Особенности педагогических конфликтов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Казань, сентябрь 2018)

Дата публикации: 21.08.2018

Статья просмотрена: 2333 раза

Библиографическое описание:

Калиткина, Е. В. Особенности педагогических конфликтов / Е. В. Калиткина, Л. С. Петрунькина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/307/14467/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: конфликт, педагогический конфликт, особенности педагогического конфликта.

Взаимное непонимание субъектов педагогического процесса является неотъемлемой частью педагогического общения, в котором конфликты проявляются в качестве закономерностей педагогического взаимодействия субъектов. Когда учитель работает с классным коллективом, он находится в постоянном эмоциональном напряжении, потому что должен контролировать не только своё поведение, но и поведение учащихся. Параллельно с этим очень часто проблемы педагога не понимаются администрацией школы, да и отношения с родителями бывают «натянутые». Проблема педагогического конфликта настолько актуальна, насколько остро существует необходимость снятия конфликтности педагогического общения.

Отсутствие взаимопонимания и возникновение конфликтов между участниками педагогического процесса: учениками, родителями, учителями — в своих исследованиях наблюдала Т. В. Врачинская. Самыми типичными являются противоречия между учителями и учениками в процессе общения, что обусловлено характером их взаимоотношений. [1].

Конфликтность общества провоцирует возникновение противоречий и в сущностных, и в динамических признаках педагогического общения. К таким противоречия Н. В. Гришина относит:

1) внутриличностные столкновения стремлений сохранить себя в неизмененном виде и параллельно с этим расширить границы своего влияния;

2) разнохарактерная связь субъектов педагогического общения;

3) различия уровней образования и общей культуры между учителями и родителями. [2].

Для того, чтобы осмыслить проблемы педагогического общения необходимо разобраться с определением понятия «конфликт».

В отечественной науке конфликту дают разные определения:

А. В. Петровский, Н. Г. Ярошевский понимают конфликт как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. [3].

А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов дают следующее определение конфликта: «наиболее острый способ развития и завершение значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия». [4].

Э. А. Уткин трактует понятие конфликта как «столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций». [5].

Конфликт в педагогическом общении можно определить, как необходимый способ разрешения противоречий педагогического взаимодействия, который обусловлен следующими характеристиками: различный статус субъектов педагогического общения, жизненный опыт, различие индивидуальных особенностей субъектов.

С. В. Баныкина в своих трудах дает следующее определение педагогического конфликта — возникающая в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно–воспитательного процесса форма проявления обострившихся субъект-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающая конструктивный перевод

Столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин. [6].

Основной особенностью педагогического конфликта как разновидность конфликтов вообще, прежде всего, является сферой его протекания, особенность субъектов и эмоциональный фон протекания. Поэтому педагогический конфликт является формой выражения усугубившихся субъект — субъектных противоречий, что весьма существенно для определения способа его предупреждения и преодоления.

В качестве структурных характеристик педагогического конфликта выделяются следующие составляющие:

1) субъекты / участники/ стороны конфликта — ученик / класс, педагог (педагогический коллектив), родители (семья), администрация школы;

2) причины возникновения и условия протекания конфликта;

3) предмета и объект конфликта;

4) действия участников;

5) исход (результат) конфликта.

М. М. Рыбакова выделяет особенности педагогических конфликтов, по сути отличающих их от каких — либо других видов конфликтов: семейных, этнических, государственных и т. д. Самая важная отличительная черта — это воспитательный смысл педагогического конфликта, т. к. он происходит в присутствии других учеников и делает их из свидетелей — участниками. [7]. Также школа, являясь моделью общества, отвечает за усвоение учениками норм отношений между людьми; поэтому, участвуя в школьных конфликтах, он учится вести себя в конфликтах и разрешать их в жизни. Другая характеристика — участники конфликтов заведомо имеют разный социальный статус, чем и определяется их поведение в конфликте. Отсюда вытекает и следующая возможность — различное понимание конфликта и его причин. В педагогическом конфликте ответственность за конструктивное его разрешение всегда возлагается на учителя, как на профессионала.

При определении педагогического конфликта важно обратить внимание на сферу его протекания (учебно-воспитательный процесс), особенность субъектов, эмоциональный фон протекания.

Литература:

  1. Врачинская Т. В. Конфликт в педагогическом взаимодействии в отечественной педагогике XIX — середины XX веков: Дис…док. пед. наук. — Калининград, 2011.
  2. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. — Спб.: Питер, 2008.
  3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2- е изд..М.: Академия, 2001.
  4. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — 4-е изд. — М.: Эксмо, 2009.
  5. Уткин Э. А. Конфликтология: теория и практика. — М., 2000.
  6. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте мира. — Москва, 2001.
  7. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение,1991.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогический конфликт, педагогическое общение, конфликт, администрация школы, особенность субъектов, педагогический процесс, противоречие, учитель, эмоциональный фон протекания.

Ключевые слова

конфликт, педагогический конфликт, особенности педагогического конфликта

Похожие статьи

Основы управления конфликтами в образовательной организации

В статье раскрывается сущность управления педагогическими конфликтами в образовательной организации. Уточняются особенности управления конфликтами.

Роль учителя в разрешении конфликтов, возникающих в образовательной среде

Конфликт и его социально-психологические свойства

В статье анализируются такие проблемы, как конфликты, типы конфликтов, конфликты и социальная напряженность, психологические факторы воздействия вызывающие конфликты. Отражены классификации конфликтов и их причины с теоретической точки зрения.

Социально-психологические факторы формирования преобладающих стратегий поведения в конфликте

В статье проводится теоретический анализ проблемы конфликтного взаимодействия в современном обществе. Рассматриваются социально-психологические факторы формирования преобладающих стратегий поведения в конфликте.

Конфликт в педагогическом общении

Переговорный процесс как способ разрешения педагогических конфликтов

Протестное поведение как объект социологического анализа

В статье автор рассматривает протестное поведение как объект социологического анализа, социологические теории протестного поведения.

Конфликт в системе «педагог — педагог»

В статье раскрывается понятие «конфликт», дается перечисление причин, влияющих на возникновение межличностных конфликтов у педагогов ОУ, перечисляются методы управления конфликтами, делается вывод и даются рекомендации.

Проблемы латентной преступности

Актуальные тенденции изучения общественного мнения

Похожие статьи

Основы управления конфликтами в образовательной организации

В статье раскрывается сущность управления педагогическими конфликтами в образовательной организации. Уточняются особенности управления конфликтами.

Роль учителя в разрешении конфликтов, возникающих в образовательной среде

Конфликт и его социально-психологические свойства

В статье анализируются такие проблемы, как конфликты, типы конфликтов, конфликты и социальная напряженность, психологические факторы воздействия вызывающие конфликты. Отражены классификации конфликтов и их причины с теоретической точки зрения.

Социально-психологические факторы формирования преобладающих стратегий поведения в конфликте

В статье проводится теоретический анализ проблемы конфликтного взаимодействия в современном обществе. Рассматриваются социально-психологические факторы формирования преобладающих стратегий поведения в конфликте.

Конфликт в педагогическом общении

Переговорный процесс как способ разрешения педагогических конфликтов

Протестное поведение как объект социологического анализа

В статье автор рассматривает протестное поведение как объект социологического анализа, социологические теории протестного поведения.

Конфликт в системе «педагог — педагог»

В статье раскрывается понятие «конфликт», дается перечисление причин, влияющих на возникновение межличностных конфликтов у педагогов ОУ, перечисляются методы управления конфликтами, делается вывод и даются рекомендации.

Проблемы латентной преступности

Актуальные тенденции изучения общественного мнения