Реализация патриотического и гражданского воспитания на практике. Урок «Край родной, навек любимый» (1 класс) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, октябрь 2018)

Дата публикации: 28.09.2018

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Карпова Н. П. Реализация патриотического и гражданского воспитания на практике. Урок «Край родной, навек любимый» (1 класс) [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — СПб.: Свое издательство, 2018. — С. 15-17. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14515/ (дата обращения: 06.12.2019).



Цель:создать условия для осознания детьми своей новой социальной роли — роли ученика школы.

Задачи:

‒ помочь учащимся осознать свою новую социальную роль — роль учащегося школы;

‒ раскрыть значение «малой родины» как важнейшего источника нравственного развития личности;

‒ расширение знаний и представлений школьников о родном крае (природа, геральдика, национальный состав, обычаи и традиции жителей и др.);

‒ знакомить учащихся с судьбами земляков, оставивших о себе добрый след в памяти потомков;

‒ формировать бережное отношение к культурно — историческому и природному наследию родного края, пробуждение желания посвящать свой труд, способности, таланты укреплению и процветанию родного края, России.

— Здравствуйте, дорогие ребята, мамы и папы, бабушки и дедушки! Вот и наступил долгожданный день 1 сентября. Я поздравляю всех присутствующих с этим знаменательным днем. Вот вы и переступили порог страны Знаний. А это значит, что теперь вы не просто мальчики и девочки — вы ученики. Ученики МОУ Володарской СШ. Посмотрите вокруг — это наш класс, в котором мы будем учиться. Он чистый, светлый, красивый. Будем стараться, чтобы он оставался таким целый год.

— Вы помните, что меня зовут Наталья Петровна. Я — ваш учитель. Посмотрите друг на друга. Все вы одноклассники. Мы будем с вами вместе 4 зимы, 4 весны, 4 осени, 816 дней, проведём 32 тысячи уроков. Это наш классный коллектив, и мы обязательно должны быть очень дружными, чтобы у нас всё-всё получалось хорошо.

— Я представилась, теперь очередь за вами. Сейчас по моему сигналу, на счёт «раз, два, три» каждый громко назовёт своё имя. Итак, … «раз, два, три»! (Дети хором кричат свои имена). Очень приятно познакомиться.

Ребята, подумайте и ответьте, что нужно, чтобы люди жили счастливо, дети радовались жизни, учились и не расстраивались? (Мир)

(Чтение заголовка на доске)

М ИР

Давайте скажем его все вместе.

Ребята, как называется место, где человек родился, вырос? (Родина)

Р ОД ИН А

Кто вас сегодня привел в школу?

А больше всех волновалась…? (мама.)

М АМ А

Давайте повторим эти слова: мир, Родина, мама.

— Родина. Это страна, в которой человек родился и гражданином которой является. Наша великая Родина — это … (дети хором — Россия). Посмотрите, какая наша страна большая. (Показ на глобусе и по карте мира).

— Россия — это наша великая Родина. А наша малая Родина … Кто назовёт наш посёлок? (дети: посёлок Колхозный)

— Малая родина — это место, где человек родился, сделал первые шаги, впервые проговорил «Мама».

— А сейчас мы с вами пройдём в наш школьный краеведческий музей и продолжим наш урок мира там. (дети выстраиваются парами и идут за учителем в музей)

Работа вмузее

Стенд «Физическая карта Ульяновской области»

— Итак, ребята, наша малая родина — посёлок Колхозный Чердаклинского района Ульяновской области (показ по карте). Посмотрите, наша область имеет форму перевёрнутого треугольника. И самая главная река нашего края? (река Волга) Река Волга — одна из самых великих рек в мире. К тому же, она очень красивая и мы все её любим. Наш край очень богат реками, речками и речушками: их 2030. Областной центр — город Ульяновск.

Стенд «Далёкое прошлое»

— Давным-давно, (более 25 млн. лет назад), территория нашего края была покрыта морями. В морях жили разные виды животных и растений: моллюски — аммониты и белемниты (показ окаменелых останков), водоросли, хищные морские ящеры (плезиозавры, ихтиозавры, плиозавры) и др. В то время в наших краях обитали и летающие ящеры (рассматривание экспозиции музея).

Плезиозавры имели подобное моржам тело с гибкой шеей, маленькой головой. Они достигали 8 м в длину.

Ихтиозавры были живородящими, тело вытянутое, торпедовидное с ластообразными конечностями длиной до 2 м.

Плиозавры имели короткую шею с массивной головой.

— Постепенно морское дно поднималось, моря с территории нашего края ушли и морское дно стало поверхностью суши. Поэтому в нашем крае много полезных ископаемых, образованных древними морями, например, мел и диатомит (рассматривание образцов полезных ископаемых).

