Влияние родного языка на изучение иностранного языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шумская О. А., Придворева И. Г. Влияние родного языка на изучение иностранного языка [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 5-7. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14647/ (дата обращения: 13.11.2019).



Данная статья посвящена рассмотрению особенностей использования родного языка в процессе обучения иностранному языку. Процесс обучения иноязычной речи неразрывно связан с проблемой взаимодействия двух языковых систем в сознании говорящего. Все мыслительные процессы учащихся, их психическая деятельность тесно связаны с родным языком, его фонетическим, грамматическим и лексическим строем.

Ключевые слова: говорение, иностранный язык, процесс обучения.

Изучение языков стало настолько актуальным вопросом в жизни каждого народа, что Гёте в этой связи говорил «кто не знает ни одного иностранного языка, тот не знает и своего собственного» [1, с. 45] Раннее введение второго языка позволяет терпимо относится к людям, говорящим на другом языке и не испытывать страха перед вступлением в общение в новых условиях.

Первый, язык формирует речевые привычки говорящего и сказывается на овладении вторым языком, передавая ему свои особенности.

В. А. Виноградов в знаменитой книге «Лингвистические основы овладения вторым языком» показывает, какими путями один язык может влиять на другой: одни характеристики легче для усвоения, чем другие, потому что они привычны, другие неразличимы, потому что отсутствуют в родном языке, третьи представлены несколькими вариантами, тогда как в родном языке для них есть только один, и наоборот, и т. п. [2,c.5]

Изучение иностранного языка, ориентированное исключительно на сопоставление его с родным, несколько нарушает естественный процесс постижения иноязычной культуры.

В процессе обучения иностранному языку мы можем провести определённые параллели с родным языком и тогда процесс обучения будет представлять меньше сложностей. Положительное влияние родного языка на формирование аналогичных языковых и речевых навыков называется переносом.

В тоже время мы часто сталкиваемся с такими языковыми явлениями, которые либо не имеют аналогов в родном языке, либо используются по-разному. В данном случае возникает отрицательное явление интерференции.

В процессе обучения иностранный и родной языки вступают в тесный контакт. Но русский и английский языки не являются близкородственными языками, между системами этих языков много значительных расхождений. Следовательно, возникает вопрос о правильности использования родного языка при изучении иностранного, недопустимости чрезмерного или, наоборот, недостаточного употребления родного языка.

Для того чтобы выразить какую-либо мысль на иностранном языке, недостаточно знать определенного количества английских слов. Надо иметь хотя бы элементарные представления о синтаксической структуре предложения и уметь самостоятельно конструировать их. Без умения конструировать предложения из отдельных слов невозможно выразить мысль ни устно, ни письменно.

Многие синтаксические конструкции английского языка по своей структуре отличаются от таких же конструкций в родном языке. Такое расхождение затрудняет изучение. Под влиянием этих факторов допускаются различные ошибки. Для того чтобы минимизировать их, надо умело и грамотно исправлять их, а так же предвидеть такие ошибки и заранее предупреждать их появление.

В настоящее время не учитывать и не использовать родной язык при изучении иностранного практически невозможно. Это происходит ненамеренно, спонтанно, естественно. На мой взгляд, принцип учёта родного языка — один из наиболее важных при обучении иностранному языку. Ведущие методисты особенно советуют применять его при обучении детей младшего и среднего школьного возраста, а также тех, кто впервые приступает к изучению иностранного языка.

Применение принципа учёта родного языка при изучении иностранного — один из наиболее действенных и эффективных принципов обучения иностранному языку, его следует применять на разных этапах обучения языку. Данный принцип позволяет учащимся наиболее ярко увидеть тонкости изучения иностранного языка, глубже проникнуться культурой изучаемого языка. Данный принцип позволяет учителю свободно объяснять материал, используя сопоставления русской и английской грамматики, фонетики, лексики, фразеологии, культуры. Принцип учёта родного языка как ни один другой принцип помогает при обучении иностранному языку.

