Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Подходы к формированию правовой культуры личности

8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
3
Поделиться
Библиографическое описание
Муртузалиева, М. А. Подходы к формированию правовой культуры личности / М. А. Муртузалиева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14009.


Правовые отношения рассматриваются как частная форма общественного взаимодействия, где личность выступает не как автономный, а гетерономный и зависимый индивид, который находится под влиянием надличной соционормативной структуры. При этом в свете социологических видений право предстает не в качестве самостоятельного и самоценного феномена, а в качестве составной и в значительной степени подчиненной составляющей общественной системы, которая наделена рядом служебных функций. Кроме того, подобная позиция учитывает все совокупности социального воздействия на право и в то же время абстрагироваться от другого причинного воздействия метафизического, космологического и натурологического характера.

С учетом сказанного социологический подход к изучению и анализу правовых феноменов предполагает, опору на принцип социального детерминизма, требующий ориентации на позиции, что весь комплекс условий, предпосылок и оснований права существуют в пределах социального окружения. При этом социологический подход обеспечивает изучение и сопоставление позитивного права, поскольку с позиций данного подхода человек с присущими ему морально-правовыми воззрениями необходимо рассматривать в качестве продукта и представителя определенной социальной общности, той или иной конкретно-исторической системы общественных отношений, сущность которого представляет собой социально-антропологическую реалию с характерным разнообразием отношений и поведения.

Проведенный в рамках исследования сравнительно-сопоставительный анализ различных позиций и теоретических подходов позволил вычленить в человеке с позиций социологии значимые социальные и морально-правовые качества, которые привиты соответствующей средой и этнической общностью, внедрены в мировоззрение и мироотношение субъекта деятельности. При этом, социализированность субъекта социальных отношений определяется соответствием его личностных свойств эталонным формам и нормативным образцам, укоренённым в данной общности, а также существуют благодаря авторитету и власти норм права.

Следует особо отметить, как гетерогенное существо человек находится в непосредственной зависимости от внешних социальных механизмов и общественно-исторической необходимости, поскольку в качестве ключевой и одной из значимых жизненных задач на современном этапе развития цивилизации выступает постижение смысла и сути зависимости, приспособление к ее требованиям, отыскание внутри нее своего сектора с определением допустимой социальной свободы. С учетом сказанного, социальные детерминации личности в рамках диссертационного исследования нами рассматриваются как активные содействия общественных систем возникновениям и ограничениям свобод человеческого действия путем установлений нормативного, организационного и технологического пределов для целеполаганий и целеосуществлений.

Следовательно, прямыми следствиями действий детерминационного механизма выступают личные несвободы субъектов, включающие добровольную или подневольную адаптанты безраздельно подчиненные социальной системе, где правосознание обретает черты мощного средства поведенческой саморегуляции, что позволяет субъекту общественных отношений приспосабливаться к требованиям общества. С учетом сказанного, основные функции позитивной юриспруденции сводятся к теоретическому обоснованию социологического подхода, которая несет установки и предписания необходимости выполнения авторитарных социальных предписаний, а с ней вместе признания приоритета целого над частью, социума над индивидом.

Следовательно, сравнительно-сопоставительный анализ социологии и юриспруденции как отраслей науки, изучающих нормативно-правовые основы, а именно, правовые аспекты соответствующих общественных отношений, содержания прав и обязанностей его субъектов указывает на то, что первая, рассматривает право, как социальное явление, для которой исходным принципом современных социологических теорий выступает социальная обусловленность и связь права с другими общественными феноменами. При этом, в социологии права, основателями которой считаются М. Вебер, Э. Дюркгейм и др., которая имеет за собой более чем вековые исследовательские опыты, до сегодняшнего дня продолжается спор об отнесении права к юридической или социологической дисциплине, где большинство исследователей выделяют три позиции в части соотношения социологии права и юриспруденции:

‒ первая позиция рассматривает социологию права как вспомогательную дисциплину в рамках правоведения (К. Ллевелин, М. Нуссбаум и др.);

‒ вторая позиция ориентирована на рассмотрение социологии права в качестве разновидности теории права (Н. Луман, В. Лундштодт, А. Хегерстем и др.);

‒ третья точка зрения основана на представлении, что социология права является отраслью общей социологии или самостоятельной научной дисциплиной (М. Вебер, Ж. Гурвич, Р. Кениг, Е. Эрлих и др.). [5]

В свете данного понимания право представляет собой средство проведения идеи в жизнь, где социологический аспект позволяет видеть в позитивном праве социорегулятивную составляющую функционально ориентированную на обнаружение и превентивное погашение возможных очагов социальной энтропии и социального возмущения в самых ранних фазах их возникновения, когда они еще не могут нанести большой урон общественно-экономической системе. При этом, нормы права для социологического подхода выступают в качестве социогенных регуляторов, призванных упорядочить разнообразие форм межсубъектного и социосубъектного взаимодействия, предотвращая возникновение конфликтных ситуаций, угрожающих стабильности и целостности социально-экономической системы. [2]

Изучение социологической, философской, юридической и другой литературы показывает, что время формирования социологического подхода — вторая половина XIX в., в границах школы «свободного права». При этом, в качестве основной причины ее возникновения указывается факт, что нормы права, которые рассчитаны на свободные конкуренции, при новой ситуации развития перестали удовлетворять потребностям общественного развития. Кроме того, суды были вынуждены таким образом интерпретировать закон, что под видом толкования фактически устанавливалась новая норма, где идеологи права призывали к открытому и свободному судейскому правотворчеству.

С этих позиций в социологии имманентно стала преобладать презумпция приоритета целого над частью, социума над индивидом, а право рассматривалось как средство проведения этой презумпции в практику, лейтмотивом чего стал тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни». При этом, обозначался факт преобладания позиции уподобление писанных законов пустым звукам, сосудам, которые еще предстоит заполнить, которые стали основными постулатами социологического направления, и в частности реалистической теории права. Кроме того, обозначалась особая позиция представителей данной концепции, ориентированная на то, что наполнить закон правом призван судья и администратор, вследствие чего недоверие к законам и законностям характеризовали сущность реалистических подходов к праву.

В последующем социологический подход стал пропагандироваться в марксистской теории права, для чего утверждались совершенно своеобразные общественные связи, которые на почве критики старых законов объявлялись правовыми или самим правом. С учетом того, что в тот период советская власть издавала декреты подвергать их сомнению в качестве права не осмеливались политические деятели, в связи с чем таковыми рассматривались и считались одновременно новые законы и отношения. [1]

Сравнительно-сопоставительный анализ социологической и правовой литературы указывает на то, что в последние десятилетия широкое распространение получили взгляды на право, как на деятельности физического и юридического лиц, которые реализуют в различных формах свои правомочия. При этом, отмечаем, что в большей степени распространению данной концепции способствовали компрометации лицемерных юридических позитивизм эпохи Сталина, во времена которого писаное право (законодательство) для большинства людей было лишь на бумагах, а нарушение конституционной нормы были чуть ли не законом поведения и жизнедеятельности как ведомства, так и отдельного ответственного работника [5].

Следовательно, в качестве характерных для данного периода функционирования социальных отношений течений многими специалистами выделяются консервативная и прогрессивная направления социологического подхода к праву. При этом представители приведенных направлений объявляли правом практики государственных строительств, преобразований общественного бытия на коммунистических началах, а в некоторых случаях даже общественную жизнь в целом. В данный период специфической особенностью выступали умышленно или неумышленно оправдываемые теневые отношения в различных их вариантах, которым придавался характер правовых норм. Кроме того, жизнедеятельность в этот период цивилизации шла своим чередом и в обход закона, помимо всего и в нарушение закона наблюдались глубокие перемены в сторону поворота ее к международным стандартам, что связанно с присутствием весьма прогрессивных социологических взглядов у ряда авторов.

Изучение основных источников и публикаций социологов и юристов указывает на то, что в современной социологической и юридической науке сложились различные подходы в понимании места социологии права в системе обществоведения, среди которых:

‒ первая позиция характерна для работ в сфере юриспруденции (работы С. В. Боботова, Ю. И. Гревцова, В. В. Лапаевой, В. М. Сырых, В. А. Туманови др.), согласно которым социология права выступает составной частью юридической науки;

‒ вторая точка зрения, развивающаяся в рамках социологии (работы В. А. Глазырина, В. В. Касьянова, В. Н. Нечипуренко, Э. В. Тадевосяна и других) отстаивает позицию, в соответствии с которой социология права представляет собой отрасль общей науки социологии;

‒ третья позиция определяет социологию права как самостоятельную научную дисциплину, имеющую как, подчеркивают В. Н. Кудрявцев, В. П. Казимирчук и др., междисциплинарный характер [7].

В условиях существования приведенных выше позиций основной сложностью остается обозначение четкой границы в понимании права как социального института, поскольку юридическую науку нельзя сводить только к догматике или нормативному направлению, несмотря на то, что юристами начали проводиться исследования социальных элементов в праве, где отмечаются цели и интерес, изучается право, воплощенное в социальный факт, описывается социальная природа права и т. д. [4].

На наш взгляд, это говорит о серьезном влиянии социологического подхода на становление и развитие права, где следует выделить факт наличия в современной социологической и юридической литературе нескольких категорий, характеризующих социологию права. Следует отметить тот факт, что разграничение социологической юриспруденции, юридической социологии и социологии права осуществляется с позиций определенного видения предмета науки.

По мнению французского ученого определенная группа исследователей считают понятие «юридическая социология» более широким значением, чем «социологию права», так как, по их мнению, последняя ограничена лишь собственно правом (нормами и институтами), а юридическая социология охватывает явления, которые в большей или меньшей степени связанны с правом, в этом отношении право может являться как причина, следствие или повод. При этом автор не согласен разделять эти две научные дисциплины и предлагает считать данные понятия синонимами.

Следует отметить также факт отстаивания некоторыми учеными своего мнения, согласно которому социология права является юридической дисциплиной, в рамках которой манипулируют термином «социологическая юриспруденция», по причине необходимости учета специфики современых гуманитарных знаний, обращения к философии, социологии, психологии, лингвистике, семиотике, теории систем и к другим комплексным специализированным научным отраслям, которые в большинстве своем появились лишь в XX в. для изложения современной правовой теории.

На, таком понимании и, в частности основывается коммуникативная концепция права, согласно которой право рассматривается в виде особой формы коммуникации, которая имеет свои специфики в отличии от других вариантов коммуникативного действия, выражаемую в средствах и формах коммуникаций, т. е. в правовых текстах и опосредующих им нормативным прав и обязанностей участников социального взаимодействия. При этом, как основная проблематика коммуникативных теорий прав выступают люди и их права, а отличительной особенность — опора на феноменологические теории.

Обобщая различные позиции существующих научных школ, на современном этапе развития цивилизации социология права должна рассматриваться как социологическая дисциплина, возникшая на границы таких наук как юриспруденция и социология. При этом появление такой науки как социология права необходимо связывать с социологами, которые интересовались правовыми аспектами. С этих позиций отечественная, российская социология права представлена в основном представителями, пришедшими из юридических наук, что объясняется сугубо историческими причинами, поскольку в условиях длительных идеологических и административных запретов социологии как сферы научных знаний данное направление интенсивно развивалось в юриспруденции.

Литература:

  1. Агафонов Ю. А. Русская философия и социология права /Ю. А. Агафонов/ Ростов н-Д: Феникс,-2004. С.-125
  2. Аграновская Е. В. Личность и правовая культура //Советское Государство и право,1998. № 12. С.137.
  3. Васильев В. Л. Юридическая психология. 6-е изд-е, перераб. и доп.-СПб,-2009.-С.-344
  4. Гранат Н. Л., Панасюк В. В. Правосознание и правовая культура // Юрист. — 1998. — № 11/12. — С. 2–8.
  5. Здравомыслов А. Г., Лапин Н. И. Общая социология. //А. Г. Здраво-мыслов, Н. И. Лапин /Хрестоматия. М.: Высшая школа,2006. -С.-105
  6. Матузов Н. И. Актуальные проблемы теории права. — Саратов: Изд-во Сарат. гос. академии права, 2004. — 512 с.
  7. Семитко А. П. Правосознание и правовая культура /А. П. Семит-ко//Теория государства и права// Отв.ред.В. Д. Перевалов.-М.:-2007.-С.-235
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный