Реализация социальных проектов в дошкольном общеобразовательном учреждении как условие развития активной жизненной позиции и чувства патриотизма у дошкольников «цифрового поколения»
Авторы: Мешалкина Александра Александровна, Симанькова Светлана Валентиновна, Романова Ольга Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 07.10.2018
Статья просмотрена: 55 раз
Библиографическое описание:
Мешалкина, А. А. Реализация социальных проектов в дошкольном общеобразовательном учреждении как условие развития активной жизненной позиции и чувства патриотизма у дошкольников «цифрового поколения» / А. А. Мешалкина, С. В. Симанькова, О. М. Романова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14489/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье будут рассмотрены особенности реализации социального проекта «Доброта начинается с малого», ориентированного на активное включение всех участников образовательного процесса в комплекс социально-значимых мероприятий и его влияние на формирование активной жизненной позиции и чувства патриотизма у современных дошкольников.
Ключевые слова: активная жизненная позиция, образовательное учреждение, образовательный процесс, Балашиха, чувство патриотизма, социальная акция, современный дошкольник.
Сегодняшнее общество насыщено экономическими и политическими кризисами, из вне на семью оказывает влияние множество факторов, что приводит к изменению нравственно-ценностных ориентаций взрослых, и, как следствие, к спаду в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Как, в век электронных гаджетов, дефицита межличностного общения, избытка агрессивной информации, воспитать доброго и отзывчивого ребенка с активной жизненной позицией? Как развивать чувство патриотизма у «цифрового поколения»? Рассказывать о правилах поведения? Читать книги? Показывать мультфильмы? Наверное, нет. Только родители личным примером могут задать правильный вектор развития маленького человека! А педагоги образовательного учреждения могут стать их активными помощниками! Современной семье, воспитывающей дошкольника, необходимо предложить такую добровольную систему взаимодействия, где результат достигается за счет того, что взрослые и дети сами открывают для себя новые знания, делают выводы, присваивают ценности посредством участия в социальных акциях. Для реализации такого подхода был разработан и успешно реализуется уже не первый год проект «Доброта начинается с малого» в муниципальном автономном оздоровительном общеобразовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, Городского округа Балашиха «Санаторно-лесная школа «Полянка».
Цель проекта — повышение эффективности нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников посредством активного включения всех участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители) в комплекс социально значимых мероприятий. Реализация проекта позволяет решать ряд значимых для современно дошкольного образования задач:
– привлекать внимание участников образовательного процесса к социальным проблемам;
– способствовать расширению социальных связей и повышению уровня социальной компетенции участников акций, повышению духовного и нравственно-патриотического уровня, формированию позитивной самооценки, коммуникативных и творческих навыков, личностных качеств детей, родителей педагогов;
– устанавливать более неформальный контакта между семьей и педагогическим коллективом;
– повышать эффективности информационно-просветительской работы образовательного учреждения.
Планируя мероприятия в рамках проекта «Доброта начинается с малого», мы постарались охватить все стороны жизни современного общества. Таким образом, определились четыре направления работы (рис. 1)
Рис. 1
Только в течении одного учебного года, удалось реализовать огромный комплекс социально-значимых мероприятий при активной поддержке со стороны семей наших воспитанников и жителей Г. о. Балашиха.
В рамках направления «Экология» были проведены следующие мероприятия социального характера:
– в акции «Покормите птиц зимой» приняли участие 37 семей, они не только сделали кормушки, которые развесили в городском парке и лесном массиве, но и организовали «дежурство по птичьим столовым» (рис.1);
– акция «Весна идет», позволила не только познакомить дошкольников с особенностями проращивания семян, подготовки рассады, но привлекла внимание жителей города к проблемам экологии. Дети и воспитатели проращивали рожь — символ наступающей весны, а потом подарили горшочки с рассадой жителям микрорайона (рис.2);
– флешмоб «Посади дерево» с участием старших дошкольников пропагандировал, среди семей воспитанников, участие в ежегодной городской акции «Лес Победы» (рис.3).
Направление социальной работы «Помощь другим людям», вызвало максимальный эмоциональный отклик у взрослых участников нашего проекта:
– маленькие пациенты Московского Областного Онкологического Диспансера получили подарки от «Тайного Деда Мороза», сделанные педагогами и родителями, также в детском отделении были размещены информационно-образовательные и поздравительные плакаты, изготовленные старшими дошкольниками (рис.4);
– в «Творческой мастерской «Посиделки» родители регулярно (2 раза в месяц) не только встречались с педагогами на мастер-классах, где знакомились с образцами народного творчества, но и сами пробовали их создавать (рис.5).
Деятельность в рамках направления «Окружающий социальный мир» позволила активно привлекать внимание родителей наших воспитанников и жителей города к различным социальным проблемам:
– акция «Творчество на заборе» высоко оценили жители Г. о. Балашиха — им понравились поздравительные и информационные плакаты, на ограде образовательного учреждения, от детей и родителей. Самые разнообразные темы освещались на детских плакатах (рис.6).
– все вместе мы поддержали первую общероссийскую акцию «Дарите книги с любовью», ведь ее цель так созвучна задачам дошкольного образования: возрождение интереса к книге и традиции семейного чтения. В акции приняли участие более 150 семей (рис.7).
