Актуальность формирования коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества — формированием социально развитой личности ребенка.
Коммуникативные навыки позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т. е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.
Ключевые слова: коммуникация, дошкольник, ситуация, поведение, общение.
Целью работы является повышение эффективности педагогической деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
‒ создать оптимальные условия для формирования коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности;
‒ сформировать у дошкольников умение слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, выражать собственные эмоции, развивать речь и познавательную активность;
‒ сформировать у детей навыки культуры поведения, воспитывать доброжелательность, отзывчивость;
повысить педагогическую компетентность родителей путем активного включения их в образовательную деятельность.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников осуществлялось как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Решению поставленных задач способствовала созданная педагогом развивающая предметно-пространственная среда, предполагающая развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности.
В центре имеются различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др., реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски, атрибуты для различных игровых позиций. В младших группах главной целью педагога было заинтересовать и постепенно привлекать детей к театрально-игровой деятельности.
В группе младших дошкольников (от 2 до 3 лет) деятельность детей строилась по типу «рядом, но не вместе» (в силу возрастных особенностей), часто можно было заметить, как ребенок разговаривает с собой или игрушкой.
Основное внимание в работе с детьми 2–3-х лет уделялось снятию эмоционального напряжения, обогащению словаря, формированию грамматической стороне речи, развитию имитационных движений, развитию эмоциональной сферы каждого ребёнка, формированию навыков культуры общения.
На первом этапе с целью привлечения внимания детей к театрализованной деятельности педагог использовала куклу — марионетку.
Общение с куклой-марионеткой позволяло детям вступать в особые отношения с окружающим миром, что способствовало развитию положительных эмоций, воображения, а в дальнейшем дало возможность соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.
Знакомя младших дошкольников с художественной литературой, педагог эмоционально обыгрывала каждое произведение. Надев на руку куклу, воспитатель читала потешки, сказки, подражая голосам героев. Это вызывало у детей положительную эмоциональную реакцию, дети начинали повторять потешки и песни вместе со взрослым.
Работая с детьми 2–3 лет по формированию коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности педагог широко использовал игры-имитации и игры-импровизации.
Играя, дети приобретали навыки общения. Они были участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что давало возможность глубже познавать окружающий мир. Одновременно театрализованные игры способствовали привитию устойчивого интереса к родной культуре, литературе, театру. У детей формировалось уважительное отношение друг к другу. Благодаря играм раскрепощался внутренний мир дошкольников, исчезал комплекс «я не умею».
В игровой деятельности происходило интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы дошкольников. Игра-имитация позволила изменить отношение ребенка к себе, способы общения со сверстниками. Второй этап — это знакомство с литературным произведением.
Работа на данном этапе, как правило, начиналась с того, что воспитатель читала детям литературное произведение (например, сказку «Курочка Ряба»).
Третий этап включал в себя беседу о героях, персонажах прочитанного произведения. Беседа о персонажах способствовала развитию психических процессов — памяти, воображения, фантазии, речи. Для более четкого достижения поставленной, на данном этапе, использовались этюды на мимику и движении.
Четвертый этап — создание сценического пространства. Создание сценического пространства требовало от детей умения ориентироваться, определять границы данного действия, разделять пространство на сектора, зоны. Пятый этап — «Кем я буду?» (распределение ролей). Настало время для детей взять на себя ответственность за конкретную роль, чтобы донести спектакль до зрителя. Детям была дана возможность попробовать себя в той или иной роли.
Шестой этап — показ произведения. В ходе данного этапа проявлялись индивидуальные особенности и творческие способности детей.
Исполняемая роль, произносимые реплики ставили дошкольников перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У детей улучшалась диалогическая речь, ее грамматический строй. Работа с детьми 4–5 лет по формированию коммуникативных навыков осуществлялась в ходе организации и проведения игр-имитаций как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Игры-имитации были направлены на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях.
В театрально-игровой деятельности воспитанников 4–5 лет происходило интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально -личностной сферы дошкольников. Игра-имитация позволила изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками.
Таким образом, формирование коммуникативных навыков у дошкольников средствами театрализованной деятельности способствовало реализации творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощению и повышению самооценки, общему развитию; проявлению любознательности, дружеских отношений, общего интеллекта, эмоций, позитивному общению со сверстниками. Активное участие в подготовке постановок принимали родители — шили костюмы, изготавливали атрибуты, декорации, что положительно сказывалось на процессе воспитания их детей.
Работая над этюдами, дети в игровой форме учились выражать свои чувства и понимать чувства других людей.
‒ Чтение по ролям несложных стихов и потешек.
‒ Разучивание подвижных игр со стихотворными и диалогическими репликами. (Подвижные игры со стихотворными и диалогическими репликами способствовали формированию у детей умений задавать вопросы и отвечать на них; учили внимательно выслушивать реплики, чтобы действовать по сигналу, обмениваться репликами поочередно пользуясь выразительными жестами).
‒ Создание мнемотаблиц и работа с ними. (Мнемотаблицы служили дидактическим материалом в работе над текстом сказок, для лучшего запоминания сюжета).
Формирование коммуникативных навыков у дошкольников средствами театрализованной деятельности способствовало реализации творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощению и повышению самооценки, общему развитию; проявлению любознательности, дружеских отношений, общего интеллекта, эмоций, позитивному общению со сверстниками.
Таким образом, опыт показал, что одним из эффективных методов формирования коммуникативных навыков можно считать театрализованную деятельность.
Литература:
- Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду/Е. А. Антипина — М.:ТЦ Сфера, 2013–134с.
- Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников/Л. В. Артемова — М.: Просвещение, 2015–210с.
- Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника/А. Г. Арушанова — М.: ТЦ Сфера, 2014- 80с.
- Буренина, А. И. Театр всевозможного/А. И. Буренина — Санкт-Петербург, 2013–164с.
- Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений/Л. А. Дубинина — Издательство: Книголюб, 2013–36 с.
- Доронова, Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности /Т. Н. Доронова — М.: Дрофа, 2013–213с.
- Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. /Л. Дубинина — Волгоград: Учитель, 2015–136с.
- Карманенко, Т. Н. Кукольный театр в детском саду/Т. Н. Карманенко- М.,ТЦ Сфера, 2013–210с.
- Куцакова, Л.В., Мерзлякова, С. И. Воспитание ребенка-дошкольника/Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова -М.:ТЦ Сфера, 2014–97с.
- Лидак, Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками /Л. Лидак — М.: Дрофа, 2013–243с.

