Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка

3. Система образования
02.11.2018
1301
Поделиться
Библиографическое описание
Шумская, О. А. Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка / О. А. Шумская, И. Г. Придворева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14621/.


Образование — это мощнейшее средство формирования не только умственных способностей, но и духовно-эмоциональной стороны личности, которые определяют развитие и жизненный путь обучающегося. Существование человечества невозможно представить вне коммуникативной деятельности.

Ключевые слова: аудирование, коммуникативная компетенция, мотивация, проектная методика.

В современном обществе успешному человеку для самореализации необходимо владение коммуникативными навыками, а общение на иностранном языке включено в ряд ключевых компетенций, обязательных сегодня каждому человеку в стремительно меняющемся мире. Поэтому, одной из главных задач современной школы является улучшение качества преподавания иностранных языков до уровня свободного общения на нём выпускников школ.

«История обучения иностранному языку насчитывает столетия. При этом методика обучения много раз менялась, делая ставку то на чтение, то на перевод, то на аудирование, то на комбинацию этих процессов. Самым эффективным, хотя и самым примитивным из методов являлся «метод гувернантки», т. е. непосредственного индивидуального общения на языке»

Коммуникативный подход при обучении иностранному языку обязан научить учеников достаточно хорошо ориентироваться в иноязычной среде и уметь адекватно реагировать в различных языковых ситуациях.

Государственный Образовательный Стандарт общего образования определяет конкретные требования в области формирования навыков говорения, что способствует правильному, целенаправленному усвоению данных навыков.

«Главная составляющая коммуникативной компетенции (т. е. речевые (коммуникативные умения) формируется на основе языковых умений и навыков, а также лингвострановедческих и страноведческих знаний». [1]

Язык — это знаковая система, использующееся в общении, поэтому овладение формальной стороной языка (фонетикой, лексикой и грамматикой) и языковой системой должно осуществляться в целях общения и в ходе общения. Поэтому главным в обучении иностранным языкам становится коммуникативно-когнитивный подход.

На уроках иностранного языка речевое общение осуществляется посредством речевой деятельности через деятельностные задания. Ученики пытаются решить воображаемые и реальные проблемно-познавательные задачи в процессе общения. Цель учителя заключаются в том, чтобы наиболее эффективно организовать деятельность обучающихся и помочь им в ходе решения выйти на познавательный результат. Учебный процесс, как правило, строится на основе коллективного общения. Мотивации успеха способствует создание «пространства внутренней социализации». В процессе обучения используются разные формы работы: (групповые, парные, проектные). Я считаю, что наиболее действенный метод– это диалог + игра.

Диалогическое общение реализуется в процессе предметных, ситуативных, ролевых и деловых игр. Диалоги учащиеся составляют в спонтанно сформированных парах, что способствует формированию навыка спонтанной речи. Монологическая речь тоже очень важна. Монологи должны быть целенаправленны, логичны, выразительны и иметь смысловую законченность. Можно использовать следующие приёмы обучения монологу: доказать свою точку зрения, прокомментировать ситуацию, согласиться с утверждением или опровергнуть его.

Для освоения коммуникативной компетенции существует ряд следующих рекомендаций: упрощать лексику устной речи и давать готовые фразы для использования, основными чертами внутренне классовой лексики должны быть повторяемость и системность на каждом уроке, научить учащихся перефразировать слова, используя известную лексику, устную речь. Очень важно, чтобы для каждой коммуникативной ситуации была поддержка в виде лексики или грамматических конструкций с помощью индивидуальной раздачи, записей на доске или презентации на проекторе. Все это будет способствовать снятию напряжения на этапе становления речевых навыков.

Проектная методика — это один из методов проектного обучения и применение этой методики актуально на всех ступенях общеобразовательной школы. На протяжении нескольких занятий ученики знакомятся с новой темой, лексикой, грамматическими правилами. Для закрепления материала ими создается проект с дальнейшей презентацией и обсуждением.

Метод проекта позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс, характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение учащимися своих собственных мнений и чувств. Для коммуникативного обучения проектная работа обладает уникальными возможностями при опоре даже на минимальный языковой материал. Новые возможности открывает и использование информационных технологий, это оживляет и разнообразит учебный процесс. Проектная деятельность дает возможность учащимся выступать в роли авторов, повышает творческий потенциал, способствует расширению языковых знаний.

Главная цель коммуникативного метода — снять страх перед общением. Важным элементом формирования коммуникативной компетенции является формирование мотивации не бояться допустить ошибок.

Современные учебники предлагают для изучения и обсуждения самые разнообразные темы, которые интересны и смогут пригодиться в различных ситуациях в реальной жизни. В современных пособиях много интересных разговорных упражнений, ролевых игр, диалогов, которые помогут обучающимся освоить иностранный язык. В ходе таких занятий ученики развивают языковые навыки и реализуют творческие возможности. Процесс обучения обязательно должен быть интересным и увлекательным. Для занятий нужно выбирать такие формы обучения, которые будут вызывать желание общаться и узнавать больше. [2]

Я считаю, что у коммуникативной методики, несмотря на отсутствие «новизны» очень много преимуществ. И на сегодняшний день это самый действенный и эффективный способ изучения английского языка. И конечно же любая методика приводит к хорошим результатам только при правильном сочетании с элементами других методик.

Литература:

  1. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М.: Просвещение, 1991, 245 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
аудирование
коммуникативная компетенция
мотивация
проектная методика

Молодой учёный