В статье рассматриваются основные индивидуальные особенности каждого типа темперамента и определены на основе этого ряд практических рекомендаций по индивидуализации процесса обучения курсантов, относящихся к данному типу. Дано понятия темперамента и его типология, рассмотрены основные типы темперамента и их ключевые свойства, а также направления индивидуализации и вопросы их практической реализации в образовательном процессе военного вуза войск национальной гвардии России.
Ключевые слова: индивидуализация, темперамент, характер, способности, личность, курсант, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
Эффективность педагогического воздействия на курсантов военных вузов войск национальной гвардии России находится в прямой зависимости от двух факторов: содержания и динамики самого воздействия и активности содержательных и динамических особенностей обучаемого. Причины внешнего характера практически всегда действуют через посредство внутренних условий. К таким внутренним условиям, например, относятся задатки, способности, индивидуально-типологические свойства нервной системы, а также конституциональные особенности курсантов.
Индивидуализация обучения курсантов является проблемой многоаспектной как в теоретическом, так и в практическом планах и очень противоречивой в попытках ее решения.
Индивидуализация представляет собой очень интересную и занимательную сторону педагогической деятельности, которой нельзя пренебрегать. Индивидуальность человека чрезвычайно многогранна и включает в себя качественные и количественные характеристики. Индивидуальность — это единое целое, неповторимое, уникальное, внутренне согласованное, направленное на реализацию жизненно важных функций самосохранения, развития и разрушения.
Индивидуальный подход является важнейшим психолого-педагогическим принципом, согласно которого в образовательной работе должны учитываться все индивидуальные особенности каждого курсанта.
Среди специфических черт личности, характеризующих поведение человека в условиях социального взаимодействия, ключевая роль отводится именно темпераменту. Он также включает в себя заложенные природой особенности поведения, которые наиболее свойственны данному человеку и находят своё проявление в силе и скорости, возникновении и прекращении, а также изменении динамики, тонуса и уравновешенности реакций на воздействия окружающей природной и социальной среды. Существенным образом темперамент также проявляется и в характере выражения эмоций и мышления, волевого действия и оказывает непосредственное влияние на такие характеристики речи, как темп и ритм, а также участвует в индивидуализации психических проявлений человека. Стоит отметить, что темперамент не характеризует систему мировоззрения, не является показателем значимости и масштаба ценности личности, а также не характеризует её возможности, но выражает динамичность личности. Не находятся в зависимости от темперамента такие явления, как интересы, увлечения, социальные установки и моральная воспитанность личности.
Темпера́мент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — представляет собой устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека [1].
Традиционно принято выделять четыре основных типа темперамента, хотя современная психологическая наука также говорит и о пограничных типах, которым свойственны особенности нескольких типов темперамента. В своей работе мы будем придерживаться классической теории темпераментов, выделяющей такие его типы, как холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
Необходимо отметить, что для темперамента неприменимы такие понятия как хороший или плохой, подходящий или неподходящий. Все типы темперамента равнозначны между собой потому что, они сформировались и сохранились в процессе эволюции, а также у любого типа темперамента есть свойство, компенсирующее некие его отрицательные моменты, а у остальных типов темперамента это свойство вообще не присутствует. Так, например, у меланхолика этим свойством выступает высокая сенситивность, а у сангвиника — пластичность, флегматикам характерна высокая активность, а представителям холерического типа темперамента — энергичность и быстрота.
Для преподавателя военного вуза войск национальной гвардии России чрезвычайно важно знать темперамент курсантов. Это несомненно поможет ему сформировать у каждого из них индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Также, благодаря пластичности нервной системы можно оказывать влияние на темперамент. При этом меры воздействия следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента курсанта и поддерживали сильные его стороны.
Рассмотрим основные индивидуальные особенности каждого из этих типов темперамента и постараемся определить на основе этого основные направления индивидуализации процесса обучения курсантов, относящихся к данному типу.
Для холерического типа темперамента характерна цикличность в деятельности и переживаниях. Курсанты с этим типом темперамента предпочитают находиться в обществе сверстников, а также любят массовые мероприятия. Они также характеризуются обидчивостью и гневом, причём состояние обиды и гнева может быть устойчивым и продолжительным, они также злопамятны, могут быть резкими в отношениях, также им свойственна вспыльчивость, раздражительность и эмоциональная реактивность, что, несомненно, не приветствуется в воинской среде, характеризующейся высокой степенью нормативности поведения, закреплённой в требованиях общевоинских уставов. Курсанты–холерики — это шумные, буйные и неугомонные молодые люди. Однако, курсанты с таким типом темперамента имеют способность погружаться в работу с головой, отдаваться любимому делу и собственному призванию до конца, преодолевая при этом любые возникающие трудности, препятствия.
Ключевые свойства: ускоренный темп реакций, повышенная эмоциональная возбудимость, высокая реактивность и активность, пониженная сенситивность, ригидность, экстравертированность [2].
В ходе разработки методик и технологий индивидуализации процесса обучения с данной категорией необходимо сделать акцент на укреплении процессов торможения, требований доводить дело до завершения, а также обучению приёмам самоконтроля и саморегуляции.
Представители сангвинического типа — это горячие и очень продуктивный деятель, но только в тех случаях, когда дело им действительно интересно. Когда дело перестает их интересовать, или же если требует терпения, усидчивости и кропотливости, носит будничный характер, то сангвиники очень быстро к нему охладевают, становятся скучными, вялыми. Им характерна подвижность, лёгкость в приспособлении к изменяющимся условиям жизни, общительность, способность к быстрому установлению контактов с людьми, а также такие черты, как гибкость ума, остроумие, способность быстро схватывать новое, легко переключать внимание.
Ключевые свойства: ускоренный темп реакций, повышенная эмоциональная возбудимость, высокая реактивность и активность, уравновешенность, пластичность, экстравертированность, пониженная сенситивность [2].
В процессе индивидуализации обучения с данной категорией следует, прежде всего, планировать деятельность с учётом интересов, а также привлекать к активной и творческой деятельности, поддерживать оптимизм.
Чувства флегматиков внешне выражены довольно слабо. Скорость протекания психических процессов у них довольно низкая, темп речи невысокий. Флегматики спокойны, уравновешенны, медлительны, неторопливы, настойчивы, терпеливы. Курсант-флегматик — это упорный труженик.
Ключевые свойства: замедленный темп реакций, пониженная эмоциональная возбудимость, пониженная сенситивность, очень высокая активность, ригидность, интровертированность, низкая реактивность [2].
В ходе индивидуализации процесса обучения с курсантами данной категории, в первую очередь, необходимо умело направлять их поступки и действия, не торопить, давать некоторое время для размышления.
Меланхолик как правило не общителен, замкнут, впечатлителен, обидчив, а также характеризуется слабыми процессами возбуждения и торможения. Меланхолика пугает новая обстановка, новые люди, они склонны уходить в себя, замыкаться в одиночестве. В привычной обстановке курсант — меланхолик может быть хорошим тружеником, успешно справляться с поставленными задачами, однако в условиях внезапных изменений обстановки, которыми буквально пронизана вся военная служба, они зачастую теряются, а то и вовсе не способны к целенаправленной деятельности, что для будущего офицера, безусловно, неприемлемо.
Ключевые свойства: замедленный темп реакций, повышенная эмоциональная возбудимость, интровертированность, повышенная сенситивность, низкие реактивность и активность, ригидность [2].
При разработке индивидуализации процесса обучения с курсантами данной категории следует создавать условия, вызывающие положительные эмоции, способствующие адаптации в коллективе, в общении с людьми.
Таким образом, индивидуализация обучения рассматривается нами, как один из важнейших принципов обучения, а учёт темперамента курсантов в процессе индивидуализации выступает одним из гарантов его эффективности и результативности. Реализация этого принципа предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и форм с учётом общего и особенного в личности каждого курсанта для обеспечения гармоничного, целостного её развития (социально — типичного, индивидуально-своеобразного). Эффективность индивидуализации напрямую зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания курсантов, от установления типа темперамента, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и мастерства педагога.
Литература:
- Небылицын В. Д. Темперамент. // Психология индивидуальных различий. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 153–159.
- Русалов В. М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал. № 1.1989. с. 12.

