Практика внедрения межпредметных связей при освоении профессиональных модулей в СПО
Автор: Малышева Татьяна Васильевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 10.07.2018
Статья просмотрена: 235 раз
Библиографическое описание:
Малышева, Т. В. Практика внедрения межпредметных связей при освоении профессиональных модулей в СПО / Т. В. Малышева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14436/ (дата обращения: 25.04.2024).
Статья содержит информацию об опыте внедрения межпредметных связей в курсовое проектирование, проводимое по специальности СПО в соответствии с ФГОС «Программирование в компьютерных системах»
Ключевые слова: межпредметные связи, курсовое проектирование, комплексные умения, комплексные навыки.
Межпредметная интеграция — необходимое условие современного образовательного процесса. Межпредметная интеграция или межпредметные связи в профессиональном обучении позволяют подготовить специалистов, соответствующих потребностям современного рынка труда. Современные производства требуют от специалистов любого уровня, а особенно программной инженерии, комплексного подхода к решению поставленных задач, применения знаний и умений из разных профессиональных дисциплин. Многосторонние межпредметные связи решают вопрос более качественного приобретения профессиональных и общих компетенций, являются необходимым элементом комплексного видения и решения сложных проблем реальной действительности.
Внедрение межпредметных связей во все формы образовательного процесса СПО становится необходимым при подготовке технических специалистов среднего звена. Установление межпредметных связей с использованием единого понятийного аппарата является требованием новых образовательных стандартов. Основой межпредметных связей должна являться профессионально-квалификационная характеристика будущего специалиста. Учебные программы должны учитывать цели и задачи базовых предприятий и внедрять в содержание учебных и производственных практик, а также курсового проектирования по профессиональным модулям соответствующие разделы. Учебный и познавательный процесс должен строиться в органической связи и с общеобразовательными и общепрофессиональными дисциплинами [1, с. 26]. Внедрение межпредметных связей позволяет повысить с одной стороны профессиональный уровень самого преподавателя и соответственно преподавание его дисциплины, с другой стороны профессиональный и личностный уровень студента.
Использование межпредметных связей может идти по следующим направлениям [2, с. 3]:
- Общеобразовательные дисциплины — спецдисциплины;
- Общепрофессиональные дисциплины — спецдисциплины;
- Спецдисциплины — спецдисциплины.
Практика ведения курсового проектирования по специальности «Программирование в компьютерных системах» позволила выявить необходимые межпредметные связи. В частности, курсовое проектирование, проводимое в соответствии с программой профессионального модуля «Участие в интеграции программных модулей» специальности 09.02.03 показала необходимость учитывать все три направления межпредметных связей. Перечень дисциплин и профессиональных модулей, умения и знания которых использовались в курсовом проектировании, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Перечень дисциплин ипрофессиональных модулей, образующих межпредметные связи
Направление |
Дисциплина/ПМ |
Спецдисциплина |
Общеобразовательные дисциплины — спецдисциплины |
Элементы высшей математики |
Участие в интеграции программных модулей |
Информатика и ИКТ |
||
Теория вероятностей и математическая статистика |
||
Общепрофессиональные дисциплины — спецдисциплины |
Операционные системы |
Участие в интеграции программных модулей |
Основы программирования |
||
Информационные технологии |
||
Теория алгоритмов |
||
Спецдисциплины– спецдисциплины |
Разработка и администирование баз данных |
Участие в интеграции программных модулей |
Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных сетей |
||
Защита информации в автоматизированных системах |
Курсовое проектирование реализует продуктивный способ усвоения материала — планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач, оно позволяет эффективно осуществлять многосторонние межпредметные связи, создает условия для интеграции полученных знаний, необходимых в будущей профессиональной деятельности студентов. Заданиями для курсовых работ являлась разработка электронных учебных материалов (репетиторов, экзаменаторов, тестов) по выбранной предметной области средствами визуальной среды программирования. В ходе выполнения курсовых работ студенты должны были:
‒ Построить функционально-информационную модель бизнес-процесса проекта;
‒ Разработать модульную структуру программной системы;
‒ Разработать внешнее информационное обеспечение задачи;
‒ Создать информационные файлы;
‒ Создать базу данных;
‒ Создать графические файлы и мультимедийные файлы;
‒ Разработать структуру интерфейсных окон;
‒ Разработать алгоритмы функциональных модулей;
‒ Реализовать задачу в визуальной среде;
‒ Провести необходимое тестирование на соответствие кода заданной функциональности и степени качества;
‒ Оформить пояснительную записку на разработанные программные средства.
