Стратегии и педагогические приёмы обучения английскому языку одарённых детей в условиях современной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Казань, сентябрь 2018)

Дата публикации: 22.08.2018

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Никитюк Т. Ю. Стратегии и педагогические приёмы обучения английскому языку одарённых детей в условиях современной школы [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 31-39. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/307/14471/ (дата обращения: 19.08.2019).



Современное образование в условиях его совершенствования сталкивается с проблемой, решение которой выходит на одну из наиболее востребованных позиций, — проблемой выявления, поддержки и организации работы одарённых детей.

Английский язык занимает особое положение среди учебных предметов, так как является не только предметом, но и средством познания, поскольку в большей степени способствует реализации межпредметных связей.

Одарённостью обладают дети с выдающимися способностями, демонстрирующие высокие результаты или имеющие внутренние предпосылки для их достижения в одной или нескольких сферах деятельности: интеллектуальной, академической, творческой, общения и лидерства, художественной, спортивной.

В зарубежной педагогике определили мифы, связанные с одарёнными детьми. Первый из них раскрывает ошибочное восприятие одарённости ребёнка во всех сферах деятельности, его обязательной успешности в каждой из учебных и внешкольных областей. Второй миф свидетельствует о возможности одарённого ребёнка обходиться без помощи и поддержки учителя и наставника, потому что такой ребёнок может и должен якобы обучаться самостоятельно.

В условиях нашего образования мы часто сталкиваемся с подобными педагогическими ляпами в организации работы с детьми, отличающимися одарённостью, что приводит к перегруженности ребёнка, эмоциональным срывам, усложнению социализации.

Психолог и педагог Е. П. Ильин сожалеет, что «во многих школах упор делается на приобретении знаний, а не на их оригинальном использовании, из-за чего мышление детей делается более косным или ограниченным банальными связями, приводящими к правильным ответам. Когда талантливым ученикам недостает проблем, они иногда утрачивают стремление выделяться». [2, с. 22]

Естественно, как и все дети, одарённый ребёнок имеет свои сильные и слабые стороны. Даже если он успешен в нескольких сферах деятельности, не следует оставлять его без поддержки и помощи учителя, важна роль дифференцированного, индивидуального, личностно-ориентированного подхода для раскрытия и реализации личностного потенциала.

В условиях обычного обучения одарённому ребёнку становится скучно, кропотливые ежедневные занятия вызывают быстрое угасание интереса. Английский язык принадлежит к предметам, требующим постоянной, кропотливой работы. Если не предлагать одарённому ребёнку задания повышенной сложности, проблемные и креативные, то такой ребёнок может быть потерян как ученик. Следовательно, учителю необходимо индивидуализировать подход к таким детям, чтобы мотивация учения строилась на творческом стремлении к новым открытиям. Поэтому важным становится разработать программы, отличные от традиционных, которые могут помочь раскрытию потенциала ребёнка.

Одарённые дети легко усваивают новый материал, активны, отличаются креативным подходом, стремлением к самостоятельному исследованию.

Среди стратегий обучения одарённых детей учёные выделяют следующие формы:

– Ускорение,

– Обогащение и углубление,

– Проблематизация.

Ускорение считается лучшей стратегией при обучении иностранным языкам. Оно связано с изменением скорости обучения, но не его содержанием. Одарённые дети быстро схватывают материал, запоминают, применяют на практике. Таким образом усвоение учебной программы проходит быстрее. Среди организационных форм ускорения выделяют раннее поступление в школу, ускорение в обычном классе, профильные классы, радикальное ускорение и т. д.

Однако оптимально сочетать стратегии ускорения и обогащения. Последняя «включает в себя два направления: расширение кругозора и углубление самопознания». [1, с. 4]

Обогащение обучения английскому языку достигается путём применения известных методов:

– Исследовательского,

– Частично-поискового,

– Проблемного,

– Проектного.

Необходимо помнить, что одарённый ребёнок — часто индивидуалист, который предпочитает трудиться в одиночку, но для успешной социализации важно применение индивидуальных, парных, групповых форм работы. Креативность может воспитываться в «классах, где одаренные дети общаются со сверстниками той же направленности ума, выбирают темы для расширенных проектов, идут на интеллектуальный риск и обдумывают идеи не спеша, не подгоняемые необходимостью поскорее перейти к новому заданию». [2, с. 22]

Педагоги из Словакии, отмечая важность создания системы работы и шаблонов действия, понятных одарённому ребёнку, раскрывают положительное значение методики FIRST, вбуквах названия которой скрыты принципы преподавания:

F- Fun (Учи, чтобы было весело и интересно)

I- Individualism (Учитывай индивидуальные возможности)

R-Rules (Следуй установленным правилам поведения)

S- Simplicity (Все инструкции должны быть простыми и понятными для решения)

T- Time management (Работай во временном режиме)

Первый принцип характеризует не только содержание образования, но и Фому организации общения учителя и ученика. Обязательными становятся положительные отзывы о работе школьника (например, «Great!», «Good for you!»), школьные поощрения (например, стать помощником учителя во время урока, получить похвальную запись в дневник).

