Сказки как дополнительный способ развития интереса к изучению иностранного языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, июль 2018)

Дата публикации: 03.07.2018

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Бурцева Н. В. Сказки как дополнительный способ развития интереса к изучению иностранного языка [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — СПб.: Свое издательство, 2018. — С. 30-32. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14427/ (дата обращения: 14.12.2019).



Существует множество способов развития творческих способностей и интереса учащихся к процессу изучения иностранного языка. Один из них — театрально-игровая деятельность — уже представлен мною в сборнике «Теория и практика образования в современном мире: материалы Х Международной научной конференции» (г. Чита, апрель 2018, Молодой учёный), где я рассказала об уроках-инсценировках, кукольных театрах и песнях на уроке иностранного языка.

В этой статье я хотела бы продолжить освещать эту тему. В этот раз речь пойдёт о сказке. В сказках ярко выражается самобытность народа, его культура, нравы и обычаи, моральные принципы, особенности быта и уклада. Вместе с тем в сказках отражены общечеловеческие ценности, которые прививаются детям с ранних лет.

Сказка оказывает воздействие на эмоциональное состояние детей: снижает тревогу и негативные проявления, даёт пищу для восприятия, сопереживания, общения с любимыми героями, для их собственного творчества.

Как известно, все дети и даже некоторые взрослые любят сказки, с интересом их читают, смотрят, а также инсценируют. А интерес как мотив играет важную роль в обучении школьников иностранным языкам. Если детям интересно, они легко преодолевают трудности, хорошо овладевают материалом, у них формируются прочные речевые умения и навыки.

Инсценировка сказок доставляет ученикам большую радость и даёт возможность прочно закрепить лексику и грамматические формы, необходимые для развития навыков и умений устной речи.

С большим удовольствием дети представляют животных из сказок. Они умеют передать их характер, особенности поведения.

Процесс подготовки к первой такой инсценировке я начала с поиска сказки для 3 класса. Выбор пал на сказку «Теремок» (автор Серкова Л. В. журнал “Иностранные языки в школе” № 3 1994 г.), которая известна всем детям, поэтому трудностей с пониманием текста не было. Всем желающим детям поочередно (после отработки лексики и интонации отдельных предложений) была предоставлена возможность сыграть роли всех персонажей.

Таким образом мы достигли хорошего усвоения содержания сказки каждым учеником, и, кроме того, подобрали подходящего кандидата на ту или иную роль.

После того как были выучены слова, отработаны действия и движения, мы приступаем к подготовке декораций, костюмов, масок. Дети талантливы. Они не только хорошо играют, поют, танцуют, но и прекрасно рисуют. После такой подготовки спектакль был готов, и мы показали его ученикам начальной школы, изучающим немецкий язык.

Работа над сказкой Г. Х. Андерсена «Des Kaisers neue Kleider» началась с составления адаптированного сценария, для разработки которого сначала был проанализирован языковой материал сказки. Оказалось, что он не соответствует уровню учеников (планировалось участие учащихся 6 класса) и его необходимо упростить. Сценарий сказки был разбит на отдельные краткие акты, что позволило отрабатывать лексико-грамматический материал в процессе игровых упражнений в специальных ситуациях. Кроме того, учитывая законы драматического жанра, была соблюдена следующая структура сценария: завязка сюжета, основная часть, кульминация и концовка.

Презентация лексики происходила в процессе представления героев и разыгрывания персонажами содержания сказки. Я выписывала, иллюстрировала и называла по-немецки все незнакомые слова. Предъявление лексики сопровождалось мимикой, жестами, если же это не помогало понять смысл слов, то использовался перевод на русский язык. При семантизации данной лексики задача учителя сводилась к тому, чтобы как можно артистичнее и доходчивее представить новый материал. Запоминание сюжета, последовательности действий героев сказки, отдельных речевых оборотов осуществлялось с помощью наглядных символов. Для запоминания языкового материала сказки использовались следующие средства:

‒ усиленная жестикуляция, используемая для усвоения абстрактных понятий, например, с помощью следующей пантомимы запоминается конструкция «Ich habe…» — «Ich habe eine Idee» (дотронуться пальцем до виска), «Ich habe Hunger» (дотронуться до живота);

‒ конструкция «Ich bin…» в выражениях «Ich bin satt» (с довольным лицом поглаживая живот, чуть откинувшись назад), «Bin ich dumm???» (округленные испуганные глаза, покрутить пальцем у виска, произнесение фразы шепотом).

‒ использование рифмованного материала;

(rote Pünktchen, grüne Blätterchen, schőne Blümchen)

‒ визуальная наглядность;

‒ тембр голоса, темп, интонация, эмоциональность.