При выполнении перечисленных видов работ использовались умения, полученные в дисциплинах и профессиональных модулях, приведенные в таблице 2.
Таблица 2
Перечень умений дисциплин ипрофессиональных модулей, используемых вкурсовом проектировании
Дисциплина/ПМ |
Умения |
Элементы высшей математики |
Выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений |
Информатика и ИКТ |
Применять текстовый редактор, применять графический редактор для создания и редактирования графических файлов, создавать простейшие базы данных, работать с файлами |
Теория вероятностей и математическая статистика |
Применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач |
Операционные системы |
Управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователей, управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети |
Основы программирования |
Работать в среде программирования, реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования |
Информационные технологии |
Обрабатывать текстовую и числовую информацию, применять мультимедийные технологии обработки и представления информации |
Теория алгоритмов |
Разрабатывать алгоритмы для конкретных задач |
Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных сетей |
Осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования, создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль, выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля, оформлять документацию на программные средства, использовать инструментальные средства для автоматизации оформления документации |
Разработка и администрирование баз данных |
Создавать объекты баз данных в современных СУБД и управлять доступом к этим объектам, работать с современными Case-средствами проектирования БД, формировать и настраивать схему БД, разрабатывать прикладные программы с использованием языка SQL, создавать хранимые процедуры и триггеры на БД, применять стандартные методы для защиты объектов БД |
Участие в интеграции программных модулей |
Владеть основными методологиями процессов разработки программного обеспечения, использовать методы для получения кода с заданной функциональностью и степенью качества |
Защита информации в автоматизированных системах |
Классифицировать защищаемую информацию по видам тайны и степеням конфиденциальности, классифицировать основные угрозы безопасности информации |
Анализ опыта внедрения межпредметных связей в курсовое проектирование позволил сделать следующие выводы:
‒ Повышается мотивация учащихся к изучению предмета [3];
‒ Активизируется системное мышление студентов;
‒ Формируется научное мировоззрение студентов;
‒ Активизируется использование междисциплинарных знаний и комплексных умений и навыков;
‒ Наиболее полно реализуются профессионально-образовательные возможности каждого студента;
‒ Улучшается методологическая основа преподавателей;
‒ Повышается качество организации учебного процесса.
Литература:
- Химматалиев Д. О., Файзуллаев Р. Х., Сафарова С. О., Мадазизова Д. Р., Собиржонова Н. Р. Содержание межпредметных связей в системе профессионального образования // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 2. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/32/110
- Ефременко Е. В. Межпредметные связи в учебной деятельности ОУ СПО.- [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id65/Mezhpredmetnye-svjazi-v-uch.- 12.10.2011 7400 26598
- Красова Е. С., Зорина Л. Н. Межпредметная интеграция и ее значение в современном образовании.- [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/mezhpredmetnaya-integraciya-i-eyo-znachenie-v-sovremennom-obrazovanii-1718495
Ключевые слова
межпредметные связи, курсовое проектирование, комплексные умения, комплексные навыкиПохожие статьи
Технологическое проектирование содержания математической...
Система требований, предъявляемых к содержанию математической подготовки бакалавра
Начальный уровень технологического проектирования содержания математической
Уровень учебных дисциплин — следующий уровень технологического проектирования содержания...
Похожие статьи
Технологическое проектирование содержания математической...
Система требований, предъявляемых к содержанию математической подготовки бакалавра
Начальный уровень технологического проектирования содержания математической
Уровень учебных дисциплин — следующий уровень технологического проектирования содержания...