Важность работы по индивидуальному плану подчёркивает второй принцип.

Примером реализации третьего принципа в кабинете английского языка может служить «светофор общения», раскрывающий правила, регулирующие громкость общения на уроке.

Рис. 1. [9, с. 86]

Четвёртый принцип требует внимательного прочтения инструкций к заданиям и не потерпит невнимательности, которой иногда подвержены ребята с исключительными способностями.

Последний из принципов методики позволяет помочь одарённому ребёнку работать во времени и вовремя переключаться с одного вида деятельности на другой. В условиях реализации ФГОС дети сами ставят цели и задачи деятельности. Наглядное их изображение активизирует и дисциплинирует креативных учащихся.

Рис. 2. [9, с. 86]

Описанная методика успешно применяется и в условиях нашей школы.

Американские педагоги предложили метод для работы одарённого ребёнка не вне основного класса, а в сотрудничестве с ним. Этот стратегический метод назвали методом именных карт (The Name Card Method).Суть его в использовании учителем карточек с именами всех обучающихся класса при организации опроса и построении работы в парах. Учитель предупреждает об игнорировании им поднятия руки, вздохов и других привлекающих внимание педагога элементов поведения желающего ответить. Именные карточки позволяют учителю распределить партнеров в пары для выполнения задания, дискуссии в течение определённого периода, по истечении которого партнёры меняются. Одарённый ребёнок поставлен в условия необходимости взаимодействия с партнёром, обсуждения, поиска решения проблемы. За определённый период времени пара должна прийти к общему решению, а случайный выбор именной карты даёт возможность высказаться, в то время как другие пары только слушают. Учитель обязательно заинтересованно слушает, при возникновении десятисекундной паузы направляет, добиваясь ответа именно этого ученика, но не перебивает и не просит помощи класса. Педагог положительно реагирует на выступление, благодарит за ответ (Thank you. Ok. и т. д.). Именные карты дают возможность высказаться ещё нескольким парам, и только потом желающим дополнить (не повторить сказанное раньше!) учащимся. Этот метод важен для преодоления застенчивости, которой часто подвержены одарённые дети.

Стратегия проблематизации — самостоятельный поиск решения проблемы — необходима для организации работы с одарёнными детьми. Утоление информационного голода посредством самостоятельного изучения материала создаёт основу глубоких знаний одарённого ребёнка.

Реализуя в совокупности стратегии обучения одарённых детей английскому языку, учитель применяет коммуникативный и проектный методы (предпочтительнее, так как создают условия для самореализации креативных способностей), методы интенсивного, деятельностного и дистанционного обучения.

На уроках английского языка для одарённых детей целесообразно использовать творческие задания, среди которых следует отметить ролевые игры, проектно-исследовательскую деятельность, дискуссии, чтение художественной литературы, реферирование текста, написание сочинений, работу с видеоматериалами, составление чайнворда, кроссворда, ребуса, работу с аутентичными текстами песен.

Одним из эффективных методов активизации способностей одарённого ребёнка считаем Mindmapping (Составление ментальной карты), который позволяет активизировать работу мышления и понять сложную структуру взаимоотношений, понятий. Ментальные карты помогают визуализировать, связать, структурировать, классифицировать понятия и их взаимоотношения. Ментальные карты дают возможность использования не только слов, но и символов, рисунков и т. д. — тех средств, которые приведут к оптимальному пониманию и запоминанию информации. Британский психолог Тони Бьюзен формулирует 7 шагов создания ментальной карты (7 stepstomakingamindmap):

  1. CENTRE — Начните в центре чистой страницы, т. к. центр даёт свободу мышлению двигаться в разных направлениях для естественного и свободного самовыражения.
  2. IMAGEor PICTURE — Используйте наглядный образ или рисунок для центральной идеи, т. к. образ стоит тысячи слов и поможет работать вашему воображению. Центральный образ интереснее, помогает сосредоточиться и дарит Мозгу наслаждение!
  3. COLOURS — Пользуйтесь разными цветами, т. к. цвета также приятны мозгу, как и образы.
  4. CONNECTСоединитеваши главные ветви с центральным образом, продолжите соединять ветви второго и третьего уровня, т. к. ваш мозг работает ассоциативно.
  5. CURVED — ветви делайте кривыми, т. к. прямые линии всегда скучны.
  6. ONEKEYWORDPERLINE — Используйте только одно ключевое слово в строке, т. к. единичные слова придают интеллект-карте больше мощи и универсальности.
  7. IMAGESНаглядные образы используйтевезде, т. к. они также стоят тысячи слов. [5]