После того, как были выучены слова, отработаны движения, мы подготовили красивые декорации: трон для короля, уголок для портных, и т. д.

Тщательно готовились костюмы для Короля, Придворных дам, Министра, слуги и двух портняжек. К сказке было подобрано музыкальное сопровождение. В подготовке к спектаклю нам активно помогали родители участвующих детей, что очень важно для успешного проведения такого мероприятия.

Спектакль был готов, и мы с удовольствием показали его сначала в нашей школе, потом на районном уровне, а затем на городском фестивале «Немецкой культуры». Среди зрителей присутствовал немецкий учитель из Германии Отмар Браах. Он похвалил детей за прекрасное исполнение и хороший немецкий язык. Представление доставило удовольствие и зрителям, и участникам, и их родителям, что, конечно же, также повышает интерес к изучению иностранного языка. Моя цель была достигнута.

Большую роль различным приёмам развития творческих способностей на уроках отводят и наши коллеги из Германии. Их методика преподавания ориентирована на упрощение и доступность обучения. Я принимала участие в курсах повышения квалификации учителей немецкого языка, которые проходили в Германии, в городе Йена, и посетила уроки как в школе, так и в гимназии, и в школах нового образца. Уроки были необычны по своей структуре. Учителя разных специальностей проводили уроки в форме театральной постановки: творческой работы или сказки. Материал урока был разделён по степени трудности. Детям были предоставлены виды работы, пути их реализации и свобода выбора. Учащиеся сами оценивали свои возможности и решали, какой вид работы им под силу. Дифференцированный подход к каждому ученику был очевиден.

Помимо этого, я посетила трехчасовой семинар «Märchen im Fremdsprachenunterricht» («Сказки на уроках иностранного языка»), подготовленный доктором Райнером Беттерманном, где он продемонстрировал современные тенденции преподавания путем применения сказок на уроках немецкого языка. Нам было предоставлено несколько видов творческой работы со сказками:

‒ карточная игра «Сказки»;

‒ игра-домино «Сказки»;

‒ «Сказочный алфавит» с заданием написать или нарисовать к каждой букве сказочное слово.

Также было отражено использование современных инновационных технологий:

‒ написание SMS сказочному герою;

‒ отправление письма по электронной почте от лица сказочного персонажа;

‒ заполнение свидетельства о рождении Королевы или Короля;

‒ написание письма, например, Белоснежке;

‒ создание газетного объявления, для которого характерны краткая форма и ряд сокращений, в рубрику «Знакомство» от имени сказочного персонажа.

Все эти виды деятельности очень интересны детям. Они с огромным удовольствием выполняют такие задания. Тем более сказка близка им с детства. Поэтому даже самый зажатый ребёнок начинает медленно включаться в процесс — процесс изучения иностранного языка. И, что немаловажно, снимается страх публичного выступления перед классом, перед зрителями. Ребёнок становится более раскрепощённым, открытым и успешным. А если успешен ученик — успешен и его учитель!

Литература:

  1. Беттерманн Р. Сказки на уроках немецкого языка. Йена, 2004.
  2. Бурдина М. И. Вечер сказок на английском языке./ Иностранные языки в школе. 1996, № 3.
  3. Гайко Н. Сказка учит находить общий язык/ Дошкольное воспитание.2003, № 9.
  4. Карташова В. Н. Сказка на уроке немецкого языка/Иностранные языки в школе. 2006, № 5.
  5. Серкова Л. В. Теремок /Иностранные языки в школе. 1994, № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, иностранный язык, немецкий язык, ребенок, урок, творческая работа, сказочный персонаж, SMS, процесс изучения, языковой материал сказки.

Похожие статьи

Роль народной сказки в обучении учащихся начальной школы...

Ребенок сопереживает и «общается» со сказочными героями, творчески себя при этом реализуя.

Мы считаем, что сказка на уроках немецкого языка дает возможность педагогу превратить «добровольно-принудительный» для ребят процесс обучения в...

Русская народная сказка на уроках русского языка как...

Ключевые слова: русская народная сказка, русский язык как иностранный, лингвострановедческий и культурологический материал, языковые трудности, лексико-грамматические упражнения.

Принципы построения театральной технологии обучения...

Важность театральной технологии преподавания языка на уроке иностранных языков рассматривалась в работах многих учёных методистов: Е. А. Антипиной, А. А. Кононович, А. Кокшенёвой, Н. С. Карпинской, Л. В. Артёмовой, Т. Бардешевой, В. Д. Ботнарь, И. Г. Вечняковой...

