Самообразование современного педагога как залог успешного учебного процесса | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гацаева Р. Г., Логинова Ю. А., Бельгисова Е. А., Петрова Н. В. Самообразование современного педагога как залог успешного учебного процесса [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — СПб.: Свое издательство, 2018. — С. 49-52. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14396/ (дата обращения: 20.10.2019).



Мастерство учителя — это специальность, которой надо учиться [1].

А. С. Макаренко

Что составляет основу профессии учителя? Знание предмета? Естественно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение слушать, понимать, и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Однозначно. А ещё учитель всегда должен оставаться молодым в своей работе — идти в ногу со временем, не останавливаться на достигнутых результатах, всегда быть в поиске новых методик обучения. В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, учитель должен быть компетентен во многих вопросах. И поэтому современный педагог — это непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового и желающая эти новые знания передавать своим ученикам. Это человек, который готов не только учить, но и учиться сам. «Уровень знаний современных школьников прямо пропорционален уровню самообразования учителя, который будет стремиться передать ученикам всё то, что узнаёт сам. Поэтому самообразование — неотъемлемая, профессиональная функция учителя, это условие для его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности его воспитанников» [2]. «Уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма». [7]

«Самообразование — это целенаправленный и определенным образом организованный процесс приобретения необходимых в профессиональной деятельности знаний, формирования умений и навыков путем самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне него» [3]. Самообразование — один из добровольных путей повышения профессионального мастерства педагога. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. И каждый педагог сам выбирает пути повышения мастерства, которые ему более близки и интересы. Готовность педагога работать в современных условиях определяется не только его умениями выполнять те или другие операции. [12]

«Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

– Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации

– Желание творчества. Учитель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

– Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»

– Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

– Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

– Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды — все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

– Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет

постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?» [4].

Мы провели опрос среди учителей нашего учебного заведения. И выяснили, какие мотивы преобладают в педагогическом коллективе нашей школы. «За основу были взяты общепринятые мотивы, побуждающие потребность самообразования». [8]

Таблица 1

Мотивы, побуждающие потребность самообразования

Название

Ежедневная работа синформацией

Желание творчества

Изменения, происходящие вжизни общества

Конкуренция

Общественное мнение

Материальное стимулирование

Интерес

Степень влияния в %

15 %

10 %

18 %

16 %

15 %

14 %

16 %

«Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.

– Профессиональное (предмет преподавания)

– Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)

– Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)

– Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

– правовое

– Эстетическое (гуманитарное)

– Историческое

– Иностранные языки

– Политическое

– Информационно-компьютерные технологии

– Охрана здоровья

– Интересы и хобби

Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями». [9]

«Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:

– Чтение конкретных педагогических периодических изданий

– Чтение методической, педагогической и предметной литературы

– Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий

– Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы

– Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

– Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов

– Систематическое прохождение курсов повышения квалификации» [5].

«Так же нужно учитывать следующие виды деятельности

– Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег

– Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету

– Изучение информационно-компьютерных технологий

– Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету

– Ведение здорового образа жизни, занятия спортом. Болезни — большое препятствие для профессионального роста» [10].

Каждая деятельность не имеет смысла, если в ее результате не создается определённый продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список планируемых результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Конечно, самым эффективным способом показать результаты учительского творчества является размещение материалов в сети Интернет. Возможность разместить свои уникальные разработки, дидактический материал в сети позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами [13].

«Каковы могут быть результаты самообразования учителя:

– повышение качества преподавания предмета;

– разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

– разработка новых форм, методов и приемов обучения;

– доклады, выступления;

– разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

– разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

– проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

– повышение престижа образовательного учреждения». [11]

По завершении работы необходимо написать отчёт, который будет состоять из подведения итогов проделанной работы, обобщения и систематизации опыта и перечня рекомендаций для других педагогов. Отчёт может быть представлен в форме доклада и презентации перед педагогическим коллективом (методическое объединение, педагогический совет).

«Стоит заметить, профессиональное самосовершенствование не сводится к заполнению отчётной документации, подготовке докладов и презентаций. Смысл многогранной работы по самообразованию в том, чтобы стать плодотворным импульсом к повышению уровня профессионального мастерства педагога и совершенствованию его личностных качеств». [6]

Настоящий профессионал своего дела способен на проведение самоанализа, замечает не только позитивные, но и негативные стороны своей деятельности. Такой человек прислушается к здоровой критике, сделает выводы и попытается преодолеть слабые стороны характера, препятствующие дальнейшему развитию. Уважающий себя педагог старается освоить эффективные методы работы, повысить качество преподавания, пытается найти подход к каждому ребёнку. Важно, чтобы все участники образовательного процесса не забывали, что главная цель инновационных технологий, интерактивных уроков, профессионального роста и развития — это полноценное развитие детей в благоприятной и дружественной психологической атмосфере.

Литература:

1. Самообразование и ФГОС // Методическая копилка. URL: https://www.metod-kopilka.ru/samoobrazovanie_pedagoga_v_usloviyah_realizacii_fgos-27781.htm

2. Тарасова О. Г. Самообразование педагога — главная составляющая учебного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 5. — С. 156–159. — URL: http://e-koncept.ru/2017/770129.htm.

3. Комаров Е. Организация, психология и технологии самообразования человека работающего // Управление персоналом. 2001. № 4.

