Возможности информационных технологий в образовании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гладышева Е. Н. Возможности информационных технологий в образовании [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — СПб.: Свое издательство, 2018. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14485/ (дата обращения: 13.12.2019).



Маленькие секреты большой системы заметны не сразу. Многообразие технологий накрыло разные школы педагогического мастерства. По масштабам развития и темпам реализации заслуженным вниманием среди моих коллег пользуются информационные технологии. Стремительно сменяющие друг друга версии программ, напряженная борьба компаний, идей и подходов затрудняют свободное ориентирование в технопотоках, содержащих нужную (и не очень, что чаще…) информацию. Я не претендую в данной работе на абсолютную истину. Рекомендую лишь то, что никогда меня не подводило в течение уже более тридцати лет практики.

Поток предложений по принципам подачи мультимедийного материала, возможно, и связан с компьютером и программным обеспечением. Но всё-таки заметную роль в работе с детьми играет личность преподавателя, горизонты словесного искусства, артистизм и косвенное воздействие на душевный настрой обучающихся, вовлечение в образовательный процесс студентов, мотивация и оптимизация их деятельности, сценарий мероприятий и система формирования учебных элементов и знаний. В последние годы заметно уверенней стали использоваться web-технологии, а также возможности пакета MS Office.

Компьютер — идеальное техническое средство для контроля тренировочных стадий учебного процесса, для увеличения информационных каналов, пропускной способности для усвоения нового материала. 3D-моделирование, вычислительный эксперимент, визуализация конструктивно упрощают обработку учебной информации, способствуют доступности, значимой аргументации информационного массива. Но эффективность учебной деятельности во многом зависит от содержания учебного материала, поскольку оно определяет структуру и уровень познавательных интересов. Практическая направленность, аллегорические формулировки заданий, метод ложного положения, профессиональная составляющая учебных действий никогда не подводили меня при составлении текущего контроля и компьютерных тестов. От психологических пристрастий обучаемого зависит, воспринимает он многообразие вариаций заданий или имеет барьеры для понимания, а в дальнейшем и затруднения в межличностном общении. В учебном процессе для создания благоприятных условий обучения необходимо способствовать преодолению барьеров, возникающих на пути информационных потоков.

В образовании, в силу специфики решаемых задач, наиболее существенными являются так называемые тотально-ключевые барьеры, препятствующие коммуникации: знаковый, тезаурусный, контрасуггестивный, ситуативный, темпоральный.

Знаковый барьер возникает в случае, если субъект, предлагающий информацию объекту, облек ее в знаковую форму, недоступную объекту. В силу чего, последний не может извлечь содержание из знаковой оболочки, поскольку не в состоянии «вскрыть ее».

Тезаурусный барьер преодолевается тогда, когда тезаурус индивида достигает такого объема, который позволяет понимать предлагаемую субъектом информацию и в то же время не мешает ее новизне.

При контрасуггестивном барьере информация не усваивается, поскольку отвергается обучаемым, в связи с несогласием с ней.

Ситуативные барьеры имеют место в том случае, если временные, пространственные, материальные и другие условия не способствуют усвоению информации.

Темпоральный барьер возникает в том случае, если информация подается в кодовой системе, не воспринимаемой обучаемым из-за протяженности во времени с момента ее производства до момента потребления.

Проблема коммуникативных барьеров и нахождения педагогических приемов их преодоления является актуальной задачей медиаобразования.

Зона психологического комфорта необходима как преподавателю, так и студенту.

Но от способности обучающегося самостоятельно работать с информацией зависит успешность его учебной деятельности.

Можно выделить несколько уровней готовности студента к самостоятельной работе:

– высокий уровень, когда преобладает познавательный, профессиональный мотив;

– промежуточный, когда проявляется широкий круг разнородных мотивов, актуализированный постановкой различных проблем;

– низкий, когда преобладают внешние побуждения, например, необходимость сдачи зачета, экзамена.