Лингвострановедческий аспект изучения сказки (на материале...)

Библиографическое описание: Абышева Е. М. Лингвострановедческий аспект изучения сказки (на материале фольклорных сказок

Впервые сборник вышел в свет в 1991 году, т. е. вполне вероятно, что автор услышал и записал уже переводы данных сказок на французский язык.

Инновационные подходы в обучении дошкольников...

Была разработана «Тетрадь для творческих работ по английскому языку», задания которой помогают детям развивать

Детские рисунки можно использовать в обучении иностранному языку не только как иллюстративный материал, но и как способ развития ассоциативных связей.

Работа с текстом и его чтение на уроках немецкого языка

иностранный язык, материал, текст, вид чтения, чтение, речевая деятельность, аутентичный текст, коммуникативная компетенция

Работа с текстом на уроке немецкого языка: апробация... текст, немецкий язык, иностранный язык, смысловое чтение, рабочая тетрадь...

Приемы театральной педагогики в обучении общению на...

иностранный язык, ребенок, театрализованная деятельность, немецкий язык, урок, театральная деятельность, процесс подготовки, логическое завершение, лексико-грамматический материал, внеклассная работа.

Лингвокультурные особенности русской народной сказки и ее...

Изучению сказочного жанра посвящены работы таких известных русских фольклористов, как В. П. Аникин, К. С. Аксаков, Э. В. Померанцева, В. Я. Пропп, А. И. Никифоров и др.

Большой толковый словарь русского языка С. А. Кузнецова даёт такое определение понятию «сказка»...

Театральная деятельность дошкольников на занятиях по...

английский язык, иностранный язык, ребенок, игра, язык, раннее обучение, ранний возраст, звук, дошкольный возраст, мелкая

Важность театральной технологии преподавания языка на уроке иностранных языков.

Обучающие игры на уроках иностранного языка в начальной...

Похожие статьи

Роль народной сказки в обучении учащихся начальной школы...

Ребенок сопереживает и «общается» со сказочными героями, творчески себя при этом реализуя.

Мы считаем, что сказка на уроках немецкого языка дает возможность педагогу превратить «добровольно-принудительный» для ребят процесс обучения в...

Русская народная сказка на уроках русского языка как...

Ключевые слова: русская народная сказка, русский язык как иностранный, лингвострановедческий и культурологический материал, языковые трудности, лексико-грамматические упражнения.

Принципы построения театральной технологии обучения...

Важность театральной технологии преподавания языка на уроке иностранных языков рассматривалась в работах многих учёных методистов: Е. А. Антипиной, А. А. Кононович, А. Кокшенёвой, Н. С. Карпинской, Л. В. Артёмовой, Т. Бардешевой, В. Д. Ботнарь, И. Г. Вечняковой...

Лингвострановедческий аспект изучения сказки (на материале...)

Библиографическое описание: Абышева Е. М. Лингвострановедческий аспект изучения сказки (на материале фольклорных сказок

Впервые сборник вышел в свет в 1991 году, т. е. вполне вероятно, что автор услышал и записал уже переводы данных сказок на французский язык.

Инновационные подходы в обучении дошкольников...

Была разработана «Тетрадь для творческих работ по английскому языку», задания которой помогают детям развивать

Детские рисунки можно использовать в обучении иностранному языку не только как иллюстративный материал, но и как способ развития ассоциативных связей.

Работа с текстом и его чтение на уроках немецкого языка

иностранный язык, материал, текст, вид чтения, чтение, речевая деятельность, аутентичный текст, коммуникативная компетенция

Работа с текстом на уроке немецкого языка: апробация... текст, немецкий язык, иностранный язык, смысловое чтение, рабочая тетрадь...

Приемы театральной педагогики в обучении общению на...

иностранный язык, ребенок, театрализованная деятельность, немецкий язык, урок, театральная деятельность, процесс подготовки, логическое завершение, лексико-грамматический материал, внеклассная работа.

Лингвокультурные особенности русской народной сказки и ее...

Изучению сказочного жанра посвящены работы таких известных русских фольклористов, как В. П. Аникин, К. С. Аксаков, Э. В. Померанцева, В. Я. Пропп, А. И. Никифоров и др.

Большой толковый словарь русского языка С. А. Кузнецова даёт такое определение понятию «сказка»...

Театральная деятельность дошкольников на занятиях по...

английский язык, иностранный язык, ребенок, игра, язык, раннее обучение, ранний возраст, звук, дошкольный возраст, мелкая

Важность театральной технологии преподавания языка на уроке иностранных языков.

Обучающие игры на уроках иностранного языка в начальной...