4. Самообразование учителя // Педсовет. URL: https://pedsovet.org/forum/topic302.html

5. Презентация «Самообразование современного учителя» // kopilkaurokov.ru. URL: https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/presentacii/priezientatsiia-samoobrazovaniie-sovriemiennogho-uchitielia

6. Самообразование учителя начальных классов по ФГОС // Педагогика. URL: https://paidagogos.com/?p=18259

7. Совершенствование педагогического мастерства // kopilkaurokov.ru. URL: https://kopilkaurokov.ru/zavuchu/meropriyatia/piedaghoghichieskii-soviet-soviershienstvovaniie-piedaghoghichieskogho-mastierstva-uchitieliei-chieriez-samoobrazovatiel-nuiu-dieiatiel-nost

8. Доклад на тему: «Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей в области предмета и методики преподавания» // ИНФОУРОК. URL: https://infourok.ru/doklad-s-prezentaciey-na-temuneprerivnoe-sovershenstvovanie-urovnya-pedagogicheskogo-masterstva-uchiteley-v-oblasti-predmeta-i-m-435808.html

9. Презентация «Самообразование современного учителя» // kopilkaurokov.ru. URL: https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/presentacii/priezientatsiia-samoobrazovaniie-sovriemiennogho-uchitielia

10. «Совершенствование педагогического мастерства учителей через самообразовательную деятельность» // nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/01/24/sovershenstvovanie-pedagogicheskogo

11. Педагогический совет // kopilkaurokov.ru. URL: https://kopilkaurokov.ru/zavuchu/meropriyatia/piedaghoghichieskii-soviet-soviershienstvovaniie-piedaghoghichieskogho-mastierstva-uchitieliei-chieriez-samoobrazovatiel-nuiu-dieiatiel-nost

12. Культура педагога // nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2013/07/13/papo-kultura-pedagoga

13. Культура педагога // Самообразование. URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/ %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8C %D0 %B8/609103/

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, профессиональный рост, профессиональное мастерство педагога, педагогический коллектив, общественное мнение, материальное стимулирование, мастерство учителя, желание творчества, ежедневная работа, вид деятельности.

Похожие статьи

Педагогическое стимулирование | Статья в журнале...

Мотивация профессионального совершенствования педагогов ДОУ. Успешность профессиональной педагогической деятельности зависит от мотивации, целеполагания и стремления к росту и достижениям (А. К. Маркова).

Мотивация творческой деятельности в педагогическом...

профессионально-педагогическая направленность, профессиональная направленность, педагогическая направленность, педагогическая деятельность, профессиональная подготовка, процесс формирования... Творчество в деятельности современного педагога.

К вопросу о мотивации трудовой деятельности педагога

социальный педагог, профессиональная деятельность, социально-педагогическая деятельность, социальная сфера, профессиональное самосознание, социальная работа... Социально-педагогические аспекты профессионализации... Социальная педагогика как наука...

Мотивация профессионального совершенствования педагогов...

Мотивация профессионального совершенствования педагогов ДОУ. Авторы: Родихина Эльвира Анасовна, Прялухина Алла Вадимовна.

Мотивация, по мнению Роббинза Стивена, является готовностью (желанием) человека выполнять какую- либо определенную работу...

Мотивация профессионального развития педагогов как...

работа, таблица, педагог, мотивация, администрация школы, профессиональный рост, профессиональное развитие, педагогический коллектив, образовательная организация, заработная плата.

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство». Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Мастерство педагога в решении...

педагог, педагогическая деятельность, элемент, воспитанник, актерское мастерство педагога, педагогический процесс, актерское мастерство, педагогический артистизм, профессиональное мастерство... Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко)...

Творчество в деятельности современного педагога

Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации...

Эффективные формы методической работы с педагогами...

Ключевые слова: формы работы, компетентный педагог, дошкольные образовательные учреждения, профессиональная деятельность, профессиональное мастерство.

Похожие статьи

Педагогическое стимулирование | Статья в журнале...

Мотивация профессионального совершенствования педагогов ДОУ. Успешность профессиональной педагогической деятельности зависит от мотивации, целеполагания и стремления к росту и достижениям (А. К. Маркова).

Мотивация творческой деятельности в педагогическом...

профессионально-педагогическая направленность, профессиональная направленность, педагогическая направленность, педагогическая деятельность, профессиональная подготовка, процесс формирования... Творчество в деятельности современного педагога.

К вопросу о мотивации трудовой деятельности педагога

социальный педагог, профессиональная деятельность, социально-педагогическая деятельность, социальная сфера, профессиональное самосознание, социальная работа... Социально-педагогические аспекты профессионализации... Социальная педагогика как наука...

Мотивация профессионального совершенствования педагогов...

Мотивация профессионального совершенствования педагогов ДОУ. Авторы: Родихина Эльвира Анасовна, Прялухина Алла Вадимовна.

Мотивация, по мнению Роббинза Стивена, является готовностью (желанием) человека выполнять какую- либо определенную работу...

Мотивация профессионального развития педагогов как...

работа, таблица, педагог, мотивация, администрация школы, профессиональный рост, профессиональное развитие, педагогический коллектив, образовательная организация, заработная плата.

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство». Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Мастерство педагога в решении...

педагог, педагогическая деятельность, элемент, воспитанник, актерское мастерство педагога, педагогический процесс, актерское мастерство, педагогический артистизм, профессиональное мастерство... Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко)...

Творчество в деятельности современного педагога

Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации...

Эффективные формы методической работы с педагогами...

Ключевые слова: формы работы, компетентный педагог, дошкольные образовательные учреждения, профессиональная деятельность, профессиональное мастерство.