Оценка образовательных достижений учащихся как один из способов повышения качества обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Борисенко Л. П., Чуева Л. М., Власова Г. В., Гражданкина М. О., Станкевич А. В., Ансимов В. И., Медведев В. В., Куляев Н. А. Оценка образовательных достижений учащихся как один из способов повышения качества обучения [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14593/ (дата обращения: 18.10.2019).



Одним из возможных способов решения задачи организации контрольно-оценочной деятельности учителя является такая организация учебного процесса, в основе которой лежит формирование способов управления качеством обучения. В основе работы описание такой организации образовательного процесса, которая позволила бы каждому ученику стать активным участником образовательной деятельности и самостоятельно оценивать результаты своего труда.

Являясь резервом повышения качества обучения, постоянный контроль на уроке становится одним из главных элементов урока. Используемая нами система оценки включает в себя как внешнюю, так и внутреннюю оценку, которые построены на содержательной и критериальной основе.

Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки, рефлексии дают возможность обучающимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, способствуют развитию самосознания, формируют умения открыто выражать и отстаивать свою позицию, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, способствуют принятию ответственности за полученный результат.

Осуществляя контрольно-оценочную деятельность, мы реализуем четыре основные функции контроля: обучающую, воспитательную, информационную, диагностическую.

Проверяя полученные знания, сформированные умения и навыки, параллельно повторяем материал, обращаем внимание детей на самое существенное в учебном материале, разбираем типичные ошибки. Таким образом осуществляется обучающая функция контроля.

Четко поставленные учебные цели и возможность проверить и оценить полученные результаты помогают педагогу повышать мотивацию к учебе, развивать умения самоконтроля и самооценки, совершенствовать и углублять знания. Так реализуется воспитательная функция контроля.

Считаем, что контроль в процессе обучения должен носить системный характер. Осуществляя систематический учет результатов обучения, контролируя успеваемость каждого учащегося в течение всего учебного процесса, учитель реализует информационную функцию контроля.

Обратную связь «учитель — ученик» обеспечивает диагностическая функция контроля. Её реализация позволяет вовремя вносить коррективы в методику обучения, перераспределять учебное время между отдельными вопросами темы, для устранения недочетов в знаниях школьников. Необходимо отслеживать динамику развития умений и навыков учащихся, чтобы работать над пробелами знаний. Также учащиеся должны уметь сами определять, какие знания и умения они освоили, а над какими надо еще поработать. Для этого в практике работы используются тестовые диагностические работы, с элементами заданий повышенной сложности.

Мы используем разнообразные приемы и виды деятельности в системе контроля и оценки деятельности учащихся:

‒ предупреждение ошибок через тренировочные упражнения;

‒ письмо с комментарием;

‒ выполнение разноуровневых заданий (задание выбирают сами учащиеся);

‒ использование листа самооценки;

‒ проверка собственной работы по заданному образцу;

‒ взаимопроверка, взаимооценка при работе в парах, группе;

‒ самопроверка, определение причины собственных ошибок, их исправление.

Подростковая тревожность, которую психологи часто выявляют у детей, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен, может быть и отличник, и двоечник. Как показывают наблюдения, самый большой страх в школе — это страх проверки знаний. Значит, учитель должен так организовать контроль знаний, чтобы страх «ушел». Важно создать непринуждённую обстановку, она будет способствовать положительной динамике контроля. Этого можно достичь, используя нетрадиционные формы и методы опроса учащихся. Создание спокойного психологического климата в процессе контроля способствует лучшей работе учеников.

Именно поэтому в практике работы нами часто используются нетрадиционные формы опроса, в основе которых лежит комплексная направленность — они не только контролируют теоретические знания, но также позволяют оценить речевые, учебно-языковые и правописные умения и навыки. Используя яркий, необычный дидактический материал, нестандартные задания, педагоги и сам контроль делают увлекательным и интересным. Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний помогают значительно повысить уровень владения знаниями, умениями, навыками, дают ученику мотивацию обучения, прививают интерес к предмету. Сложный материал усваивается гораздо легче. Большинство интересных заданий развивают у ребёнка память, логику, наблюдательность, внимание, то есть те психические процессы, которые необходимы для успешного усвоения учебных предметов. Они имеют положительное эмоциональное воздействие на ребенка.

Среди творческих, нестандартных заданий, применяемых на уроках: викторины, диспуты, деловые игры, КВН, интеллектуальный ринг, составление схем, кроссвордов, решение ребусов, шарад, чайнвордов, перевертышей, загадок, практических задач, логических квадратов, сообщение на заданную тему, моделирование, творческие работы исследовательского характера, презентация, перфокарты, технологические карты.

Проводить уроки контроля в нестандартной форме позволяют современные технологии, в частности, использование информационно-коммуникационных технологий, в том числе компьютерной презентации. Благодаря наглядности и интерактивности, каждый ученик вовлекается в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является Портфель достижений учащихся по определённому предмету. Портфель достижений по предмету ведётся учителем и учащимся совместно, содержит наиболее интересные творческие работы учащегося, грамоты, дипломы, приказы, подтверждающие его результативное участие в мероприятиях различного уровня. Такой портфель имеют не все школьники, а только наиболее успешные в именно в данном предмете.

