Исследовательская деятельность — одна из форм работы с одарёнными детьми | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, октябрь 2018)

Дата публикации: 21.09.2018

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Малыгина, А. В. Исследовательская деятельность — одна из форм работы с одарёнными детьми / А. В. Малыгина, Г. С. Айрумян. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 38-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14492/ (дата обращения: 24.04.2024).



Учебное исследование — образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Основные характеристики учебного исследования:

1) выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность;

2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий или гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование;

3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников;

4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке.

Исследовательская деятельность способствует прежде всего

а) углублению и расширению знаний по конкретному предмету;

б) развитию интереса учащихся к предмету;

в) привитию интереса к самостоятельным знаниям, поисковой работе, элементам литературоведения;

г) развитию творческих возможностей учащихся;

д) воспитанию и развитию инициативы и творчества;

е) знакомство с методами научного исследования.

Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста-руководителя исследовательской работы.

Исследовательский проект учащегося- проект исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем. Главная цель исследовательского проекта учащегося -получить представление о том или ином явлении. Исследовательская деятельность учащихся- образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование.

Организация исследовательской деятельности школьников основывается на следующих принципах:

а) добровольность участия: ученик выбирает предмет и тему, с которой связана его исследовательская деятельность;

б) общественно- полезная направленность коллективной и индивидуальной исследовательской (использование материалов на уроках литературы, на заседаниях научного общества, при проведении литературных гостиных)

в) учёт психологических особенностей школьников, включённых в исследовательскую деятельность. Реализация этого принципа помогает школьнику почувствовать вкус к самостоятельным занятиям, научному поиску, осознать свои возможности.

г) успешное включение школьников в исследовательскую деятельность, достижении ими реальных результатов зависит нередко и оттого, насколько тесно увязано содержание исследовательской деятельности с предполагаемыми профессиями школьников.

Исследовательская деятельность условно делится на три этапа. Каждый из них имеет свои компоненты, содержание, задачи, методы и средства.

На первом этапе выявляются интересы и возможности ребят.Определить выбор учащихся в том или ином направлении помогают предметные кружки, участие во внеклассной работе по предмету.

На этом этапе разрабатываются темы исследований для учеников. Они должны отвечать следующим требованиям:

а) показывать целесообразность изучения того или иного материала;

б) учить ребят работать с учебной и научной литературой, конспектировать;

в) формировать у школьников умение делать обобщения, выделять главное;

г) учитывать индивидуальные особенности школьников.

Практика показала, что ребята с большим желанием работают над темами, которые вызывают интерес, будят любознательность, стремление ответить на интересующий вопрос.

Второй этап включает в себя подбор материала, поиск и сопоставление данных, исследование материала, достижение результата, ответ на вопрос, вынесенный в название темы.

Для решения задач второго этапа используются как уроки, так и специальные формы проведения (факультативы, заседания НОУ (научного общества учащихся), научные конференции школьников).

Применение на уроках результатов исследовательской работы вызывает у других учащихся потребность в более глубоком, чем это требуется по программе, изучении материала и вызывает желание самим заняться исследовательской деятельностью.

Научные конференции, проводимые в школе, и заседания Малой академии наук реализуют следующие задачи:

а) сообщить о результатах исследований, полученных учениками;

б) обучить представлению и защите своих результатов;

в) ознакомиться с результатами деятельности каждого ученика;

г) создание ситуаций успеха;

д) представление новых тем исследований, которыми могут заняться школьники;

е) представление материалов, которые включаются в портфолио.

На третьем этапе школьников,участвующих в исследовательской работе, можно привлекать к выполнению заказов школы. Это может быть изготовление наглядных пособий, тематических презентаций, привлечение к занятиям с младшими школьниками, проведению олимпиад.

Некоторые трудности в работе вызывает создание и использование художественного оформления результатов. Оно требует особенно внимательного подхода, так как нередко оказывается наиболее востребованным заказом школы. С его помощью можно отобразить итоги исследования, использовать изобразительный материал для экспонирования на конкурсах, в информационном пространстве.

Навыки в художественном оформлении материалов исследования положительно сказываются на учебных навыках обучающихся, расширяют их представления о презентации своей работы, идей, опыта исследовательской деятельности.

Выполнение художественных и оформительских работ повышают ответственное отношение школьников к представлению информации.

Художественное оформление позитивно влияет на усиление восприятия, раскрывает объективный характер проведённых работ. К способам и приёмам художественно — графического оформления, используемым в исследовательских работах по литературе, относятся создание презентаций, фотоальбомов.

Использование средств мультимедиа придаёт исследованию большую выразительность, убедительность, побуждает к расширению поиска.

Литература:

  1. Н. И. Зильберберг. Этапы включения школьников в исследовательскую деятельность. «Школьные технологии», № 5,2008г.
  2. А. С. Обухов. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении. «Школьные технологии», № 5,2006г.
  3. Г. В. Черемных. Художественно-графическое представление результатов исследовательской работы школьников. «Школьные технологии», № 5,2006г.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, исследовательская работа, работа.

Похожие статьи

Научно-исследовательская работа студентов также...

Исследовательский метод служит основой формирования исследовательской компетентности в процессе научно-исследовательской работы студентов.

Научно-исследовательская работа студентов также организована в разных формах: - научные кружки; - работа в...

Похожие статьи

Научно-исследовательская работа студентов также...

Исследовательский метод служит основой формирования исследовательской компетентности в процессе научно-исследовательской работы студентов.

Научно-исследовательская работа студентов также организована в разных формах: - научные кружки; - работа в...