Воспитание гражданственности и патриотизма как стратегия успешной социализации учащихся
Автор: Лютина Ирина Юрьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 07.08.2018
Статья просмотрена: 108 раз
Библиографическое описание:
Лютина, И. Ю. Воспитание гражданственности и патриотизма как стратегия успешной социализации учащихся / И. Ю. Лютина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/307/14462/ (дата обращения: 01.10.2023).
Затрагивает актуальную проблему воспитания младших школьников. Гражданско-патриотическое воспитание является важным элементом социализации учащихся. В статье описана система работы, представлены формы и методы для воспитания гражданина-патриота.
О возрождении патриотизма, духовных ценностях граждан РФ часто употребляют в своих докладах представители власти. В Краснодаре на встрече с представителями общественности Владимир Владимирович Путин заявил: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм. Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе. Нам нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности» [1]
Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Возникла необходимость создания гражданско-патриотической программы: «Родина в сердце».
Основной целью данной программы является совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания в классе, обеспечивающей формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, поступками.
Для достижения указанной цели решаются такие задачи, как:
– Способствовать познавательной и творческой активности, проявлению качеств истинного патриота — гуманность, порядочность, мужество, доброта, человечность, сострадание, потребность активного участия в созидательном процессе;
– Воспитание российской гражданской идентичности, развитие навыков межличностного и коллективного взаимодействия;
– Популяризация среди школьников знаний о Великой Отечественной войне, вклада Урала в Победу с использованием семейных архивов, исторических памятников, экскурсий в музей и привлечением к участию участников боевых действий, ветеранов.
Реализация программы «Родина в сердце” осуществляется в учебной и внеурочной деятельности. Включение всех детей класса в различные виды деятельности является залогом успешной социализации учащихся.
Все темы воспитательных мероприятий объединены и составляют в программе тематические блоки:
1 четверть — «Мой класс — моя школа»
Классный коллектив обсуждает вопросы самоуправления, коллективно-творческие дела на полугодие, год. Мероприятия направлены на воспитание уважения, любви к школе, к классу, к коллективу, к семье. Самые яркие мероприятия: познавательно-интеллектуальная игра: “Знатоки права”, экологическая акция: “Сбережем лес!”, классный час: “Дом, в котором ты живешь”, классный праздник: “От улыбки станет всем теплей”. Коллективный социально-творческий проект: “Разбивка цветника” на пришкольной территории помог детям ощутить радость от полученного результата, проявить свою гражданскую позицию к социально-полезному действию.
2 четверть — «Мой город»
Учащимся дается представление об обустройстве города Екатеринбурга, который славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, выдающимися людьми. Задача эта решается через познание истории города, проявления интереса к событиям, участие в памятных мероприятиях. Совершаются познавательные поездки в музеи города, посещаются памятные места, проводятся классные часы: «Жизнь замечательных людей» для знакомства учащихся с известными земляками-уральцами.
Учащиеся моего класса стали участниками и победителями городского конкурса рисунков: “Этот город — самый лучший город на Земле” (2016 г.)
3 четверть — «Героические страницы в истории»
Задача этого тематического блока состоит в том, чтобы рассказать о трудовой деятельности и героическом вкладе уральцев в войне на конкретных примерах людей с использованием музейного фонда; посещением музеев города: «Крылатая гвардия», «Шурави»; просмотров выставочных экспонатов, исторических реликвий в школьном музее 70- Армии.
Значимым событием в жизнедеятельности классного коллектива стал социальный проект-реклама: “Судьба моей семьи в судьбе моей страны”, где каждый ребенок создал видеоролик с устным рассказом о своем родственнике, находившимся на фронте в годы Великой Отечественной войны.
4 четверть — «Герой нашего времени» — знакомство с выдающимися людьми (в очной и заочной форме), которые принесли значительную пользу государству: своим трудом, примером, поступком. Например, проведение информационно-познавательных классных часов о Ломоносове Михаиле Васильевиче, Юрии Алексеевиче Гагарине.
Являясь классным руководителем, главной целью своей воспитательной работы определила: помочь ученикам организовать реально действующее самоуправление и научить их в нем работать.
