills, principles of formation, approaches.

На данный момент по данным Министерства Здравоохранения в Российской Федерации 1,6 млн детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. Случаи рождения детей с нарушениями в развитии за последние несколько лет увеличились в несколько раз. В приведенную статистику включаются дети с расстройствами аутистического спектра. В Российской Федерации отсутствует законодательно принятая система педагогического сопровождения детей РАС, ориентированного на введение ребенка в образовательную среду учреждения, в детский коллектив.

Проведенные современные научные и практические исследования свидетельствуют о том, что у детей с РАС отсутствует мотивация к общению с социумом, наблюдаются нарушения формирования этапов речи. Речь таких детей можно охарактеризовать автономностью, эгоцентричностью и отрывом от реальной ситуации. Среди патологии форм речи можно выделить типичные эхолалии, скандированное произношение, своеобразная интонация, расстройства фонетического характера и нарушения тональности голоса, обозначение себя в 3-ем лице. Немалое количество детей с расстройствами аутистического спектра не использует речь как средством коммуникации. Ребенок заменяет ее вокализацией, которая является сигналом об ощущениях и состоянии ребенка. Для вокализации характерно появление звуков из неречевого окружения ребенка, различить которые могут только близкие из окружения ребенка.

Согласно требованиям, нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (от 14.11.2013 № 30384), одним из главных направлений образования детей является речевое развитие ребенка, которое включает в себя следующие аспекты:

– овладение речью как средством общения и культуры;

– формирование коммуникативно-целесообразной речи, способности пользоваться коммуникативными навыками с целью налаживания отношений с другими людьми, обмена информацией и сотрудничеством.

В данной статье мы раскроем принципы, которые помогут построить коммуникацию у детей с РАС и которыми мы должны руководствоваться при работе с лицами данной категории:

– принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;

– системность обучения;

– обучение по принципу от простого — к сложному;

– использование наглядности;

– принцип дифференцированного подхода к процессу обучения;

– взаимосвязь речи с другими высшими психическими функциями;

– использование индивидуального подхода.

Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционной работы подразумевает под собой тесное сотрудничество в коррекционной работе всех специалистов, которые работают с ребенком и его родителями. Следование данному принципу значительно повышает уровень эффективности учебного процесса.

Проведенные исследования говорят о том, что у лиц данной категории наблюдаются трудности переноса сформированных умений и навыков из одной социальной ситуации в другую (Fay, Schuler, 1980). Например, ребенок может коммуницировать на занятиях, но при общении с другими людьми данный процесс затруднен или невозможен. Включение в работу по коррекции нескольких специалистов разного профиля способствует более успешному преодолению этих трудностей, облегчению переноса навыка и его закреплению. При этом важно соблюдать условие, при котором родители и педагоги предъявляют к ребенку общие требования во время проведения коррекционной работы.

Принцип системности обучения характеризуется необходимостью включения в коррекционный процесс практических занятий на постоянной основе. Одна из основных сложностей детей с расстройствами аутистического спектра состоит в неспособности самостоятельного усвоения коммуникативных навыков, которыми дети пользуются на протяжении всего времени. Системность процесса способствует ее устранению.

Обучение должно выстраиваться последовательно. Вначале происходит формирование наиболее простых навыков, постепенно переходя к более сложным. Например, на ранних этапах обучения, детей обучают умению выражать свои просьбы, привлекая внимание взрослого, на следующих — более сложному навыку задавать вопросы; вначале –научиться отвечать на вопросы, затем –трудному навыку поддерживать диалог.

В принципе обучения от простого к сложному соблюдается последовательность постепенного усложнения подаваемого ребенку материала.

Например, вначале следует обучить навыку выражения просьбы одним словом, затем — с использованием словосочетания или короткой фразы, и далее — использование развернутой фразы:

  1. Фраза, состоящее из одного слова-действия: «Дай».
  2. Высказывание, характеризующееся простой фразой: «Дай конфету».
  3. Простая фраза, которая включает обращение: «Баба, дай конфету».
  4. Развернутое высказывание с включением «вежливого слова»: «Баба, дай, пожалуйста, конфету».

