Интегральный подход к оценке качества образовательных услуг высшего учебного заведения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Охотников, И. В. Интегральный подход к оценке качества образовательных услуг высшего учебного заведения / И. В. Охотников, И. В. Сибирко, О. А. Ходунова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14636/ (дата обращения: 25.04.2024).



В проанализированы подходы к оценке качества вузовского образования. Предложен к оценке качества услуг вуза, основе интегрального включающего в себя научных достижений и результатов образовательной университета.

Ключевые слова: качество образования, инновационный потенциал вуза, образовательные услуги, оценка качества образования.

Государственная политика модернизации российского образования в качестве главной задачи рассматривает повышение качества образования. Результаты деятельности высших учебных заведений проявляются в виде услуг образовательного характера и продукции: научно-технической, интегрированной на базе научно-технической продукции и образовательных услуг, учебно-методической. Осознание образования как сферы образовательных услуг делает предоставление образовательных услуг главной, целевой составляющей любого вуза, тем, для чего они и создаются. В этой связи, именно качество образовательных услуг является важнейшим критерием оценки образовательной деятельности вуза.

Многообразие подходов к определению качества образования в понятиях и терминах обусловлено одной из специфических его особенностей — содержание понятия «качество образования» относительно, так как оно динамично, многоаспектно и ситуативно. Качество не является самоцелью. Его формирование и постоянное совершенствование — объективная необходимость, обусловленная удовлетворением существующих в обществе потребностей в образовательных услугах. Таким образом, результат образовательных услуг (его параметры) есть некая модель существующих потребностей рынка.

С этой точки зрения, качество образования, есть не что иное, как соответствие качества результата образовательных услуг существующим в них потребностям. Как следствие, динамичность и ситуативность потребностей в образовании определяет динамичность и ситуативность параметров результата образовательных услуг и относительность понятия качества образования. Содержание подготовки специалиста определенного уровня и направленности и его качество определяются качеством содержания по образовательным программам. В системе образования любого государства подготовка по образовательным программам есть сущность образовательной услуги, соответственно качество образовательной услуги определяется качеством образовательных программ.

Обязательный минимум (качество) содержания образовательных программ по уровням подготовки (бакалавриат, магистратура и т. д.) и направлениям подготовки (специальностям) устанавливается соответствующим образовательным стандартом: государственным (Франция, Россия) или вузовским, который формируется по запросам рынка (США, Германия, Великобритания). Таковы системные атрибуты внешнего управления качеством содержания образовательных услуг.

Анализ законодательных актов, регламентирующих деятельность вузов, и современной экономической литературы, посвященной вопросам качества образования [2; 3; 4; 5], позволяет установить, что существуют педагогический, социологический и управленческий подходы к его оценке. Наиболее полно разработан управленческий подход, предполагающий, что качество результата образовательных услуг проявляется через качество вуза, которое определяется, с одной стороны, качеством образовательных программ, а с другой — качеством управления содержанием подготовки по образовательным программам.

При этом качество образовательных программ и его атрибуты: внутренние (возможности трудоустройства и карьерного роста) и внешние (рейтинг, престижность вуза, его общественное признание) имеет ценность для заказчика образовательных услуг. Качество управления содержанием подготовки по образовательным программам, прежде всего, имеет ценность для вуза. Оно определяет условия формирования и обеспечения качества образовательных программ вуза. Для заказчика образовательных услуг особую ценность имеет научная квалификация преподавателей вуза. Проведенный в 2006 году опрос Независимым рейтинговым агентством в сфере образования«РейтОР»показал, что 43,6 % старшекурсников российских вузов без опыта работы и 54,2 % старшекурсников с опытом работы придают особое значение научной квалификации преподавателей при выборе образовательной программы вуза.

В этой связи, для системной оценки качества вузовского образования, как считают эксперты [1; 2; 3] необходимо использовать информативные показатели научной квалификации преподавателей и результатов образовательной деятельности университетов, которые в соответствии с целью и принципами исследования должны иметь ясную методику расчета, независимые источники информации и быть универсальными. Указанным требованиям соответствуют такие показатели, как:

‒ индекс цитируемости (число ссылок на работы данного ученого в научной литературе). Показатель давно используется в мире для определения индивидуального рейтинга ученых, работающих в области точных и естественных наук, рассчитывается почти во всех зарубежных рейтингах и, может быть применим для оценки научной квалификации преподавателей российских государственных университетов;

‒ патентная активность (число созданных преподавателем патентов). Показатель редко используется в рейтинговых моделях. Однако он может характеризовать квалификацию преподавателей в области прикладных исследований, поскольку их результаты, как правило, находят свое выражение в патентах. В связи с этим, расчет патентной активности необходим для оценки квалификации преподавателей технических университетов.

Статистическими источниками информации для расчета указанных показателей служат наукометрические и патентные базы данных, в которых сконцентрирована информация о научных публикациях и патентах. В настоящее время эти базы данных не используются Росстатом. Тем не менее, доступность и объективность позволяют рассматривать их в качестве новых организационных форм статистического наблюдения;

‒ востребованность выпускников. Для объективности результатов расчета показателя необходима информация, исходящая от работодателей или выпускников после окончания университета, для получения которой следует проводить специально организованное наблюдение;

‒ удовлетворенность, прежде всего, работодателей и выпускников качеством образования. В силу субъективности данный показатель не обладает требуемой надежностью для межвузовского сопоставления.

На основе указанных показателей можно предложить модель интегральной оценки качества образования ():

,

где — индекс цитируемости научных работ; — патентная активность преподавателей; — востребованность выпускников; – удовлетворенность выпускников (или работодателей) качеством обучения; ,,, — весовые коэффициенты.