Гражданско-правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.
С первого класса на уроках и мероприятиях по гражданско-правовому воспитанию даю первоначальные представления о родном городе, крае, о Родине, знакомлю с понятиями «гражданин», «государство», «законы», «права и обязанности», «декларация прав ребенка», «государственные символы: герб, флаг, гимн».
Приоритетное место отводится формированию у учащихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла.
Деятельность классного руководителя и детей по созданию самоуправления предполагает несколько этапов:
- Создание организационной структуры ученического самоуправления.
Дети объединились по интересам в «Пятерочки». В каждой пятерочке был санитар, художник, всеобуч, библиотекарь, командир — ответственный за всю группу, регулирующий ее работу. Дети могли меняться поручениями. Каждая пятерочка решает: какое коллективное творческое дело будет выполнять. Если членов группы недостаточно, привлекаются учащиеся из других пятерочек.
- Организация рейтинговой системы достижений учащихся в классе.
Эта система необходима для того, чтобы все члены пятерочки активно принимали участие в жизнедеятельности классного коллектива, а не одни и те же. Все результаты фиксируются на специальном стенде.
- Организация деятельности родителей.
- Мониторинг с последующей коррекцией.
Диагностика результатов проводится в разных формах:
– анкетирование, беседа, наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам);
– самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
– результаты коллективно-творческих дел,
– результаты взаимоотношений между членами пятерочки.
В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.
- Подведение итогов и их анализ.
Так, А. В. Мудрик подчеркивает необходимость развития рефлексии учащихся, обучения их целеполаганию, так как неумение, нежелание делать выбор, отказ от выбора приводит к тому, что человек «становится плывущим по жизни, а плывет он скорей всего к наркомании, преступности, криминальному поведению самого различного характера» [2]. На сегодняшний день важным гражданским качеством, с точки зрения многих ученых, становится способность к самоопределению, благодаря которому возможно разумное существование человека в условиях свободы выбора и ответственности.
В конце учебного года были награждены лучшие пятерочки, самые активные члены групп. Несколько достойных кандидатур были выдвинуты на награждение на Майской ассамблее в номинациях: «Вдохновение и талант», «Творчество и успех», «Твори добро».
Процесс взаимодействия семьи и школы я направляю на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельности. Использую следующие формы работы: уроки Мужества, классные часы, экскурсии в музеи, интерактивные занятия, благотворительные акции «Солдаты Отчизны», «Подарок ветерану», часы общения «День пожилого человека», «День Матери», внеклассные мероприятия «Во славу Отечества!», «Любить Урал — жить на Урале», интеллектуально- познавательные конкурсы.
Эти формы работы направлены на полноценное изучение таких тем и разделов, как «Ты и твое право», «Ты и твоя ответственность», «Права ребенка», «Преступление против чести и достоинства» и др.
За время работы ученического самоуправления были разработаны и написаны исследовательские работы по теме «История моей семьи в истории моей страны», «Любимые места родного города», «Жизнь замечательных людей».
Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.
Практическое осуществление принципов преемственности и непрерывности обучения воспитания, создание комфортных условий для эффективной совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей положены в основу успешного прохождения социализации ребенка, формировании активной гражданской позиции учащихся.
Литература:
- Актуальные комментарии: http://actualcomment.ru/putin_my_dolzhny_stroit_svoe_budushchee_na_prochnom_fundamente_patriotizma.html
- Мудрик А. В. Воспитание в современной России как социальная проблема: https://refdb.ru/look/2149871.html
Похожие статьи
Гражданско-патриотическое воспитание сельских школьников...
В настоящее время гражданско-патриотическое и интернациональное воспитание сельских школьников приобретает более широкий размах при условии взаимодействии школы, семьи и общественности и осуществляется в процессе включения учащихся в активный сознательный...
Похожие статьи
Гражданско-патриотическое воспитание сельских школьников...
В настоящее время гражданско-патриотическое и интернациональное воспитание сельских школьников приобретает более широкий размах при условии взаимодействии школы, семьи и общественности и осуществляется в процессе включения учащихся в активный сознательный...