Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности учебной деятельности подростков

5. Педагогика общеобразовательной школы
5
Поделиться
Библиографическое описание
Сарсенова, Э. А. Особенности учебной деятельности подростков / Э. А. Сарсенова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/13633.


Система образования любой страны призвана готовить выпускников к активной социальной и профессиональной деятельности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивых люди, которые могут самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. В «Концепции модернизации российского образования» сказано, что «школа — в широком смысле этого слова — должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Появление нового информационного типа общества привело к колоссальным реформам в области современного образования. Международная комиссия по образованию в 21 веке, возглавляемая Жаком Делором, признала, что общество должно преодолеть противоречия между глобальным и местным, всеобщим и индивидуальным, традициями и современностью, а также между невероятным увеличением знаний и способностью человека к их усвоению. В связи с данным положением в сфере образования обозначился более высокий уровень, который стимулирует эффективное участие людей в жизни общества. Универсальные учебные действия требуют умение мыслить и анализировать, умение ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях, умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с группами людей. Современная мировая ситуация настаивает на обучении диалогу и уважению к культуре и традициям других народов, уважению к мнениям и высказываниям других. Умение работать в группе становится важным навыком обучения с тех пор, как мы стали гражданами мира.

Совершенствование учебной деятельности на уроках русского языка, на наш взгляд, требует не только улучшение содержания программы, учебников, но и педагогических технологий. Важно синтезировать теоретические знания с практическим применением. Традиционный подход, где в центре урока остается учитель, который ведет урок в системе «правило-упражнение» не повышает уровня грамотности у современных школьников. Ш.Амонашвили впервые поднял вопрос о педагогике сотрудничества, как ключевой деятельности школы. Учебная задача несет в себе цель, но для осуществления этой цели нужно учесть условие, в котором действие должно осуществиться. В процессе формирования и развития навыков по решению учебных задач изменяется и сам ученик.

В деятельности подростка имеется множество трудностей, но именно на преимуществах данного возраста должны базироваться учебные задачи. От того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина общества. О необходимости концепции «стимул-результат» заговорили в своих трудах В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов. В.Мухина, М.Чошанов, Э.Баранова, Д.Богоявленская и другие. В педагогических трудах они затронули вопрос о важности коммуникативного подхода в образовании, в котором ведущую роль должно уделять самостоятельной исследовательской деятельности. Например, В.Гузеев в своем труде делал акцент на деятельностно-ценностном подходе к обучению, природа которого развивает учеников в новом информационном пространстве, развивает ценностную ориентацию, воспитывает культуру личности.

В.Давыдов считал, структура учебной деятельности включает задачи, сами действия и действия контроля, то есть структура, на его взгляд, упрощена и состоит только из ключевых этапов построения знаний. С точки зрения исследователя, ученик превращается в субъект деятельности, принимая учебные задачи, которые, в свою очередь, связаны с мотивацией к учению. Большое внимание В.Давыдов уделял действию контроля и оцени. С помощью контрольной части занятия выполнялось отслеживание хода действия, обеспечивая, при необходимости, коррекцию результатов.

Со временем теоретическая сторона учебной деятельности фактически приобрела концептуальную значимость и сформировалась в виде различных точек зрения. С.Рубенштейн впервые задумался о взаимосвязи эмоционального и рационального аспекта учебной деятельности, а также о путях преодоления разрыва между ними. А.Леонтьев следовал суждениям С.Рубенштейна и основал следующие положения в доказательство теории:

‒ образное мышление является способом мысли, наряду с понятиями о предмете;

‒ интересы движут мыслительным процессом, потому четко прослеживается связь между динамикой мысли и эмоциональными ощущениями.

Можно заметить, что в основу учебной деятельности положен фактор психологического возраста, что позволяет выработать конкретные требования к организации обучения. Особое внимание уделяется дифференциации и построению индивидуального плана развития с ориентированием на профильное развитие.

Следуя результатам Л.Выготского, можно заключить, что определенный возрастной этап наделен индивидуальными качествами: умственными, мотивационными, эмоциональными. По мнению многих ученых, подростковый период считается одним из самых сложных периодов взросления и обучения. Психологи и педагоги расценивают данный этап развития как трудный, критический. Главное противоречие подросткового периода — переход от детства к зрелости. Несмотря на детскую восприимчивость, внимание школьника среднего возраста достаточно рассеяно, добиться сосредоточенности на уроке становиться сложнее.

