Практика внедрения межпредметных связей при освоении профессиональных модулей в СПО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, август 2018)

Дата публикации: 10.07.2018

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Малышева Т. В. Практика внедрения межпредметных связей при освоении профессиональных модулей в СПО [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 36-39. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14436/ (дата обращения: 14.12.2019).



Статья содержит информацию об опыте внедрения межпредметных связей в курсовое проектирование, проводимое по специальности СПО в соответствии с ФГОС «Программирование в компьютерных системах»

Ключевые слова: межпредметные связи, курсовое проектирование, комплексные умения, комплексные навыки.

Межпредметная интеграция — необходимое условие современного образовательного процесса. Межпредметная интеграция или межпредметные связи в профессиональном обучении позволяют подготовить специалистов, соответствующих потребностям современного рынка труда. Современные производства требуют от специалистов любого уровня, а особенно программной инженерии, комплексного подхода к решению поставленных задач, применения знаний и умений из разных профессиональных дисциплин. Многосторонние межпредметные связи решают вопрос более качественного приобретения профессиональных и общих компетенций, являются необходимым элементом комплексного видения и решения сложных проблем реальной действительности.

Внедрение межпредметных связей во все формы образовательного процесса СПО становится необходимым при подготовке технических специалистов среднего звена. Установление межпредметных связей с использованием единого понятийного аппарата является требованием новых образовательных стандартов. Основой межпредметных связей должна являться профессионально-квалификационная характеристика будущего специалиста. Учебные программы должны учитывать цели и задачи базовых предприятий и внедрять в содержание учебных и производственных практик, а также курсового проектирования по профессиональным модулям соответствующие разделы. Учебный и познавательный процесс должен строиться в органической связи и с общеобразовательными и общепрофессиональными дисциплинами [1, с. 26]. Внедрение межпредметных связей позволяет повысить с одной стороны профессиональный уровень самого преподавателя и соответственно преподавание его дисциплины, с другой стороны профессиональный и личностный уровень студента.

Использование межпредметных связей может идти по следующим направлениям [2, с. 3]:

  1. Общеобразовательные дисциплины — спецдисциплины;
  2. Общепрофессиональные дисциплины — спецдисциплины;
  3. Спецдисциплины — спецдисциплины.

Практика ведения курсового проектирования по специальности «Программирование в компьютерных системах» позволила выявить необходимые межпредметные связи. В частности, курсовое проектирование, проводимое в соответствии с программой профессионального модуля «Участие в интеграции программных модулей» специальности 09.02.03 показала необходимость учитывать все три направления межпредметных связей. Перечень дисциплин и профессиональных модулей, умения и знания которых использовались в курсовом проектировании, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Перечень дисциплин ипрофессиональных модулей, образующих межпредметные связи

Направление

Дисциплина/ПМ

Спецдисциплина

Общеобразовательные дисциплины — спецдисциплины

Элементы высшей математики

Участие в интеграции программных модулей

Информатика и ИКТ

Теория вероятностей и математическая статистика

Общепрофессиональные дисциплины — спецдисциплины

Операционные системы

Участие в интеграции программных модулей

Основы программирования

Информационные технологии

Теория алгоритмов

Спецдисциплины– спецдисциплины

Разработка и администирование баз данных

Участие в интеграции программных модулей

Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных сетей

Защита информации в автоматизированных системах

Курсовое проектирование реализует продуктивный способ усвоения материала — планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач, оно позволяет эффективно осуществлять многосторонние межпредметные связи, создает условия для интеграции полученных знаний, необходимых в будущей профессиональной деятельности студентов. Заданиями для курсовых работ являлась разработка электронных учебных материалов (репетиторов, экзаменаторов, тестов) по выбранной предметной области средствами визуальной среды программирования. В ходе выполнения курсовых работ студенты должны были:

‒ Построить функционально-информационную модель бизнес-процесса проекта;

‒ Разработать модульную структуру программной системы;

‒ Разработать внешнее информационное обеспечение задачи;

‒ Создать информационные файлы;

‒ Создать базу данных;

‒ Создать графические файлы и мультимедийные файлы;

‒ Разработать структуру интерфейсных окон;

‒ Разработать алгоритмы функциональных модулей;

‒ Реализовать задачу в визуальной среде;

‒ Провести необходимое тестирование на соответствие кода заданной функциональности и степени качества;

‒ Оформить пояснительную записку на разработанные программные средства.

