Методика преподавания специальных дисциплин для технических специальностей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, ноябрь 2018)

Дата публикации: 05.11.2018

Статья просмотрена: 1261 раз

Библиографическое описание:

Есенбекова А. Э., Дусталиева С. М. Методика преподавания специальных дисциплин для технических специальностей [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 57-58. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14562/ (дата обращения: 24.10.2019).



Ключевые слова: методика преподавания, технические дисциплины, профессиональное развитие, инертный метод, интенсивные методы, интенсивный метод.

Методика преподавания — наука прикладная, а это значит, что в самом процессе обучения теория и практика должны сочетаться не произвольно, а в разумных пропорциях. Если изучается сложный материал, то в работе над ним преобладает теория: объяснение, рассуждение, беседа и другие методы изучения теории. Когда изучаемый новый материал закрепляется, формирование у учащихся соответствующих умений и навыков требует его практического освоения, упражнений. [3]

Интенсивное развитие условий в обществе выдвигают повышенные требования к качеству подготовки и профессиональному развитию специалистов в высших учебных заведениях. В основе обучения выделяют три основных элементов, а именно знание, накопленные изучением технической литературы, умение, способностью правильно излагать свою мысль, и профессиональные навыки. Названные элементы выступают со стороны преподавателя в качестве исконных компонентов содержания, а со стороны обучающихся — в качестве продуктов усвоения. Знание, умение, навыки тесно взаимосвязаны друг с другом, и естественно совершенствуют учебный процесс. Как же применяют эти элементы в преподавании?

Технические дисциплины отличаются от гуманитарных тем, что при их изложении приходится обращаться к терминологическому и иллюстративному материалу различного уровня, начиная от формул, схем, рисунков до графиков и баз данных.

При формировании знаний у студентов важное значение представляет умение довести необходимое знание, данные до обучающихся. Например, по физике, стандартизации необходимо приводить числовые данные с очень высокой точностью после запятой, но иногда это ведет к усложнению понимания и анализа, вывода этих же числовых данных.

Каждый обучающимся техническим специальностям должен научиться обращаться с учебной и технической литературами, уметь обрабатывать экспериментальные данные после статической обработки, приводя их к очень высокой точности. [1]

Важнейшей частью образования является обучение студентов самостоятельно мыслить, принимать и усваивать изложенный материал. Будущее потенциальных специалистов нашей страны в основном зависит от самостоятельных занятий студентов и компетентности преподавателей.

Преподавание специальных дисциплин в высших учебных заведениях включает в себя изучение возможностей и способов изучения выбранных дисциплин на профессиональном уровне, изучение современных методик обучения и возможность получения доступных навыков их применения, а так же, выработка методов итоговых контролей знаний студентов, специальных дисциплин. Процесс обучения в высших учебных заведения должен стимулировать студентов (бакалавров, специалистов, магистров и т. д.) использовать полученные знания на практике и в решении поставленных перед ними задач. Так же, важно грамотное изложение преподавателем, темы его дисциплин в высшем учебном заведении. Педагог должен учитывать индивидуальные особенности студентов, их возраст, и степень нагрузки. [2]

Существуют два основных метода, которые мы выделяем и используем в преподавании технических дисциплин.

– Инертный метод, который используется при обучении студентов всех курсов и специальностей, направленное на аудиторное прослушивание лекции, при этом студенты, занимают пассивную роль слушателей, а преподаватель является действующим лицом и управляет ходом занятия. Данный метод преподавания, по оценкам современных педагогических технологий, является самым неэффективным, но иногда этот метод неплохо работает, у преподавателей с хорошим опытом, и при работе со студентами, у которых четко поставлены цели, направленные на глубокое изучение предполагаемых дисциплин

– Интенсивный метод, в котором обучающиеся не пассивные слушатели, а активные участники данного занятия. В данном виде занятии преподаватель и студенты находятся на равных правах. Студенты могут задавать вопросы и вести активный диалог с преподавателем.

Каждый преподаватель с годами для себя выбирает несколько хороших методик преподавания, которые использует для обучения студентов, чтобы студенты после пройденных учебных дисциплин, могли их применять на практике, умели быстро решать поставленные задачи, умели быстро находить правильное решение при необходимом экстремальном решении. Я использую в основном инертный метод и метод проектов, хотя многие специалисты считают, что инертный метод является самым неэффективным в преподавании и передачи знаний студентов, но для меня этот метод самый оптимальный, который годами показал, что эта методика направлена на углубленное изучение дисциплин. Вторая методика метод проектов, студенты здесь работают самостоятельно без непосредственного участия преподавателя, преподаватель только является наладчиком, помогает направить студентов в нужное направление, а всю работу по подготовке темы дисциплин готовят студенты самостоятельно.

Хорошая методика преподавания обеспечивает объединение интересов, как преподавателя, так и студентов, на основе соединения необходимости изучения специальной дисциплины с позитивной мотивацией на освоение данного курса. Эффективность и качество проведения занятия по предмету определяется профессиональным талантом и методическим мастерством преподавателя. Он должен уметь в каждом конкретном случае, из всего многообразия существующих форм, методов и средств обучения, отобрать наиболее рациональные, с учетом специфических особенностей контингента студентов, личного уровня подготовки, своего практического опыта.

