Использование современного оборудования для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тинчурина Р. М. Использование современного оборудования для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 17-20. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14456/ (дата обращения: 19.09.2019).



Приоритетом современной государственной образовательной политики в России является доступное качественное образование на всех его ступенях. Особенно, стоит обратить внимание на качество дошкольного образования.

Одним из ценностно-смысловых значимых областей развития в дошкольном мире является художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста. «Музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека [1, 9]

О духовно-нравственном влиянии музыки на ребенка, его творческие способности писали известный психолог Б. М. Теплов, Е. В. Назайкинский, Б. В. Асафьев, исследователи Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, Е. А. Дубровская и другие. Успешность музыкального развития дошкольников зависит не только от психолого-педагогических условий, но и от правильно организованной предметно-пространственной среды с использованием современного развивающего оборудования.

Ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие. Это самый важный и трудный психический процесс для ребёнка, но именно с помощью восприятия он может воспроизводить, исполнять музыкальное произведение, чувствовать его, переживать, полюбить. «Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности». [1,9]. Перед педагогами в наше время стоит нелёгкая задача помочь детям воспринимать музыкальный мир, все его краски и образы. Компетентный, творческий педагог использует современное развивающее оборудование в дошкольном образовании практически на каждом занятии и мероприятии. Оно служит полезным инструментарием в развитии детей старшего дошкольного возраста в той или иной области. Наличие в дошкольном образовательном учреждении компьютера, интерактивной доски, проектора и экрана сегодня — неоценимая помощь воспитателям и специалистам в создание интересной, познавательной образовательной среды для детей.

Разберёмся, что же собой представляет современное развивающее оборудование? На наш взгляд, современное развивающее оборудование в дошкольной педагогике — это то оборудование, которое, прежде всего, является актуальным и, прежде всего, соответствует возрастным психофизиологическим особенностям организма детей старшего дошкольного возраста. Таким оборудованием в музыкальном зале детского сада можно назвать следующее:

  1. фортепиано, баян, аккордеон или скрипка;
  2. компьютер, ноутбук;
  3. музыкальный центр;
  4. синтезатор;
  5. мультимедийное и интерактивное оборудование;
  6. магнитная доска;
  7. телевизор;
  8. медиатека, аудиотека, видеотека;
  9. портреты композиторов;
  10. музыкально-дидактические игры;
  11. костюмы и атрибуты;
  12. детские музыкальные инструменты.

Насыщенная современным материалом и оборудованием музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предполагает проведение занятий и различных мероприятий яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного звукового материала, видеозаписей. Наглядно-слуховой метод в работе музыкального руководителя помогает развивать у детей старшего дошкольного возраста познавательные и творческие задачи.

В решении ряда задач музыкального развития детей старшего дошкольного возраста, педагогу помогают мультимедийные технологии.

Проблема использования мультимедиа технологий в системе дошкольного образования интересовала О. В. Цаплину, А. Н. Оробинскую, С. Л. Новосёлову и других. Современные исследования в области дошкольной педагогики К. Н. Моторина, С. П. Первина, С. А. Шапкина и так далее свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3–6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению [2,16].

Мультимедиа — это технология, позволяющая объединить данные, звук, анимацию и графические изображения [4,133]. Мультимедиа в музыкальном образовании дошкольников — это средство, которое позволяет значительно расширять возможности предъявления и закрепления учебной информации, усиливать мотивацию ребенка, позволяет моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности детей [5, 60]

При восприятии музыки детям старшего дошкольного возраста помогает наглядно-зрительный метод. Им предлагаются тематические презентации с фотографиями, портретами композиторов, художников, поэтов, природными иллюстрациями. Могут посмотреть ребята и видеоролики, мультфильмы, например, «Времена года» по мотивам А. Вивальди и так далее. Данный метод помогает ярко воспринимать информацию о том или ином музыкальном событии.

При разучивании песен педагог может создать электронные иллюстрации к разучиваемым песням, материалы (видео, фото), отражающие как содержание песен и попевок, так и объясняющих смысл трудных и непонятных слов.

При исполнении и разучивании песен необходимо использовать мультимедиа, удобные по росту подобранную современную мебель (стульчики, подставки), музыкальный центр (оборудованный микрофонами и специальными подставками для регулирования по росту детей), караоке, синтезатор, инструменты для аккомпанирования песен на фортепиано, баяне, аккордеоне, скрипке или виолончели. Магнитофон для прослушивания детьми их собственного исполнения, костюмы и элементы костюмов, а также сборники песен современных композиторов и классиков.

Больше возможности использовать разнообразное современное развивающее оборудование педагог имеет при выполнении различных упражнений, танцев, игр с детьми — это мячи, обручи, ленточки, султанчики, флажки, шары, цветы, веточки, муляжи овощей и фруктов, множество красочных игрушек, а также костюмы различных персонажей и их элементы. Значимую роль играет и специальная мебель (кубы лего, стульчики, детские домики, ширмы-трансформеры, стойки-трансформеры, для изготовления муляжей деревьев, ёлок, цветов). Будут полезны видеоролики с показом и изучением движений танцев, современные и классические нотные издания, методическая литература по новейшим методическим разработкам и педагогическим технологиям.