При выполнении перечисленных видов работ использовались умения, полученные в дисциплинах и профессиональных модулях, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

Перечень умений дисциплин ипрофессиональных модулей, используемых вкурсовом проектировании

Дисциплина/ПМ

Умения

Элементы высшей математики

Выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений

Информатика и ИКТ

Применять текстовый редактор, применять графический редактор для создания и редактирования графических файлов, создавать простейшие базы данных, работать с файлами

Теория вероятностей и математическая статистика

Применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач

Операционные системы

Управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователей, управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети

Основы программирования

Работать в среде программирования, реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования

Информационные технологии

Обрабатывать текстовую и числовую информацию, применять мультимедийные технологии обработки и представления информации

Теория алгоритмов

Разрабатывать алгоритмы для конкретных задач

Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных сетей

Осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования, создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль, выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля, оформлять документацию на программные средства, использовать инструментальные средства для автоматизации оформления документации

Разработка и администрирование баз данных

Создавать объекты баз данных в современных СУБД и управлять доступом к этим объектам, работать с современными Case-средствами проектирования БД, формировать и настраивать схему БД, разрабатывать прикладные программы с использованием языка SQL, создавать хранимые процедуры и триггеры на БД, применять стандартные методы для защиты объектов БД

Участие в интеграции программных модулей

Владеть основными методологиями процессов разработки программного обеспечения, использовать методы для получения кода с заданной функциональностью и степенью качества

Защита информации в автоматизированных системах

Классифицировать защищаемую информацию по видам тайны и степеням конфиденциальности, классифицировать основные угрозы безопасности информации

Анализ опыта внедрения межпредметных связей в курсовое проектирование позволил сделать следующие выводы:

‒ Повышается мотивация учащихся к изучению предмета [3];

‒ Активизируется системное мышление студентов;

‒ Формируется научное мировоззрение студентов;

‒ Активизируется использование междисциплинарных знаний и комплексных умений и навыков;

‒ Наиболее полно реализуются профессионально-образовательные возможности каждого студента;

‒ Улучшается методологическая основа преподавателей;

‒ Повышается качество организации учебного процесса.

Литература:

  1. Химматалиев Д. О., Файзуллаев Р. Х., Сафарова С. О., Мадазизова Д. Р., Собиржонова Н. Р. Содержание межпредметных связей в системе профессионального образования // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 2. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/32/110
  2. Ефременко Е. В. Межпредметные связи в учебной деятельности ОУ СПО.- [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id65/Mezhpredmetnye-svjazi-v-uch.- 12.10.2011 7400 26598
  3. Красова Е. С., Зорина Л. Н. Межпредметная интеграция и ее значение в современном образовании.- [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/mezhpredmetnaya-integraciya-i-eyo-znachenie-v-sovremennom-obrazovanii-1718495
Основные термины (генерируются автоматически): курсовое проектирование, связь, модуль, система, программное обеспечение, баз данных, дисциплина, спецдисциплина, математическая статистика, высшая математика.

Ключевые слова

межпредметные связи, курсовое проектирование, комплексные умения, комплексные навыки

Похожие статьи

Технологическое проектирование содержания математической...

Система требований, предъявляемых к содержанию математической подготовки бакалавра

Начальный уровень технологического проектирования содержания математической

Уровень учебных дисциплин — следующий уровень технологического проектирования содержания...

Похожие статьи

Технологическое проектирование содержания математической...

Система требований, предъявляемых к содержанию математической подготовки бакалавра

Начальный уровень технологического проектирования содержания математической

Уровень учебных дисциплин — следующий уровень технологического проектирования содержания...