В рамках направления «Значимые даты и праздники» удалось привлечь к участию более 100 семей наших воспитанников:
– сотрудников Управления по образования Администрации Г. о. Балашиха 27 сентября ждал сюрприз, когда дети с воспитателями приехали поздравить их с «Днем дошкольного работника», подарив открытки, созданные их семьями (рис.8);
– участников Городского методического объединения педагогов, проходившего в нашей образовательной организации очень заинтересовали «Подарки Масленицы» с семейными рецептами блинов, ведь каждая семья подготовила магниты с рукописными рецептами (рис.9);
– акция «Я помню!» не позволит забыть ветеранов Великой Отечественной войны. Оформление информационных-пространств групп силами родителей, посвященных их родственникам — ветеранам, вызвало огромный интерес не только у детей, но и взрослых (рис.10).
Использование как традиционных, в дошкольном образовании форм работы по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию, так и не традиционных — социальных акций, позволяет педагогам добиваться максимальных результатов, вовлекая в такаю деятельность всех участников образовательного процесса. Анализ результатов реализации проекта «Доброта начинается с малого» показал высокую социальная значимость, а значит способствовал развитию у дошкольников активной жизненной позиции и чувства патриотизма. Вот только несколько результатов проекта:
– укрепление положительного имиджа образовательного учреждения, его «открытость» для родителей и жителей микрорайона;
– повышение уровня нравственно-воспитательного потенциала семьи, и как, следствие совершенствование нравственно-патриотического и духовного воспитания и развития ребенка, основанное на взаимопомощи взрослых;
– участники проекта убедились, что имеют реальную возможность повлиять на окружающий мир!
Наша деятельность получила признание не только на муниципальном уровне, но и на региональном! Проект «Доброта начинается с малого» — победитель Ежегодной премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в 2017 году (рис.11).
Литература:
- Волосовец Т. В., Зыкова О. А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии. ФГОС ДО. — М.: Русское слово, 2015. — 216 с.
- Деркунская В. А., Агабекян С. С., Воронина Н. А. Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду. Методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2018. — 240 с.
- Коломийченко Л. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. ФГОС. — М.: Сфера, 2017. — 160 с.
- Цветкова Т. В. Социальное партнерство детского сада с родителями. — М.: Сфера, 2013. — 128 с.
Ключевые слова
образовательное учреждение, образовательный процесс, чувство патриотизма, активная жизненная позиция, Балашиха, социальная акция, современный дошкольникПохожие статьи
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников
В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...
Интеграция патриотического воспитания и здорового образа жизни у дошкольников через духовно-нравственное развитие
Статья посвящена проблеме интеграции образовательных областей для достижения целей в воспитании дошкольников. Рассмотрены методы, активизирующие развитие всех когнитивных процессов, обращено особое внимание мелкой моторике, влияющей на развитие речи....
Специфика работы с одаренными детьми в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
В соответствии с ФГОС нового поколения личностно-ориентированное образование в образовательном учреждении направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Рабо...
Формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине
В данной статье рассматривается вопрос формирования ценностного отношения к малой Родине у детей дошкольного возраста. Обращается внимание на роль этапа детства в становлении личности и подчеркивается важность внедрения эффективных методик в образова...
Педагогические условия в дошкольной образовательной организации по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
В настоящей статье говорится о проблемах реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Раскрывается поэтапность работы воспитателя с детьми в рамках дошкольной образовательной организации.
Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте
В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...
Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Статья рассматривает важность взаимодействия семьи с дошкольным образовательным учреждением для эффективного и гармоничного развития каждого ребенка и создания благоприятной атмосферы в коллективе. Статья также описывает основные цели и задачи взаимо...
Целостное развитие личности дошкольника через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» в условиях дополнительного образования детей
В статье освещены вопросы реализация модели предшкольного образования в условиях и с учетом специфики дополнительного образования детей, усиления вариативной составляющей образования, полученного в дошкольном образовательном учреждении, способствующе...
Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи
Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...
Похожие статьи
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников
В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...
Интеграция патриотического воспитания и здорового образа жизни у дошкольников через духовно-нравственное развитие
Статья посвящена проблеме интеграции образовательных областей для достижения целей в воспитании дошкольников. Рассмотрены методы, активизирующие развитие всех когнитивных процессов, обращено особое внимание мелкой моторике, влияющей на развитие речи....
Специфика работы с одаренными детьми в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
В соответствии с ФГОС нового поколения личностно-ориентированное образование в образовательном учреждении направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Рабо...
Формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине
В данной статье рассматривается вопрос формирования ценностного отношения к малой Родине у детей дошкольного возраста. Обращается внимание на роль этапа детства в становлении личности и подчеркивается важность внедрения эффективных методик в образова...
Педагогические условия в дошкольной образовательной организации по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
В настоящей статье говорится о проблемах реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Раскрывается поэтапность работы воспитателя с детьми в рамках дошкольной образовательной организации.
Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте
В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...
Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Статья рассматривает важность взаимодействия семьи с дошкольным образовательным учреждением для эффективного и гармоничного развития каждого ребенка и создания благоприятной атмосферы в коллективе. Статья также описывает основные цели и задачи взаимо...
Целостное развитие личности дошкольника через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» в условиях дополнительного образования детей
В статье освещены вопросы реализация модели предшкольного образования в условиях и с учетом специфики дополнительного образования детей, усиления вариативной составляющей образования, полученного в дошкольном образовательном учреждении, способствующе...
Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи
Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...