Современные компьютерные технологии как средство повышения мотивации младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, август 2018)

Дата публикации: 01.08.2018

Статья просмотрена: 889 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Н. А. Современные компьютерные технологии как средство повышения мотивации младших школьников / Н. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14455/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассматривается проблема использования современных компьютерных технологий для развития мотивации учения младших школьников. Данное направление считается одним из перспективных в развитии образования.

Ключевые слова: мотивация, компьютерные технологии, школьник, начальная школа, образование, обучающие программы, мотивы, успех, иерархия мотивов.

Мы живем в эпоху стремительно развивающихся компьютерных технологий. Одновременно с этим меняются приоритеты образования. В настоящий момент детям необходимо получать не только знания, умения и навыки в школе, но и необходимо самостоятельно организовывать учебную деятельность, дети должны быть готовы и способны учиться. Для достижения таких целей необходима совместная деятельность ученика и учителя. Как известно, при переходе из начальной школы в старшие классы снижается успеваемость учеников и на этот факт стоит смотреть с повышенным вниманием. Одной из причин является недостатки организации учебного процесса. Прослеживается ситуация, когда у ученика, способного учиться, отсутствует желание учиться, мотивация. Учителя чаще всего в такой ситуации применяет наказания — плохие оценки, дают дополнительные задания. Такие методы снижают интерес к учебе, а ведь уровень интереса и так уже был снижен. Как и учителя, родители тоже чаще всего применяют отрицательные методы, запреты. Неуспешность ученика в школе может привести к сокращению контактов в школе со сверстниками и преподавателями, которые повлияют на социализацию личности.

Мотивы делятся на внешние и внутренние. Когда деятельность происходит из- за требования учителя, родителей, обязанностей перед родными, для завоевания статуса перед сверстниками, проявляются внешние мотивы. Внешними мотивами при решении задачи учеником могут быть следующие: желание получить положительную оценку, показать одноклассникам способность решить задачу, добиться похвалы учителя. Если ученику интересен сам процесс деятельности, интересно добиться результата, развить в себе новые качества и способности — это внутренние мотивы. Однако, стоит понимать, что в какой-то мере мотив всегда является внутренним побуждением его к деятельности. Тем не менее, это побуждение может идти от другого человека. Если действия ученика необходимо контролировать взрослым, то такой мотив является внешним для ученика [3].

При взаимодействии с обучающимися необходимо определять направление мотивов. Выделяют два направления: мотивы для достижения успеха и мотивы для избегания неудачи. Те дети, чьи мотивы направлены на достижение успеха, чаще всего ставят перед собой определенную позитивную цель. Они активно начинают путь к ее достижению, выбирают средства и пути достижения цели. Вся их учебная деятельность вызывает позитивные эмоции, активизируются внутренние ресурсы. Ученики, чьи мотивы направлены на избегание неудач, ведут себя иначе. Мысли таких учеников не сконцентрированы, они отстранены от ситуации и избегают любой активности. У обучающегося при этом нет уверенности в себе, он боится, что его будут критиковать. У него присутствуют негативные эмоции, связанные с работой, в которой у него возможна неудача. Удовольствия от учебной деятельности он не испытывает. Мотив избегания неудач может быть вызван неуверенностью в себе ученика, низкой самооценкой, отсутствием веры возможность успеха. Негативные эмоции вызывают малейшие сложности в выполнении работы. Внутренний контролирующий фактор присутствует у тех учеников, у которых есть стремление к спеху. Свои неудачи они сопоставляют с количеством прилагаемых усилий, насколько сильны их старания. Когда школьник настроен на избегание неудач, неуспешность своей деятельности связывают с невезением или отсутствием способностей, а успех — с везением или легкостью задания. В такой момент развивается так называемая «выученная беспомощность». Из-за того, что ученик не может повлиять ни на отсутствие способностей, ни на сложность задания, ни на везение, попытки дальнейших действий кажутся ему бессмысленными. Впоследствии, такие ученики могут отказываться от выполнения даже простых заданий.

Как считает П. М. Якобсон, чтобы организовать продуктивную деятельность, стоит принимать во внимание познавательные мотивы [9]. Мотивы, которые связаны с процессом обучения называют познавательными мотивами. Учителю очень важно понимать иерархию мотивов как каждого ученика, так и всего класса. С изменением времени и возраста иерархия мотивов меняется. Исходя из этого она не может являться стабильным мотивационным комплексом. Нужную коррекцию организации учебного процесса поможет произвести знание мотивационного поля. Также это поможет максимально использовать ведущие мотивы и простимулировать мотивационные ресурсы.

Итак, для развития мотивации учения необходимо использовать мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи, а в форме подачи материала необходимо учитывать познавательный мотив.

Для работы с детьми очень важно вносить личностный и деятельностный подход. Для современных детей также важны инновационные подходы к обучению — это метод проекта, исследовательская работа, новые информационные технологии.