В качестве ведущих мотивов самостоятельной деятельности могут выступать учебно-познавательные и профессиональные мотивы. Конкретными стимулами могут оказаться интерес, ответственность, страх отчисления. Разные по содержанию мотивы придают деятельности различный смысл, обуславливая ее качество.

Необходимо учитывать тот факт, что осуществлению самостоятельной деятельности нередко мешают некоторые психологические проблемы, среди которых — отсутствие опыта самостоятельной работы, неразвитость волевой саморегуляции, влияние групповых установок, последствия непризнания результата.

Влияние информации на обучаемость индивида, его способность усваивать новое, необходимое для достижения поставленных целей, на его поведение зависит также и от качеств личности, использующей информацию. Наличие различных форм предъявления учебного материала и когнитивных действий с ним позволяет более успешно разрешать противоречие в познавательной работе студентов между репродуктивной учебной деятельностью студента и требованиями к специалисту: не только знать свой предмет, но и владеть умением получать, обработать и использовать информацию.

Отсутствие четких педагогических ориентаций и твёрдых нравственных позиций у представителей нынешнего педагогического состава образовательных учреждений снизило уровень достижений у студентов. И владение набором информационных навыков не может улучшить эту ситуацию в корне. Как считает С. Кувшинов, сегодня проблема образования в целом — это проблема не технологий, а человека, преподавателя, который приходит в аудиторию. Именно преподаватель является слабым звеном с точки зрения информационных технологий.

Развитие и расширение использования образовательных информационных технологий напрямую связывается с проблемой изменения эффективности обучения.По мнению экспертов, новые информационные технологии обучения позволяют повысить эффективность практических и лабораторных занятий по естественнонаучным дисциплинам, объективность контроля знаний учащихся, скорость накопления словарного запаса при изучении иностранных языков. Сетевые технологии сделали возможным дистанционное обучение в нашей стране. А вместе с ним:

– лёгкий доступ к информации (Интернет, персональные сайты преподавателей);

– гибкий график образовательного поведения;

– содержательный и оформительский аспекты информации;

– организацию исследовательской и проектной деятельности учащихся;

– реализацию виртуальной информационно-образовательной среды;

– развитие единого образовательного информационного пространства.

По сути, мы получили условия для опережающего, развивающего образования каждой личности и для роста совокупного общественного интеллекта.

Процессы «вымывания» из сферы образования в коммерческие и другие структуры специалистов в области информационных технологий ухудшили ситуацию формирования навыков для жизни в современном мире. Неоправданно высокие ожидания, утрата личного общения, отсутствие навыков самообразования формирует уязвимые позиции для перехода к перспективному направлению развития системы образования.

Информационные технологии сделали получение и использование информации искусственно легким. Некоторые студенты используют Интернет в качестве главной альтернативы традиционным литературным источникам. Их не интересуют проблемы происхождения, точности и достоверности найденного материала. Пользователь в отношении Интернет-ресурсов вынужден самостоятельно критически оценивать их. А этого качества у наших студентов я не замечаю. Интернет также ставит нас перед лицом новых этических проблем, сложных вопросов авторского права, собственности на информацию и плагиата. Положительных результатов при работе со студентами в данном направлении нет. Способность устранения «пробелов» в информации наилучшим образом удовлетворяется через электронные источники. Способность сравнивать и оценивать информацию, полученную из различных источников, ухудшает вседозволенность, леность и неразвитость критического мышления.

Теоретически предпосылки для дальнейшего развития информационных технологий есть. Их участие в системе образования тоже возможно. Но интенсификация учебного процесса невольно будет сталкиваться с неучтёнными факторами: слабость человеческой психики, пороки и некомпетентность участников образовательного процесса, неоднозначная интерпретация полученной информации, отсутствие желания владеть навыками обработки информации, необходимость иметь современную базу вычислительной техники, мультимедийного оборудования, прикладного программного обеспечения. И всё же я за использование информационных технологий для повышения образовательного и культурного уровня будущих граждан.

Из сильных сторон используемых технологий хочу отметить:

– доступность образования;

– интерактивность;

– формирование умений развивать собственную функциональную компетентность;

– развитие конструктивного мышления;

– повышение уровня дизайнерских решений;

– анализ и диагностика проблем студентов.