В развитии детского музыкального творчества, проведении музыкально-дидактических игр важную роль играют атрибуты, наглядные пособия, которые должны быть красочно оформлены и разнообразны по содержанию, что привлекает внимание дошкольников, вызывает желание петь, слушать музыку, выполнять танцевальные движения. Уместно здесь применить мультимедиа, детские музыкальные инструменты, удобную мебель 1–2 стола, несколько стульев для самостоятельной творческой деятельности, карандаши, бумагу, краски, кисточки, разнообразные атрибуты, элементы костюмов, такие пособия как: «Музыкальное лото», «Поезд», «Угадай мелодию по картинке», «Светофорик» и так далее.

Для успешного осуществления музыкального развития старших дошкольников, необходимо обновлять развивающее оборудование и для самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей, сюжетно-ролевой игры, музыкальных театрализаций. А также важно педагогу следовать принципам интеграции и трансформации.

В данной статье хочется предложить коллегам музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, при которых используются современное развивающее оборудование.

  • «Если нравится тебе, играй вот так» (с музыкальными инструментами)

Цель: развивать у детей чувства ритма и тембрового слуха.

Задачи:

  1. Знакомить детей с названиями инструментов, их устройством, характером звучания.
  2. Учить детей приёмам игры на разных музыкальных инструментах.
  3. Развивать у детей навыки игры в ансамбле, оркестре.

Описание:

В игре участвуют пять пар, по два человека. У каждой пары два одинаковых инструмента. Ложки, бубны, дудки, кастаньеты, погремушки.

Все поют:

Если нравится тебе, играй вот так / два чётких удара ложками

Если нравится тебе, играй вот так / два чётких удара ложками

Если нравится тебе, то и друзьям ты поиграй,

Если нравится тебе, играй вот так. / два чётких удара ложками.

Так поочерёдно играют все инструменты пять куплетов

Затем звучат все цепочкой по два раза.

Последний куплет все десять человек поворачиваются друг за другом, маршируют, одновременно с пением и останавливаются каждый раз, во время звучания всех инструментов. Второй раз проходят по кругу без остановок и складывают инструменты на подставки (поднос, корзину).

  • «Мышиная история»

(озвучивание рассказа музыкальными инструментами)

Цель: развивать у детей старшего дошкольного возраста воображение, фантазию.

Задачи:

  1. Учить детей навыкам игры на ударно-шумовых музыкальных инструментах.
  2. Развивать у детей метроритмическое чувство.

Описание.

Муз. рук. — Сейчас мы попробуем озвучить небольшое произведение.

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму. ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки. МЕТАЛЛОФОН

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок. ТРЕУГОЛЬНИК

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды. Они грызли орешки, ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ,

грызли зёрнышки РУБЕЛЬ (или расчёска)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки. ШУРШИМ МАРАКАСАМИ

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками. ЦАРАПАЕМ ПОВЕРХНОСТЬ БАРАБАНА

А снаружи на землю каждый день падал снег МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)

Шумел ветер, ДУДИМ В БУТЫЛКУ.

И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках. КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке).

Подведём итог. Для осуществления качественного музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в условиях детского образовательного учреждения педагогу необходимо не только иметь современное развивающее оборудование, но и грамотно, искусно его использовать в своей работе. При этом специалист не должен забывать, что доминирующая роль в работе с детьми отводится живому общению, взаимодействию взрослого с детьми.

Литература:

  1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1976–270с.
  2. Кудрявцев В. Т. Науки о детстве и современные образования. — М., 2005 — С. 15–36
  3. Оробинская А. Н. Мультимедиа — технологии и их использование в системе дошкольного обучения //Таврический обозреватель. № 1, 2016. — С. 52–56.
  4. Цаплина О. В. Использование средств мультимедийных технологий в работе с детьми дошкольного возраста//Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 2 (22) 2013. — С.132–134.
  5. Янова Е. А. Использование мультимедиа-технологий в работе музыкального руководителя [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 60–62.
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, современное развивающее оборудование, ребенок, инструмент, удар ложками, дошкольное образование, дошкольная педагогика, музыкальная деятельность, музыкальный центр, восприятие музыки.

Похожие статьи

Развитие музыкального творчества у детей дошкольного...

Игра на детских музыкальных инструментах является самым ярким разделом педагогики Карла Орфа.

Общение детей с разного вида музыкальными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Похожие статьи

Развитие музыкального творчества у детей дошкольного...

Игра на детских музыкальных инструментах является самым ярким разделом педагогики Карла Орфа.

Общение детей с разного вида музыкальными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.