Для организации современного урока у современных учителей возникает острая потребность в использовании компьютерных технологий. Уроки с использованием современных компьютерных технологий помогут наглядно донести информацию, а также сделают ее более доступной. Еще одной особенностью использования современных компьютерных технологий является экономия времени как учителя, так и ученика, дети могут работать в своем темпе, а у учителя есть возможность индивидуального и дифференциального обучения. Компьютерные технологии позволяют контролировать результат обучения, а также дают условия самоконтроля. Компьютер является очень мощным стимулом для развития творческих способностей детей.

Исследованиями в сфере применения компьютерных технологий в образовательном процессе занимаются российские и зарубежные ученые: С. В. Панюковой [5], И. Г. Захаровой [1], Е. С. Полат [6],

Разрабатывая образовательные компьютерные программы нельзя не учитывать особенности их использования с целью развития мотивации учения младших школьников. Исходя из этого, вырисовывается проблема, как последовательно выстроить урок с использованием оптимального числа кадров изучаемой темы, которые возможно показать младшему школьнику, сколько вопросов можно задать для того, чтобы обеспечить принцип учета индивидуального развития младшего школьника. Это можно обеспечить путем контроля, оказания своевременной помощи ученику при возникновении трудностей в работе с учебным материалом. Принцип интерактивности решает данную проблему. Многие авторы (Роберт И. В. [7], Красильникова В.А [2]. и др.) отмечают важность учета принципа интерактивности при использовании обучающих компьютерных программ.

По мнению В. А. Красильниковой, интерактивный режим обучения — есть «...диалоговый режим работы субъектов образовательного процесса, предполагающий активное взаимодействие обучающегося с системой, имитирующей деятельность педагога через различные средства обучения, контроля, навигации.».. [2].

При использовании интерактивных обучающих компьютерных программ происходит активное взаимодействие ученика с программой с помощью интерактивного диалога. Используя диалог, происходит обмен информацией с участием двух или более сторон. Одной такой стороной является обучающая компьютерная программа, предъявляя учебный материал, другой стороной является пользователь программы, который, отвечая на вопросы программы получает от нее адекватную реакцию. Еще одной возможностью интерактивных компьютерных программ является предоставление ученику возможности определения хода урока в случае, если изучаемый материал ему уже знаком или же возникают трудности в понимании. При допущении большого количества ошибок в ответах на вопросы, ученику необходимо увеличить время для чтения и обдумывания учебного материала, а не большее количество вопросов.

Использование современных компьютерных технологий в образовательном процессе делает процесс обучения более интересным, что способствует развитию мотивации.

Итак, анализ научной литературы по проблеме привел нас к следующим требованиям использования современных компьютерных технологий с целью повышения мотивации учения младших школьников:

  1. Использование мультимедиа технологий. Успешное усвоение учебного материала происходит за счет зрительного восприятия информации.
  2. Контроль учебного процесса с помощью компьютерного тестирования. С помощью компьютерных технологий возможна отработка практических умений учащихся. Тесты с помощью компьютера позволяют проанализировать результат проделанной работы.
  3. Использование компьютерных технологий для создания творческих работ. Компьютерные технологии создают дополнительные возможности для реализации творческой составляющей учебной деятельности.
  4. Использование электронных энциклопедий экономит время для поиска нужной информации.
  5. Применение проектно-исследовательской деятельности. Младшие школьники по своей природе — исследователи. Использование современных компьютерных технологий позволяет учащимся самостоятельно получать информацию, творчески применять полученные знания
  6. Использование сети интернет. При работе в интернете, учащийся развивает любознательность, коммуникативные качества. Интернет можно использовать как наглядное пособие на уроках изобразительного искусства, литературного чтения и окружающего мира
  7. Новые образовательные стандарты предполагают образовательную деятельность с помощью интерактивной доски.

Таким образом, используя современные компьютерные технологии в начальной школе можно достичь следующие цели образования: умение собирать факты, умение выражать свои мысли, умение логически рассуждать, стремление к открытиям, умение принимать решения.

Литература:

  1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Гардарики, 2003. — 268 с.
  2. Красильникова В. А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образование. — 2003. № 4. — С. 24.
  3. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — Москва: Просвещение, 1990. — 192 с.
  4. Маслоу Х. А. Мотивация и личность. — СПб: «Питер», 2016. — 400 с.
  5. Панюкова С. В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. — М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. — 120 с.
  6. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  7. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования. Психолого-педагогический и технологический аспекты.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. -400с.
  8. Щербакова Е. В. Педагогика — УЦ Перспектива, Москва,2013.-201 с.
  9. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М.: Просвещение, 1969. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): мотив, ученик, учебный материал, иерархия мотивов, начальная школа, образовательный процесс, учебная деятельность, учебный процесс, достижение успеха, младший школьник.

Похожие статьи

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение...

Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно — воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей. Мотивация — важнейший компонент структуры учебной деятельности...

Похожие статьи

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение...

Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно — воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей. Мотивация — важнейший компонент структуры учебной деятельности...