В педагогике всё еще имеются богатые возможности для чутья, интуиции, опыта и индивидуальной одаренности. Компетентность в педагогике, как, впрочем, и в других областях человеческих знаний, изменяется прямо пропорционально техническим возможностям и экономическому богатству страны.

На зыбучих песках догадок неуверенно строят структуру урока вчерашние студенты вуза, не имея педагогической сноровки, техники речи, выразительной и эмоциональной подачи учебного материала. И если сегодня их выручает мультимедийная подача материала, то завтра интерес к этой форме формирования новых знаний может в корне измениться: уже наблюдается рассеянное внимание и отсутствие концентрации мыслительных процессов.

Фонд информационных технологий благодаря развитию компьютерных сетей и современных технических средств значительно пополнился. Перечислю положительные стороны использования медиатехнологий в образовательном процессе:

– максимальный учет индивидуальных образовательных возможностей и потребностей;

– широкий выбор содержания, форм, темпов и уровня общеобразовательной подготовки студентов;

– удовлетворение образовательных потребностей в углубленном изучении дисциплины;

– раскрытие творческого потенциала обучаемых;

– активное самостоятельное освоение знаний.

Использование информационных технологий во внеурочной деятельности:

–использование электронных коммуникаций при работе над проектами:

использование технологий сетевых коммуникаций в педагогической практике дает возможность получить новое качество учебного процесса, суть которого заключается в неформальной коммуникации на основе полного доступа к аудио-, видео-, графической и текстовой информации всех участников обучения;

–проведение научно-исследовательских конференций:

сетевые коммуникации способствуют повышению уровня информационной культуры, развитию коммуникативных навыков, самовыражению, самообразованию и постоянному обмену опытом;

участие в заочных конкурсах, олимпиадах:

возможность проверить свои силы, не меняя зону комфорта на чужбину гостиничных номеров, затраты на транспорт и перенапряжение от дорог, потери времени;

проведение интегрированных уроков:

создание материалов учебного содержания в сети, использование социальных сервисов для педагогических дискуссий и организации обучения студентов по основным и дополнительным курсам — «виртуальный факультатив», в рамках которого педагог может консультировать обучающихся в удобное для него время; совместное издание виртуальных энциклопедий, творческих работ, экскурсий;

творческий поиск:

преподаватель повышает свой профессиональный уровень, участвуя в сетевых мастер-классах, видеоконференциях, в проектной и исследовательской деятельности, поддерживает диалог с пользователями педагогических сообществ, таких как сеть творческих учителей, на форумах и в чатах педагогических СМИ в Интернете; такой же пытливой деятельности обучает студентов, формируя фонд занимательных заданий в блогах и на личном сайте, подстёгивая интерес обучаемых, раздвигая горизонты познания;

обмен опытом, публикации:

охват большой аудитории, доступ к электронным ресурсам, оперативность и масштабная трансляция собственных достижений на уровне страны и в электронном пространстве сети.

С распространением цифровых технологий обучение принимает формы непрерывного, индивидуально-ориентированного, гибкого и динамичного процесса. Нам стал доступен инновационный опыт педагогов разных стран. Несмотря на вполне определенный потенциал, глобальных качественных изменений у будущих жителей я не наблюдаю. Может, мы всё ещё находимся на новой стадии развития?

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, информация, учебный материал, учебная деятельность, самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, повышение уровня, образовательный процесс, обмен опытом, барьер.

Похожие статьи

Приемы организации процесса самостоятельной работы...

Задания с целью проверки самостоятельной деятельности учащихся не должны быть большими по объему. С помощью одного-двух предложений можно выявить уровень знаний учащихся и степень усвоения темы. Определить навыки обычной самостоятельной работы...

Похожие статьи

Приемы организации процесса самостоятельной работы...

Задания с целью проверки самостоятельной деятельности учащихся не должны быть большими по объему. С помощью одного-двух предложений можно выявить уровень знаний учащихся и степень усвоения темы. Определить навыки обычной самостоятельной работы...