Формирование логических универсальных учебных действий у учащихся в процессе самостоятельной деятельности (на примере изучения темы «Подобные треугольники») | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, октябрь 2018)

Дата публикации: 25.09.2018

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Павлова В. А. Формирование логических универсальных учебных действий у учащихся в процессе самостоятельной деятельности (на примере изучения темы «Подобные треугольники») [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — СПб.: Свое издательство, 2018. — С. 25-27. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14509/ (дата обращения: 17.09.2019).



В статье рассмотрены различные методы и способы решения проблемы формирования логических универсальных действий у обучающихся в 8 классе на примере изучения темы «Подобные треугольники».

Ключевые слова: логические универсальные учебные действия, самостоятельная деятельность, геометрия.

В последние годы в нашем обществе произошли кардинальные перемены в понимании целей процесса обучения и путях их реализации. От знаний, умений и навыков, как основного результата образования, произошел переход к подготовке обучающихся к реальной жизни. Теперь главной задачей является всестороннее содействие формированию личности учащегося, который сможет уверенно занять активную общественную позицию, быстро сориентируется в изменяющихся ситуациях, успешно решит проблемы, вставшие перед ним, применяя, самостоятельно полученные знания, которые необходимы для продуктивной работы.

Исходя из данных изменений в образовании, значительное место занимает формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт общего образования (ФГОС ОО) в качестве главных результатов определил не только предметные, но и личностные, и метапредметные результаты [2]. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Школьный курс геометрии имеет большие возможности раскрытия способностей учащихся. Поскольку именно геометрия знакомит учащихся с разнообразием пространственных форм, законами восприятия и изображения, формирует необходимые представления об окружающем нас мире. Геометрия дает метод научного познания, способствует развитию логического мышления. Кроме этого, она способствует приобретению нужных практических навыков в изображении, моделировании, конструировании, измерении. Изучение геометрии играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическим умениям (анализ, синтез, сравнение, классификация, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, доказательство, выдвижение гипотез), влияя на обучение других дисциплин.

Возникает проблема организации процесса обучения геометрии, при котором познавательная деятельность будет содействовать формированию и развитию логических универсальных учебных действий, вследствие чего, они станут умениями. Для решения данной проблемы существует множество способов, различных видов и форм обучения.

Самостоятельная деятельность, как средство обучения [1] может использоваться в процессе обучения геометрии. Целенаправленный отбор содержания самостоятельной работы и выбор приемов ее организации обеспечивают создание условий для формирования логический умений при самостоятельной деятельности учащихся. В то же время, данное средство обучения вызывает у многих учащихся серьезные затруднения. Он требует эмоционального и умственного напряжения, порождает множество вопросов, ошибок, сомнений и переживаний.

Самостоятельная деятельность может быть дифференцирована по характеру помощи учащимся (Группа А, Группа Б, Группа В). Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся, при этом, для тех, кто испытывает затруднения в решении задачи (Группа А, Группа Б), оказывается некоторая помощь (памятка, план, карточка с наводящими вопросами, рисунок, чертеж, начало или частичное выполнение задачи).

Рассмотреть данную дифференциацию можно на примере задачи по теме «Применение подобия к решению задач»:

Группа А

В треугольнике АВС отрезок MN — средняя линия, точки M и N лежат на сторонах СВ и АС, соответственно, А=С.

а. Докажите, что треугольник MNC — равнобедренный.

б. Найдите периметр треугольника MNC, если периметр треугольника АВС равен 18 см.

Заполните пропуски в решении задачи (Таблица 1).

Таблица 1

Утверждение

Обоснование

а)

MN||АВ

По теореме о …

MNC=

По … параллельных прямых (MN||АВ, АС-…) о … углах

Т. к. А=С иMNC=

MNC-равнобедренный

По …

б)

MC=

CN=…

По … о средней линии

MN= …

По … о средней линии

РМNC=MN+…+…=… + … + +…=…(…+…+…)= …

РАВC=… см

Группа Б

В треугольнике АВС отрезок MN — средняя линия, точки M и N лежат на сторонах СВ и АС, А=С.

а. Докажите, что треугольник MNC — равнобедренный.

б. Найдите периметр треугольника MNC, если периметр треугольника АВС равен 18 см.

Указание. Покажите, что

а) 1. MN||АВ

2.MNC=С

3. MNC-равнобедренный

б) 1. MC=ВС, MN=АВ, NC=АВ

2. РМNC =РАВC

Группа В

В треугольнике АВС отрезок MN — средняя линия, точки M и N лежат на сторонах СВ и АС, А=С.

а. Докажите, что треугольник MNC — равнобедренный.

б. Найдите периметр треугольника MNC, если периметр треугольника АВС равен 18 см.

Кроме геометрических задач на доказательство или нахождение величины в процессе самостоятельной деятельности на уроках геометрии, учащиеся могут выполнять задания творческого характера, направленные на развитие логических универсальных действий.

Рассмотрим задание на примере темы «Применение подобия к решению задач»: Сформулируйте условия (составьте задачу), при котором треугольники АВС и А1В1С будут подобны (рис. 1).

Картинки по запросу треугольник авс мт отрезок

Рис. 1

Учащиеся в ходе своих размышлений могут рассматривать различные ситуации для необходимого условия подобия треугольников (А1В1-средняя линия или В1=В, или А1В1||АВ и тд). Данное задание способствует формированию синтеза, анализа и других логических УУД, а также творческому потенциалу учащихся.

Формирование логических УУД в процессе самостоятельной деятельности является приоритетным направлением в деятельности учителя на уроках геометрии. Сформированность таких умений, как аргументировать, рассуждать, анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы и др. обеспечивает учащимся успех не только в обучении, но и в реальных жизненных ситуациях.

Как показывает опыт преподавания, данные виды заданий естественно включаются в технологию обучения. Они создают условия для формирования логических УУД, существенно повышая уровень их развития. Задачи дифференцированные по характеру помощи учащимся доступны для учеников любой степени математической подготовки и позволяют даже слабоуспевающим развивать логические УУД.

Литература:

  1. Тараник В. И. Практические работы по геометрии как средство развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся основной школы: автореферат дис.... к.п.н. — Волгоград, 2010.
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Режим доступа: https://минобрнауки. 10.03.18
Основные термины (генерируются автоматически): MNC, периметр треугольника, самостоятельная деятельность, треугольник, группа Б, группа А, решение задачи, средство обучения, урок геометрии, характер помощи.

Ключевые слова

самостоятельная деятельность, геометрия, логические универсальные учебные действия

Похожие статьи

Методическая разработка урока математики на тему...

— Ваша группа составит выражение задачи. Приступим к записи решения задачи на «планшетах».

Защита способов решения группами задачи.

Треугольник самая распространенная фигура. В лесу, когда мы смотрим на ель и её тень, то перед нами...

Похожие статьи

Методическая разработка урока математики на тему...

— Ваша группа составит выражение задачи. Приступим к записи решения задачи на «планшетах».

Защита способов решения группами задачи.

Треугольник самая распространенная фигура. В лесу, когда мы смотрим на ель и её тень, то перед нами...