Именно к этому периоду относят перестройку организма, формирование иных отношений с взрослыми, расширение интересов, становление моральных норм. На данный момент удалось сформировать два главенствующих фактора, которые ведут к представлению подростком своей взрослости, а конкретно — это сознание своего физического и полового созревания, а также социальные условия, которые дают возможность проявить свою самостоятельность в принятии решений. Н.Лейтс замечает, что только занятие не может увлечь школьника, и возникает необходимость сочетания таких видов деятельности, которая бы гармонировала с самопознанием. В этом случае логичным будет включить игры, свежесть актуализации знаний, привязка навыков к реальной жизни. А.Захаров, детский психолог, утверждает, что ведущей деятельностью этого возраста является система отношений и мотивация к будущему. Наличие элемента самостоятельности на уроке позволит ребенку образ собственного «Я» в соотношении реального и идеального. Это позволит составить некую рефлексию, самоанализ к улучшению своего «Я».

С точки зрения субъекта учебной деятельности, подросток нуждается в утверждении своей уникальности, им движет стремление выделиться, привлечь внимание к своей личности, завоевать авторитет. Если в подобном случае контекст учебной деятельности соответствует внутренним мотивам подростка, — это может усиливать познавательную мотивацию.

А.Петровский продолжает данную тему, заявляя, что в учебной деятельности обязательно должен присутствовать аспект современной жизни. Возможность включения на любом этапе урока отрывков из фильмов, телепередач, чтение свежих новостей и газетных статей помогает подростку связать теоретические знания по предмету и их практическую направленность. П.Блонский писал, что для подростка важно единство мышления и взглядов в процессе постижения теоретических наук. Это значит, что необходимо учитывать групповую направленность учебной деятельности, причем важно сочетать, как самостоятельный выбор групп, так и по усмотрению учителя. Помимо сложностей подросткового возраста, на данном этапе развития есть и положительные стороны. Например, подросток начинает рассуждать гипотетически, использовать дедукцию, размышлять и анализировать ситуацию с разных сторон. П.Блонский отмечает, что именно на данном этапе развития появляется умение мыслить гипотезами. Подросток начинает контролировать и следить за своей речью, вниманием и памятью. Интересно рассмотреть и отношения между учителем и учеником-подростком. Подобные отношения строятся в проекции репродукции и творчества. Важно определить, что подросток, склонный к самопознанию и самоидентефикации, нуждается в поощрении, учителя-друга, наставника, но не будет терпеть тоталитарного контроля, ситуаций, не затрагивающих его собственного интереса или идущих вразрез с его собственными суждениями. Конфликтность, отчужденность, замкнутость — основные подростковые конфликтогены, которые должны избегаться во время учебной деятельности. Каждое учение должно сопровождаться поддержкой, поощрением и индивидуальным подходом к определенным нуждам подростка.

Подводя итоги, мы можем сказать, что определение учебной деятельности достаточно неоднозначно, тем не менее, наиболее распространена формулировка Б.Эльконина, которая утверждает, что учебная деятельность — это вид практической педагогической деятельности в совокупности знаний, умений и навыков. Сущность учебной деятельности заключена в передаче культурного опыта, знаний накопленного человечеством, для последующего практического применения, тем самым цель учебной деятельности вторит целям современной школы — научить учиться. Учебная деятельность несет в себе теоретические знания, которые формируют умения и навыки у ученика, получаемые разными способами обучения. Структура учебной деятельности также неоднозначна. Многие исследователи рассматривали структуру с точки психологии или бихевиоризма. Тем не менее, наиболее актуальна трактовка В.Давыдова, который включил действия контроля и оценки, помимо самого учебного действия и задачи. С.Рубенштейн полагал, что учебная задача должна содержать аспект современной жизни и связана с определенным этапом психологического и возрастного развития ученика.

В связи с этим, можно выделить особенности учебной деятельности в контексте подросткового периода. Н.Лейтс утверждал, что учебная деятельность подростков должна строиться на непрерывном самопознании и саморефлексии, которое позволит сравнить идеальный мир и реальный. Именно системный подход, умение мыслить гипотетически и широта охвата знаний выделяют подростковый возраст и определяют возможность к быстрому запоминанию, схватыванию материала при условии достаточной мотивировки. Учебная деятельность подростков зависит от многих факторов, в том числе мотивации, которая может быть как личной, так и обобщенной, социальной. Поэтому для данного периода важное значение имеет включение разных видов деятельности для активации учебной деятельности подростка через его интеллектуально-эмоциональную деятельность.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова — М.: «Академия», 1999. — 350 с.
  2. Аванесов Р. И. О развитии устной речи / Р. И. Аванесов — М.: «Наука», 1994. — 150 с.
  3. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б. Б. Айсомнтас — М.: «Владос», 2004. — 56 с.
  4. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка в школе / М. Т. Баранов — М.: «Академия», 2000. — 300 с.
  5. Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование / А. У. Варданян — Е.: «Луис», 1996. — 321 с.
  6. Гузеев В. В. Технология образования в современном мире / В. В. Гузеев — В.: «Владивосток», 2009. — 100 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный