Осуществление федерального государственного надзора в сфере образования регламентируется приказом министерства образования и науки РФ от 10.11.2017 № 1096 «Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования» (далее — Приказ)
В соответствии с данным Приказом предметом федерального государственного надзора в сфере образования является деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования на соответствующей территории требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок организаций и органов местного самоуправления, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований [2].
Проверки в рамках федерального государственного надзора не осуществляются в отношении:
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации [1].
В рамках федерального государственного надзора в сфере образования проверки подразделяются на плановые и внеплановые, выездные и документарные. Плановые проверки осуществляются на основе утвержденного ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на соответствующий год. Внеплановые проверки могут быть проведены по следующим основаниям:
истечение срока исполнения организацией ранее выданного предписания;
поручение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
выявление уполномоченным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;
выявление уполномоченным органом нарушения обязательных требований на основе данных мониторинга в системе образования, предусмотренного статьей 97 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2].
Документарная проверка проводится по месту нахождения уполномоченного органа. Предметом такой проверки являются сведения, содержащиеся в документах и на официальном сайте организации, устанавливающих ее организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении деятельности организации и связанные с исполнением организацией обязательных требований, предписаний уполномоченного органа.
В ходе документарной проверки рассматривается имеющаяся в уполномоченном органе информация о деятельности организации в соответствии с целями и задачами проверки, в том числе акты предыдущих проверок уполномоченного органа, предписания, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленной в отношении этой организации уполномоченным органом государственной функции, а также информация, размещенная на официальном сайте образовательной организации [2].
В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении уполномоченного органа, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение организацией обязательных требований, уполномоченный специалист готовит в организацию мотивированный запрос (письмо) уполномоченного органа с требованием о представлении иных необходимых для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документов. В запросе указываются основание проведения проверки, срок ее проведения, срок представления документов, перечень запрашиваемых документов. К запросу прилагается заверенная печатью копия распорядительного акта уполномоченного органа о проведении проверки [2].
Если в представленных документах обнаружены ошибки или противоречия, информация об этом направляется руководителю организации, который должен представить пояснения. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, установит признаки нарушений обязательных требований, должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, вправе провести выездную проверку.
Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя или органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.
Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах организации сведения, а также соответствие работников организации, состояние используемых организацией при осуществлении образовательной деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, предоставляемых образовательных услуг, в том числе обеспечение доступности для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности, и предоставляемых образовательных услуг, а также принимаемые организацией меры по исполнению обязательных требований при осуществлении образовательной деятельности [2].
В ходе выездной проверки устанавливается соответствие организации обязательным требованиям посредством: анализа и экспертизы документов и материалов, характеризующих деятельность организации по вопросам, подлежащим проверке, в том числе локальных нормативных правовых актов организации по вопросам, подлежащим проверке; анализа информации, размещенной образовательной организацией на ее официальном сайте; осмотра зданий, помещений, материально-технической базы организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; проведения беседы с обучающимися организации, их родителями (законными представителями), работниками организации по вопросам, подлежащим проверке [2].
В рамках федерального государственного надзора осуществляются проверки в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
Предметом проверки органа местного самоуправления является исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения в сфере образования и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также соответствие муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований [2].
Таким образом, в рамках федерального государственного надзора в сфере образования осуществляются проверки:
плановые/внеплановые;
выездные/документарные.
Основанием для проведения плановой проверки является ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, основания для проведения внеплановой проверки указаны в приказе министерства образования и науки РФ от 10.11.2017 № 1096 «Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования». О плановых и внеплановых проверках юридические лица и индивидуальные предприниматели должны быть уведомлены заранее: не менее чем за 3 рабочих дня перед началом проведения плановой проверки и не менее чем за 24 часа до начала проведения внеплановой проверки.
Основным различием между документарной и выездной проверкой является то, что документарная проверка проводится по месту нахождения уполномоченного органа, а выездная — по месту нахождения юридического лица. При проведении документарной проверки проводится анализ имеющихся о данном юридическом лице данных в уполномоченном органе, а также анализ документов, размещенных на официальном сайте юридического лица.
При проведении выездной проверки помимо документов и материалов, размещенных на официальном сайте и представленных должностному лицу в ходе проведения проверки, проводится проверка соответствия работников организации установленным требованиям, а также анализ материально-технического базой организации.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки России от 10.11.2017 N 1096 «Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования».