— Ребята, для чего школьникам нужен мел? (чтобы им писать на доске)

— И мел и диатомит используются при строительстве зданий.

— А ещё в строительстве используются глины и песок (показ). В области есть уникальное Ташлинское месторождение кварцевого песка, который используется для производства стекла и не имеет себе равных по качеству. (показ).

— Наш край богат полезными ископаемыми!

Уголок «Крестьянский быт нашего села середины прошлого века».

— Ребята, в нашем селе всегда дружно жили представители разных национальностей и в одном доме могли оказаться и русская печь, и мордовский ковер, и чувашская вышивка на полотенце (работа с экспозицией музея). В нашем селе больше всего представителей таких национальностей как русские, татары, чуваши, мордва.

Уголок «Замечательные люди нашего села»

— Ребята, в завершение нашей экскурсии я хочу, чтобы вы посмотрели на галерею портретов людей, прославивших наш посёлок своим трудом. Эти люди — гордость нашего посёлка! (работа с экспозицией)

— Ребята, а что можете сделать вы для того, чтобы наш край процветал?

(хорошо учиться, быть воспитанными, беречь природу, беречь своё здоровье и здоровье близких людей, уважать старших, помогать близким, не мусорить …)

— Хорошо, верно! А теперь мы вернёмся в класс.

— Мы с вами были на экскурсии в школьном музее. Чем же богат наш край?

(реками и озёрами, красотой природы, полезными ископаемыми, богатой историей и дружными, трудолюбивыми людьми)

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор,

А другим, наверно, вспомнится

Свой родимый сельский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседской фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна. (З. Воскресенская)

— Ребята, наше государство, наша великая Родина, Россия, имеет свои государственные символы: герб, флаг и гимн. Гимн слушают стоя. Посмотрите на флаг России (на доске) Он бело-сине-красный.

Белый цвет символизирует мир, чистоту, благородство.

Синий — небо, верность, духовность.

Алый (красный) — символизирует отвагу, защиту веры и бедных людей, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смертный бой.

Практическая работа

Перед каждым первоклассником стоит на парте 1 баночка с чистой водой и две баночки с красками (синей и красной), 2 кусочка поролона размером примерно 3 х 5 х 5. Учащимся раздаются альбомные листы с разлинованными равновеликими тремя горизонтальными полосками. На нижней полосе листа парафином заранее написано имя ребенка, который получает этот лист.

— Ребята, надо кусочком поролона закрасить среднюю полосу аккуратно синей краской, а нижнюю полоску — красной краской. Верхнюю полоску оставляем белой.

(Учитель все это проделывает на листе ватмана, прикрепленном к доске, где парафином написано заранее его имя, например: Наталья Петровна).

При закрашивании нижней полосы красным цветом проявляются буквы, которые обозначают имя учащегося. Как правило, все дети умеют печатными буквами читать и писать свое имя. Прочитав свое имя, они приходит в восторг. Таким образом, они приходят к заключению, что получилось изображение флага России, на котором написано его собственное имя.

При проведении практической работы желательно присутствие родителей первоклассников, которые сидят или стоят рядом с партой учащегося и помогают ребенку выполнить работу аккуратно.

Все работы по очереди прикрепляются скотчем к стенду или доске вокруг плаката с изображением флага России.

Итог

Учитель: — Каждый из нас — частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины. Давайте будем стараться изо всех сил, чтобы будущее нашей Родины было прекрасным.

Литература:

  1. Воскресенская З. «Родина»
  2. Симонова И. А. Урок мира и добра http://simonirinal.rusedu.net/post/2268/16611
  3. Левченко Ю. Е. Урок-праздник 1 сентября в 1-м классе: «Гражданин России» http://out-of-school.area7.ru/?m=657
  4. Мочалова О. В. Урок-праздник Гражданин России (1 класс) https://documentserver.net/4536629
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, великая Родина, родной край, Ребята, малая родина, край, практическая работа, морское дно, социальная роль, Ульяновская область.

Похожие статьи

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...»

Я узнал, что у меня. Есть огромная семья: И тропинка, и лесок, В поле — каждый колосок, Речка, небо голубое-. Это все мое, родное! Это Родина моя! Всех люблю на свете я! В. Орлов. Актуальность. Родина, Отечество. …

Похожие статьи

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...»

Я узнал, что у меня. Есть огромная семья: И тропинка, и лесок, В поле — каждый колосок, Речка, небо голубое-. Это все мое, родное! Это Родина моя! Всех люблю на свете я! В. Орлов. Актуальность. Родина, Отечество. …