Первые два показателя модели характеризуют и квалификацию преподавателей, и результаты их научной деятельности, последние — результаты образовательной деятельности.

Предложенный подход к оценке качества образовательных услуг вуза позволяет учесть особенности функционирования различных сфер деятельности заведения. Положенный в оценки системный позволяет использовать модель для инновационного потенциала определить слабые устойчивость достигнутого а также перспективные его повышения. Данный может базироваться на количественных (например, Индекс так и качественных экспертов.

Литература:

  1. Бажуткин, Д. Г. Приоритетные повышения качества услуг: монография. — Изд-во Политехн. ун-та, 2009.
  2. С.Г., Борисоглебская, Цуканова, Н. Е. Интегрированная инновационного потенциала // Инновации.2006. — № 6.С. 93–98.
  3. Н.Р., Мжачих Т. Е. Инновационная вузов Российской // Социология власти. — 2010. — № 3. — С. 124–131.
  4. Ю.Н., Хасбутдинова, Донецкая, С.С. и др. Менеджмент и инновации в образовании: аспект: Монография. — РГТЭУ, 2010.
  5. Е. С. Организационные управления в системах качества. — М.: дом «Спектр», 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): качество образования, услуга, качество, научная квалификация преподавателей, программа, вузовское образование, образовательная программа вуза, образовательная услуга, патентная активность, управленческий подход.

Похожие статьи

Проблема повышения качества образования в вузе

Поэтому проблемы качества образования конкретного вуза актуальны сегодня в стране и в

научно-исследовательская деятельности вуза; — использование результатов НИР в

Сейчас как никогда качество и результативность образования зависят, прежде всего, от...

Управление качеством образования в образовательном...

Под управлением качеством образования мы понимаем целенаправленную деятельность, в которой ее субъекты (органы управления образованием), посредством предоставления образовательных услуг и решения управленческих задач, обеспечивают организацию...

К вопросу о внедрении в педагогическом вузе системы управления...

Управление качеством образования предполагает реализацию функций вуза на основе процессного подхода, командный менеджмент, оценку результативности деятельности на основе мониторинга степени удовлетворенности потребителей; информирование, обучение и...

качество образования, образовательная деятельность...

Качество образования — это многомерное понятие. В медицинском вузе, в связи со спецификой подготовки специалистов и особенностями профессиональной деятельности врача и фармацевта расширяется аспект деятельности вуза, в частности образовательной, научной...

Методологические особенности формирования...

Развитие интеллектуального и инновационного потенциалов регионов ставит перед системой профессионального вузовского образования задачу развития ресурсного потенциала вуза путем усовершенствования подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Качество образования и его обеспечение в педагогических...

Система обеспечения качества образования как социально-педагогическое явление связана с созданием социальных условий для качественной подготовки специалистов на различных уровнях системы образования (на уровне страны, отрасли, региона, вуза) и заключается в...

Удовлетворенность студентов условиями обучения в вузе как...

Осуществление вузами образовательной и научной деятельности в условиях рыночной

От наличия такой информации зависит эффективность вузовской системы менеджмента качества, которая, в свою

Несомненно, повысить качество образования в вузе, возможно, если четкие.

Управление качеством образовательного процесса...

На сегодняшний день концепция качества образования только складывается: определяются подходы, разрабатываются его критерии и показатели, исследуются различные аспекты качества. Термин «образование», в педагогике трактуется очень обширно и неопределенно.

Качество образования как педагогическая проблема

В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.

Похожие статьи

Проблема повышения качества образования в вузе

Поэтому проблемы качества образования конкретного вуза актуальны сегодня в стране и в

научно-исследовательская деятельности вуза; — использование результатов НИР в

Сейчас как никогда качество и результативность образования зависят, прежде всего, от...

Управление качеством образования в образовательном...

Под управлением качеством образования мы понимаем целенаправленную деятельность, в которой ее субъекты (органы управления образованием), посредством предоставления образовательных услуг и решения управленческих задач, обеспечивают организацию...

К вопросу о внедрении в педагогическом вузе системы управления...

Управление качеством образования предполагает реализацию функций вуза на основе процессного подхода, командный менеджмент, оценку результативности деятельности на основе мониторинга степени удовлетворенности потребителей; информирование, обучение и...

качество образования, образовательная деятельность...

Качество образования — это многомерное понятие. В медицинском вузе, в связи со спецификой подготовки специалистов и особенностями профессиональной деятельности врача и фармацевта расширяется аспект деятельности вуза, в частности образовательной, научной...

Методологические особенности формирования...

Развитие интеллектуального и инновационного потенциалов регионов ставит перед системой профессионального вузовского образования задачу развития ресурсного потенциала вуза путем усовершенствования подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Качество образования и его обеспечение в педагогических...

Система обеспечения качества образования как социально-педагогическое явление связана с созданием социальных условий для качественной подготовки специалистов на различных уровнях системы образования (на уровне страны, отрасли, региона, вуза) и заключается в...

Удовлетворенность студентов условиями обучения в вузе как...

Осуществление вузами образовательной и научной деятельности в условиях рыночной

От наличия такой информации зависит эффективность вузовской системы менеджмента качества, которая, в свою

Несомненно, повысить качество образования в вузе, возможно, если четкие.

Управление качеством образовательного процесса...

На сегодняшний день концепция качества образования только складывается: определяются подходы, разрабатываются его критерии и показатели, исследуются различные аспекты качества. Термин «образование», в педагогике трактуется очень обширно и неопределенно.

Качество образования как педагогическая проблема

В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.