Формирование умения использования комментирующей речи осуществляется таким образом:

  1. Перечисление предметов, которые отображены на картинке: «Папа, машина, шампунь»;
  2. Перечисление предметов, изображенных на картинке, с прибавлением действия: «Папа, машина, шампунь. Папа моет машину»;
  3. Дополнение действия существительным: «Папа моет машину шампунем».

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что формирование коммуникативных навыков происходит последовательно с постепенным усложнением, что позволяет ребенку постепенно и правильно овладевать фразовой речью.

Принцип наглядности указывает на включение условия обязательного использования дополнительной визуальной опоры, которая облегчает обучение детей коммуникативным навыкам. Известно, что у детей с аутизмом отмечаются трудности усвоения символических, знаковых систем (Питерс, 2002). Так же дети затрудняются в понимании речи. Эта трудность является причиной правильного пользования речи с целью выражения коммуникативных функций. Решением этой проблемы является использование на занятиях дополнительных наглядных опор: реальные предметы, предметные и сюжетные картинки, схемы, пиктограммы.

Использование визуальной подсказки необходимо при работе с детьми, которые овладели фразовой речью на более высоком уровне. Это упростит поставленную перед ребенком цель.

Обучение ребенка пониманию и выражению эмоциональных реакций, будет протекать успешнее, если включить пиктограммы.

Обучая ребенка навыку построения вопроса, рекомендуется использовать карточки с вопросами: ЧТО? КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ГДЕ? КОГДА?

Принцип дифференцированного подхода говорит о том, что уровень развитие речи у детей различен и педагог при подборе методов и форм обучения должен это учитывать. Чтобы данный принцип работал эффективно, необходимо выявить уровень развития речи ученика используя различные методы диагностики.

Многочисленные проведённые исследования говорят о том, речь неразрывно связана с другими высшими психическими функциями. Этот принцип взаимосвязи указывает на необходимость выявления факторов в развитии других ВПФ, которые препятствуют полноценному и правильному развитию речи в онтогенезе.

Приводя пример, можно говорить о том, развитие различных видов мышления, памяти и др. ВПФ может способствовать более успешному формированию вербальной коммуникации. В этом случае рекомендуется использовать методы и приемы для комплексного развития ребенка.

Принцип индивидуального подхода характеризует необходимость учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов детей с аутизмом в процессе психолого-педагогической коррекции. Например, для детей с сформированными навыками чтения используются визуальные подсказки в виде письменной речи, для детей, не умеющих читать, вводятся наглядные подсказки –картинки.

Опыт работ, научно-исследовательских и практических, с данной категорией детей, раскрывает необходимость грамотного и систематического использования рассмотренных принципов, которые педагог должен использовать в своей коррекционной работе. Это позволит улучшить качество приобретенных детьми знаний, умений и навыков. Основные принципы необходимо соблюдать ежедневно при построении системы коррекционной работы.

Литература:

  1. Осипова А. А. Общая психокоррекция: учеб. пособие. М.: Сфера, 2002.
  2. Сухорокова И. В. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом // Сибирский вестник специального образования. 2012. Выпуск 3.
  3. Хаустов А. В. Проблема социального взаимодействия и коммуникации у детей с ранним детским аутизмом // Современные тенденции специальной педагогики и психологии. Научные труды Всероссийской научно-практической конференции. — Самара, 2003. — С. 408–410.
  4. Хаустов А. В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма // Дефектология. — 2004. — № 4. — С. 69–74.
  5. Хаустов А. В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях // Аутизм и нарушения развития. — 2004. — № 3. — С. 18–24.
  6. Хаустов А. В. Исследование коммуникативных навыков детей с аутизмом в зарубежной литературе // Дети с проблемами в развитии. — 2005. — № 1. — С. 29–30.
  7. Хаустов А. В. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским аутизмом // Практическая психология и логопедия. — 2005. — № 5–6 (16,17). — С. 9 –15.
  8. URL: mon.gov.ru. URL: http://минобрнауки. рф.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, коррекционная работа, принцип, навык, Российская Федерация, простая фраза, индивидуальный подход, постепенное усложнение, комплексное использование методов, фразовая речь.