Рис. 3. Ментальная карта, созданная учеником 6 класса

Интеллектуальному развитию одарённых детей, систематическому расширению их кругозора способствует учёт специфики английского языка как средства интеграции с другими учебными предметами: русским языком и литературой, биологией и экологией, географией и историей, физикой, химией, математикой и др.. В связи с этим уместно использование учебного материала на английском языке из других областей знаний, в том числе из зарубежных источников. Не стоит недооценивать интегрированные курсы или циклы интегрированных уроков, позволяющих реализовать коммуникативные и социокультурные возможности.

Одним из средств развития способностей к иностранным языкам является участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях и других формах внеурочной деятельности. В настоящий момент одарённые дети могут участвовать в очных, заочных, дистанционных мероприятиях: Всероссийская олимпиада школьников, международный конкурс-игра «Лев» (Центр «Снейл»), международная олимпиада SkyEng, всероссийский SmartTest, конкурсы ведущих издательств «Макмиллан», «Релод» и т. д. Виды заданий разнообразны и интересны, поддерживают положительную мотивацию к дальнейшему изучению английского языка у одарённых детей, тем самым позволяют раскрыть их лингвистические таланты.

Своеобразной формой оценивания талантов становится портфолио, в котором собрана информация о исходных характеристиках детей, их развитии и достижениях. Дети под руководством учителя активно участвуют в формировании своего портфолио, анализируют свои показатели в развитии основных языковых компетенций, учатся принимать решения. Информация, которая находится под пристальным вниманием одарённого ребёнка, учителя, родителя, «должна помочь самопониманию учащихся». [3, с. 42]

Одарённый ребёнок в классе — это ценный дар и огромная ответственность, он потребует от учителя мобилизации всех его педагогических и человеческих качеств, чёткой организации работы и креативного подхода к ситуации.

Одарённый ребёнок ждёт особого педагогического подхода, постоянного активного поиска, только в этом случае этот творческий интеллектуал, часто застенчивый и ярко выраженный индивидуалист, сможет успешно раскрыть свой потенциал к изучению иностранных языков.

Литература:

  1. Делягина Л. К. Методика преподавания английского языка одаренным детям в концепции ускоренного бакалавриата. — Н. Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, НИУ, 2014. — 23 с.
  2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб.: Питер, 2009. — 434 с.
  3. Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. — М.; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2008–212 с.
  4. BUZAN, T. (2012). The Ultimate book of mind maps. Unlock your creativity, boost your memory, change your life. Epub edition, HarperCollins Publishers Inc.
  5. BUZAN, T. (2011). Tony Buzan website. http://www.tonybuzan.com/about/mind-mapping/ (дата обращения: 18.08.2018.).
  6. Gifted and talented children in (and out) of the classroom 1. A report for the Council of Curriculum, Examinations and Assessment (CCEA) 1, Feb 28th 2006. — 152 р.
  7. GIFTED EDUCATION. A RESOURCE GUIDE for TEACHERS. 2006/2007. — British Columbia; Ministry of Education, 2007. — 54 p.
  8. Pokrivčakova, S. et al. (2015). Teaching Foreign Languages to Learners with Special Educational Needs: e-textbook for foreign language teachers. Nitra: Constantine the Philosopher University. 128 p.
  9. Susan Winebrenner. Teaching Gifted Kids in the Regular Classroom. — MN: Free Spirit Publishers, 2014. — 334 p.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, одаренный ребенок, ребенок, ментальная карта, организация работы, CENTRE, нескольких сфера деятельности, центральный образ, креативный подход, COLOURS.

Похожие статьи

Проектная деятельность в работе с одаренными детьми на...

Проектная деятельность имеет достаточно длинную историю внедрения в образование. Эта статья описывает подход по осуществлению проектной деятельности, которая стала широко распространенной в образовании в России в конце 1990-х.

Похожие статьи

Проектная деятельность в работе с одаренными детьми на...

Проектная деятельность имеет достаточно длинную историю внедрения в образование. Эта статья описывает подход по осуществлению проектной деятельности, которая стала широко распространенной в образовании в России в конце 1990-х.