В настоящее время не учитывать и не использовать родной язык при изучении иностранного практически невозможно. Это происходит ненамеренно, спонтанно, естественно. На начальных этапах обучения иностранному языку мы в ходе урока говорим с учениками на их родном языке (на русском), объясняем все правила по-русски, стараемся проводить аналогии с русским языком, используем упражнения с опорой на родной язык. В старших классах происходит сравнение родного и изучаемого языков, сопоставление явлений, структур и конструкций. Разумеется, школьники уже большую часть урока говорят и пишут на иностранном языке, но родной язык при этом не может не учитываться. Объяснение грамматических структур, лексических единиц, фразеологизмов, способов перевода — всё это не может не опираться на родной язык учеников.

Принцип учёта родного языка находит применение в разных областях: билингвальное образование, специально организованные подходы к изучению иностранного языка, основывающиеся на учёте родного, различные упражнения, игры и переводы, ориентированные на сравнение родного языка с иностранным.

Можно наблюдать ряд плюсов и минусов данного принципа, отмеченных различными методистами и лингвистами в своих работах. Однако, в настоящее время мы практически повсеместно используем его, и роль родного языка при изучении иностранного, несомненно, очень и очень велика.

С учётом вышесказанного, можно сделать вывод, что родной язык играет весомую роль при изучении иностранного языка. В современном глобализованном обществе диалог культур как никогда важен, что заставляет нас изменить отношение к иноязычной стране и к её языковым явлениям. В ходе обучения иностранному языку, ученик, опираясь на родной язык, образует свою собственную самостоятельную языковую систему, имеющую основные черты родного языка и изучаемого неродного, т. е. иностранного языка. Учащийся, опираясь на свой родной лингвокультурный опыт, последовательно, шаг за шагом, продвигается к тому, чтобы овладеть системой неродного языка.

Литература:

  1. Р. Эсхаг. Влияние родного языка на усвоение иностранного языка. Учебная мотивация школьников // Молодой ученый. — 2017. — № 7. — С. 511–517
  2. Е. Протасова. Методика обучения дошкольников иностранному языку: учебное пособие. // Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, Москва, 2010
Основные термины (генерируются автоматически): родной язык, иностранный язык, процесс обучения, изучение, язык, английский язык, один.

Похожие статьи

Влияние родного языка на усвоение иностранного языка.

Классная деятельность играет решающую роль в процессе изучения иностранного языка и повышения мотивации учащихся к его усвоению. Учитывая то, что преподавание осуществляется посредством коммуникации, преподаватель должен знать...

Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе

Изучение иностранного языка с психологической точки зрения представляет собой «сложный процесс формирования в коре головного мозга новой речевой системы, которая начинает сосуществовать и постоянно взаимодействовать с уже выработанной системой родного языка...

Влияние изучения иностранных языков на развитие ребенка

Уже доказано, что раннее изучение иностранных языков не только ускоряет процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но также положительно влияет на общее развитие ребенка. Следует отметить, что под ранним обучением иностранного языка...

Раннее обучение иностранному языку: плюсы и минусы

Наиболее предпочтительной формой обучения детей иностранному языку является игра, которая позволяет активизировать не только речемыслительную деятельность, но и сделать процесс обучения более интенсивным и занимательным. Кроме того, игра — это...

Роль иностранного языка и способы его изучения

В наши дни английский является одним из господствующих языков мира. Однако не всегда владение английским считалось необходимым знанием. Мировой статус язык получил благодаря тому факту, что он стал родным для многих стран по всем континентам мира.

Опыт обучения китайских групп английскому языку: выбор форм...

Статья посвящена вопросам отбора форм и языка обучения в китайских группах на занятиях по

‒ Значительно упрощает изучение иностранного языка сравнение с родным языком.

иностранный язык, студент, английский язык, академическая адаптация, родной язык...

Зачем изучать английский язык с дошкольниками?

Изучение английского языка в раннем возрасте наряду с практической значимостью развивает у детей способность лучше постигать и свой родной язык. Некоторые родители полагают, что не стоит «загружать» ребенка иностранным, пока он еще до конца не освоил свой родной язык.

К вопросу о раннем обучении иностранным языкам в России...

Отметим, что идея раннего обучения иностранным языкам имела место в истории, начиная с периода античности. По мнению В. Н. Карташовой, «установка на изучение ИЯ как фактора познания культуры человечества во многом определила сущность раннего обучения ИЯ для...

Вопросы и проблемы изучения иностранных языков

Изучение иностранных языков является очень трудоемким и затратным процессом. Поэтому каждому, кто хотел бы овладеть тем или иным иностранным языком, стоит стремиться к тому, чтобы результаты обучения оправдывали ожидания и вложения.

иностранный язык, ролевая игра, метод обучения, студент...

Изучаемые в процессе обучения иностранному языку различные сведения о том или ином государстве принято называть

Язык-посредник в преподавании иностранного языка. иностранный язык, родной язык, учебный процесс, родной язык учащихся, русский язык...

Похожие статьи

Влияние родного языка на усвоение иностранного языка.

Классная деятельность играет решающую роль в процессе изучения иностранного языка и повышения мотивации учащихся к его усвоению. Учитывая то, что преподавание осуществляется посредством коммуникации, преподаватель должен знать...

Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе

Изучение иностранного языка с психологической точки зрения представляет собой «сложный процесс формирования в коре головного мозга новой речевой системы, которая начинает сосуществовать и постоянно взаимодействовать с уже выработанной системой родного языка...

Влияние изучения иностранных языков на развитие ребенка

Уже доказано, что раннее изучение иностранных языков не только ускоряет процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но также положительно влияет на общее развитие ребенка. Следует отметить, что под ранним обучением иностранного языка...

Раннее обучение иностранному языку: плюсы и минусы

Наиболее предпочтительной формой обучения детей иностранному языку является игра, которая позволяет активизировать не только речемыслительную деятельность, но и сделать процесс обучения более интенсивным и занимательным. Кроме того, игра — это...

Роль иностранного языка и способы его изучения

В наши дни английский является одним из господствующих языков мира. Однако не всегда владение английским считалось необходимым знанием. Мировой статус язык получил благодаря тому факту, что он стал родным для многих стран по всем континентам мира.

Опыт обучения китайских групп английскому языку: выбор форм...

Статья посвящена вопросам отбора форм и языка обучения в китайских группах на занятиях по

‒ Значительно упрощает изучение иностранного языка сравнение с родным языком.

иностранный язык, студент, английский язык, академическая адаптация, родной язык...

Зачем изучать английский язык с дошкольниками?

Изучение английского языка в раннем возрасте наряду с практической значимостью развивает у детей способность лучше постигать и свой родной язык. Некоторые родители полагают, что не стоит «загружать» ребенка иностранным, пока он еще до конца не освоил свой родной язык.

К вопросу о раннем обучении иностранным языкам в России...

Отметим, что идея раннего обучения иностранным языкам имела место в истории, начиная с периода античности. По мнению В. Н. Карташовой, «установка на изучение ИЯ как фактора познания культуры человечества во многом определила сущность раннего обучения ИЯ для...

Вопросы и проблемы изучения иностранных языков

Изучение иностранных языков является очень трудоемким и затратным процессом. Поэтому каждому, кто хотел бы овладеть тем или иным иностранным языком, стоит стремиться к тому, чтобы результаты обучения оправдывали ожидания и вложения.

иностранный язык, ролевая игра, метод обучения, студент...

Изучаемые в процессе обучения иностранному языку различные сведения о том или ином государстве принято называть

Язык-посредник в преподавании иностранного языка. иностранный язык, родной язык, учебный процесс, родной язык учащихся, русский язык...