Оценка и отметка очень важны для ребенка, потому что непосредственно связаны с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация, эмоциональный комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество.

Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть, что в наших руках, в руках учителя великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, заставить его верить в свои силы, а может и уничтожить. Поэтому особую важность приобретает психологический аспект оценивания.

Литература:

  1. Голубева Л. М. Управление качеством образования на диагностической основе. http://yesnet.purpe.ru/seminar/upkchob/step.htm
  2. Громова Т. Критерии и оценки качества образования. // Научно-методический журнал «Директор школы». 2006.№ 5.
  3. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учебное пособие / М. А. Пинская. М.: Логос, 2010. 264 с.
  4. Романов, Ю. В. Система оценивания: опыт осмысления и использования. http://schools.techno.ru/ms45/win/history/krit8–9.html
Основные термины (генерируются автоматически): задание, знание, практик работы, предмет, умение, учебный процесс.

Похожие статьи

Применение творческих заданий в учебном процессе

учебно-познавательная деятельность, познавательная деятельность, задача, деятельность, студент, знание, умение, действие, образовательная деятельность, учебная деятельность. Пути развития познавательного интереса у подростков.

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода...

Роль учебной практики в формировании общих...

производственная практика, профессиональная деятельность, практическое обучение, компетенция, студент, система, знание, учебная практика, практический опыт, умение. Технологизация процесса обучения бакалавров... Кузьмина Н. В. Профессионализм личности...

Формирование исследовательских умений обучающихся как одно...

В статье раскрывается сущность исследовательской работы обучающихся как условия

Процесс формирования исследовательских умений студентов стараюсь осуществлять по

Производственная практика позволяет не только стабилизировать эти умения, но и внести...

Этапы процесса формирования учебных умений у учащихся...

Сформированность умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний в процессе учебной и трудовой деятельности является одним из показателей эффективности обучения. В данной статье рассматривается процесс формирования умений при изучении...

Управление самостоятельной деятельностью учащихся в ходе...

работа, задание, самостоятельная работа, ученик, задача, формирование знаний

самостоятельная работа, учебный процесс, работа, умение, самостоятельная

В процессе самостоятельной работы у ученика формируются навыки работы над собой индивидуальным...

Место производственной практики в формировании...

Роль учебной практики в формировании общих... учебная практика, профессиональная деятельность, умение, студент, знание, компетенция

- качество образовательного процесса (включающего в том числе, учебную и производственную практики).

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

Усиление роли самостоятельной учебной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию...

Формирование компетенций учащихся через конструирование...

Учебно-познавательная компетенция реализуется в современной начальной школе, она имеет практическую направленность, однако надо помнить и о

Информационная компетенция в своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из...

исследовательская деятельность, умение, образовательный процесс, развитие умений, гипотеза, исследовательская работа, навык, знание, подход, проектно-исследовательская деятельность.

Похожие статьи

Применение творческих заданий в учебном процессе

учебно-познавательная деятельность, познавательная деятельность, задача, деятельность, студент, знание, умение, действие, образовательная деятельность, учебная деятельность. Пути развития познавательного интереса у подростков.

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода...

Роль учебной практики в формировании общих...

производственная практика, профессиональная деятельность, практическое обучение, компетенция, студент, система, знание, учебная практика, практический опыт, умение. Технологизация процесса обучения бакалавров... Кузьмина Н. В. Профессионализм личности...

Формирование исследовательских умений обучающихся как одно...

В статье раскрывается сущность исследовательской работы обучающихся как условия

Процесс формирования исследовательских умений студентов стараюсь осуществлять по

Производственная практика позволяет не только стабилизировать эти умения, но и внести...

Этапы процесса формирования учебных умений у учащихся...

Сформированность умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний в процессе учебной и трудовой деятельности является одним из показателей эффективности обучения. В данной статье рассматривается процесс формирования умений при изучении...

Управление самостоятельной деятельностью учащихся в ходе...

работа, задание, самостоятельная работа, ученик, задача, формирование знаний

самостоятельная работа, учебный процесс, работа, умение, самостоятельная

В процессе самостоятельной работы у ученика формируются навыки работы над собой индивидуальным...

Место производственной практики в формировании...

Роль учебной практики в формировании общих... учебная практика, профессиональная деятельность, умение, студент, знание, компетенция

- качество образовательного процесса (включающего в том числе, учебную и производственную практики).

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

Усиление роли самостоятельной учебной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию...

Формирование компетенций учащихся через конструирование...

Учебно-познавательная компетенция реализуется в современной начальной школе, она имеет практическую направленность, однако надо помнить и о

Информационная компетенция в своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из...

исследовательская деятельность, умение, образовательный процесс, развитие умений, гипотеза, исследовательская работа, навык, знание, подход, проектно-исследовательская деятельность.