Литература:

  1. Тукшаитов Р. Х. Основы динамической метрологии и анализа результатов статистической обработки. Казань: Мастер Лайн, 2001. 278 с.
  2. Тукшаитов Р. Х. Основы представления результатов статистической обработки на графиках, диаграммах и в таблицах. Казань: КГЭУ, 2006. 227 с.
  3. Методика преподавания в высшей школе: учебное пособие / М. Н. Кох, Т. Н. Пешкова. — Краснодар: Куб ГАУ, 2011. — 150 с.
Основные термины (генерируются автоматически): инертный метод, студент, обучение студентов, дисциплина, преподаватель, техническая литература, высокая точность, методика преподавания, Интенсивный метод, хорошая методика преподавания.

Ключевые слова

методика преподавания, профессиональное развитие, технические дисциплины, инертный метод, интенсивные методы, интенсивный метод

Похожие статьи

Методы преподавания лекции в университете | Статья в журнале...

В данной статье разобраны основные методы и дана классификация преподавания лекций в университете. По опросу студентов второго курса, выдвинуты предложения по улучшению качества освоения учебного материала на лекциях.

Инновационные методы обучения в преподавании технических...

В работе отражены инновационные формы обучения, которые позволят преподавателям более активировать познавательную деятельность студентов.

Усманов Б. Ш., Жураева Г. Х., Ядгарова А. А. Инновационные методы обучения в преподавании технических дисциплин...

Особенности оптимизации методов обучения студентов...

Специфика обучения студентов дисциплинам технического направления подготовки от гуманитарного в большей степени

Инновационные методы обучения в преподавании технических... техническое средство обучения, студент, высшее образование, учебный...

Методика преподавания экономических дисциплин...

Методика в точном смысле слова есть учение о методах обучения и воспитания. Предметом методики преподавания является сам процесс обучения определенной учебной дисциплины. Ее задача заключается в изучении закономерностей этого обучения и установлении на их...

Интенсивный метод обучения русскому языку как иностранному

Условия иноязычного общения в современном мире, когда иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации, предопределили необходимость владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием на...

Методы профессионального обучения | Статья в журнале...

Методика профессионального обучения является важнейшим компонентом профессиональной подготовки педагогов профессиональной школы. Методические знания обслуживают профессиональную деятельность преподавателей профессиональной школы, тесно связаны с...

Совершенствование форм и методов преподавания дисциплин...

Преподаватель должен помочь студентам выработать умение творчески мыслить, развить

Используемые нами методы позволяют студентам в дальнейшем применять полученные

1. Авдеюк О.А. К проблеме адаптации в вузе студентов заочной формы обучения /О.А. Авдеюк...

Использование инновационных методов в образовании

Современное образование требует нового подхода к методам преподавания в учебных заведениях. Преподаватели и мастера производственного обучения НПО и СПО стараются не отстать от инновационных методов преподавания общеобразовательных предметов...

Современные технологии обучения студентов в вузе

Технологии обучения студентов в вузе основаны на методах и средствах традиционного обучения и

Конечно же, в методике преподавания имеются разнообразные современные

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Технология развивающего обучения в вузах | Статья в сборнике...

Автор постоянно совершенствует исследовательскую методику обучения студентов.

Руководя исследовательской работой студентов, автор заметил, что они хорошо владеют компьютерной графикой, и решил привлечь их к творческой работе.

Похожие статьи

Методы преподавания лекции в университете | Статья в журнале...

В данной статье разобраны основные методы и дана классификация преподавания лекций в университете. По опросу студентов второго курса, выдвинуты предложения по улучшению качества освоения учебного материала на лекциях.

Инновационные методы обучения в преподавании технических...

В работе отражены инновационные формы обучения, которые позволят преподавателям более активировать познавательную деятельность студентов.

Усманов Б. Ш., Жураева Г. Х., Ядгарова А. А. Инновационные методы обучения в преподавании технических дисциплин...

Особенности оптимизации методов обучения студентов...

Специфика обучения студентов дисциплинам технического направления подготовки от гуманитарного в большей степени

Инновационные методы обучения в преподавании технических... техническое средство обучения, студент, высшее образование, учебный...

Методика преподавания экономических дисциплин...

Методика в точном смысле слова есть учение о методах обучения и воспитания. Предметом методики преподавания является сам процесс обучения определенной учебной дисциплины. Ее задача заключается в изучении закономерностей этого обучения и установлении на их...

Интенсивный метод обучения русскому языку как иностранному

Условия иноязычного общения в современном мире, когда иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации, предопределили необходимость владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием на...

Методы профессионального обучения | Статья в журнале...

Методика профессионального обучения является важнейшим компонентом профессиональной подготовки педагогов профессиональной школы. Методические знания обслуживают профессиональную деятельность преподавателей профессиональной школы, тесно связаны с...

Совершенствование форм и методов преподавания дисциплин...

Преподаватель должен помочь студентам выработать умение творчески мыслить, развить

Используемые нами методы позволяют студентам в дальнейшем применять полученные

1. Авдеюк О.А. К проблеме адаптации в вузе студентов заочной формы обучения /О.А. Авдеюк...

Использование инновационных методов в образовании

Современное образование требует нового подхода к методам преподавания в учебных заведениях. Преподаватели и мастера производственного обучения НПО и СПО стараются не отстать от инновационных методов преподавания общеобразовательных предметов...

Современные технологии обучения студентов в вузе

Технологии обучения студентов в вузе основаны на методах и средствах традиционного обучения и

Конечно же, в методике преподавания имеются разнообразные современные

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Технология развивающего обучения в вузах | Статья в сборнике...

Автор постоянно совершенствует исследовательскую методику обучения студентов.

Руководя исследовательской работой студентов, автор заметил, что они хорошо владеют компьютерной графикой, и решил привлечь их к творческой работе.