Ключевые слова

речь, коммуникативные навыки, расстройства аутистического спектра, принципы и методы обучения

Похожие статьи

Алалия. Основные направления и содержание...

На втором этапе формируется фразовая речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Ведется работа над распространением предложений, их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, формируются высказывания как...

Проект по организации коррекционной работы на основе...

Раздел I: Информационная часть. Проект «Страна красивой речи» (далее по тексту Проект) ориентирован на детей 4–7 лет и их родителей (законных представителей). Проект долгосрочный, практико-ориентированный...

Содержание, организационные формы, методы... | Молодой ученый

Система работы предусматривает как постепенное включение в речь детей различных грамматических форм в составе изучаемых синтаксических конструкций, так и поэтапное формирование тех речевых умений и навыков, которые необходимы для понимания...

Арттерапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми...

Проблема использования арттерапии в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии одна из древних. Так как ещё на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги, задумываясь над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки...

Комплексный подход к формированию речемыслительной...

Принцип взаимосвязи умственного и речевого развития детей, который базируется на понимании речи как продукта речемыслительной деятельности формирования и развитие которого тесно связанно с познанием окружающего мира. Известно, что речь опирается на...

Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы...

В коррекционной работе с детьми уже давно используются компьютерные программы. В настоящее время все еще остается проблемой

Она строится по тематическому принципу. Важно то, что ребенок в любой момент выполнения задания может получить помощь, если...

Использование современных педагогических технологий как...

- использование индивидуального подхода в формировании средств образной выразительности речи детей с общим недоразвитием речи (III

Опыт нашей работы доказал, что эффективность коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи у детей с...

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

К каждому воспитаннику необходим индивидуальный подход.

На коррекционных занятиях, уделяя особое внимание развитию мелкой моторики пальцев рук, решается

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную...

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках...

Для коррекционной педагогики дифференцированный и индивидуальный подход в обучении — один

Для первой группы детей овладения знаниями по программе коррекционной школы не представляет

Они пользуются фразовой речью, свободно поясняют свои действия, в...

Похожие статьи

Алалия. Основные направления и содержание...

На втором этапе формируется фразовая речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Ведется работа над распространением предложений, их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, формируются высказывания как...

Проект по организации коррекционной работы на основе...

Раздел I: Информационная часть. Проект «Страна красивой речи» (далее по тексту Проект) ориентирован на детей 4–7 лет и их родителей (законных представителей). Проект долгосрочный, практико-ориентированный...

Содержание, организационные формы, методы... | Молодой ученый

Система работы предусматривает как постепенное включение в речь детей различных грамматических форм в составе изучаемых синтаксических конструкций, так и поэтапное формирование тех речевых умений и навыков, которые необходимы для понимания...

Арттерапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми...

Проблема использования арттерапии в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии одна из древних. Так как ещё на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги, задумываясь над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки...

Комплексный подход к формированию речемыслительной...

Принцип взаимосвязи умственного и речевого развития детей, который базируется на понимании речи как продукта речемыслительной деятельности формирования и развитие которого тесно связанно с познанием окружающего мира. Известно, что речь опирается на...

Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы...

В коррекционной работе с детьми уже давно используются компьютерные программы. В настоящее время все еще остается проблемой

Она строится по тематическому принципу. Важно то, что ребенок в любой момент выполнения задания может получить помощь, если...

Использование современных педагогических технологий как...

- использование индивидуального подхода в формировании средств образной выразительности речи детей с общим недоразвитием речи (III

Опыт нашей работы доказал, что эффективность коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи у детей с...

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

К каждому воспитаннику необходим индивидуальный подход.

На коррекционных занятиях, уделяя особое внимание развитию мелкой моторики пальцев рук, решается

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную...

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках...

Для коррекционной педагогики дифференцированный и индивидуальный подход в обучении — один

Для первой группы детей овладения знаниями по программе коррекционной школы не представляет

Они пользуются фразовой речью, свободно поясняют свои действия, в...