Оценка удовлетворенности студентов организацией и проведением итоговой аттестации по дисциплине «Хирургия полости рта» | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, июль 2018)

Дата публикации: 15.06.2018

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Шнейдер О. Л., Костина И. Н. Оценка удовлетворенности студентов организацией и проведением итоговой аттестации по дисциплине «Хирургия полости рта» [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — СПб.: Свое издательство, 2018. — С. 44-49. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14360/ (дата обращения: 16.08.2018).



Для подготовки специалиста компетентностный подход в обучении является актуальным в связи с модернизацией медицинского образования в России, направленным на обеспечение квалифицированными кадрами для выполнения трудовых функций. При этом появляется необходимость оценивания сформированности компетенций у обучающихся [3]. Выбор инструментов оценки развития компетенций составляет значительную трудность [1, 6]. В содержание компетенций входят не только знания, но также умения и навыки [1]. Современные требования подготовки врача в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего образовании Российской Федерации формируются в соответствии со специальностью (направлением) подготовки в соответствии с государственной политикой и нормативно-правовым регулированием в сфере образования [3, 5].

При изучении дисциплины «Хирургия полости рта» основной целью является обучение врачебной деонтологии, развитие профессиональных компетенций, формирование начальных профессиональных мануальных навыков, а также готовности к реализации практической деятельности. Кроме того, учитывается персональная готовность студентов, а также их усилия в самостоятельной подготовке к итоговой аттестации (экзамену) [2, 4].

В соответствии с учебной программой студентами 3 и 4-го курсов стоматологического факультета изучается дисциплина «Хирургия полости рта» в течение 5, 6, 7 семестров обучения. Общая трудоемкость дисциплины «Хирургия полости рта» составляет 1241 час.

Анализ успеваемости студентов 4-го курса (табл.1) по результатам окончания обучения в осеннем 7-ом семестре по дисциплине «Хирургия полости рта» в 2017–2018 учебном году демонстрирует более низкий уровень теоретической подготовки обучающихся по сравнению с предыдущими годами. При этом процент студентов, не допущенных к сдаче экзамена, несколько снизился.

Таблица 1

Показатели успеваемости студентов по дисциплине «Хирургия полости рта» восеннем семестре вразные годы

№ п/п

Показатель

Количество студентов

2015 год

2016 год

2017 год

1.

Студенты, набравшие к началу сессии 60 и более баллов

42,9 %

48,2 %

22,5 %

2.

Студенты, набравшие к началу сессии от 40 до 59 баллов

44,4 %

43,3 %

71,2 %

3.

Студенты, набравшие к началу сессии менее 40 баллов и не допущенные к экзамену

12,7 %

8,4 %

6,3 %

По окончании изучения дисциплины в период зимней сессии проводится итоговая аттестация (экзамен) [2, 4]. В 2017–2018 учебном году итоговая аттестация по дисциплине «Хирургия полости рта» включала три этапа: онлайн-тестирование, собеседование по ситуационной задаче, оценка практических навыков.

По завершении итоговой аттестации студентов 4 курса стоматологического факультета УГМУ по дисциплине «Хирургия полости рта»было проведено анонимное анкетирование 56 (70 %) обучающихся. Для изучения мнения студентов использована ранее разработанная преподавателями кафедры анкета, включающая первый блок вопросов по подготовке и самоподготовке к курсовому экзамену и второй блок вопросов по проведению курсового экзамена (всего 14 вопросов) [2, 4].

При самоподготовке к экзамену большинство студентов использовали учебники, лекционный материал, ситуационные задачи из сборника, дополнительные занятия с преподавателями (рис. 1).

Рис.1. Использование информационных ресурсов при подготовке к экзамену

При подготовке к экзамену 55,4 % респондентов использовали учебный материал на электронных и бумажных носителях. 42,9 % студентов использование только бумажные носители информации. Только электронные ресурсы использовали 21,4 % респондентов. При этом большинство опрошенных студентов (96,4 %) указали значительную пользу лекционного материала при подготовке к экзамену. Все студенты (100 %) подчеркнули пользу практических занятий при подготовке к экзамену. Необходимо отметить не достаточное использование студентами электронного сборника задача для подготовки к итоговой аттестации.

При анализе длительности самоподготовки к экзамену установлено, что большая часть студентов (71,4 %) готовилась к экзамену перед началом зимней сессии (январские праздники). В тоже время 66,1 % студентов проводили самоподготовку в течение цикла обучения по дисциплине в осеннем семестре.

Важно отметить, что в ходе консультаций перед экзаменом 44,6 % респондентов получили разъяснения некоторых теоретические вопросы, 33,9 % студентов получили ответы на заданные вопросы, 16,1 % студентов получили разъяснения по практическим вопросам. 5,4 % студентов в ходе консультаций разобрали рентгенограммы (рис. 2).

Рис. 2. Значимость консультаций перед курсовым экзаменом

При прохождении итоговой аттестации наиболее сложной для студентов (44,6 %) оказалась сдача онлайн-теста (рис. 3). 33,9 % студентов испытывали сложности при собеседовании по ситуационной задаче. Ряд студентов (16,1 %) испытывали сложности при чтении рентгенограмм. Трудности при сдаче практических навыков испытали 7,1 % студентов.

Рис. 3. Трудности при прохождении студентами этапов итоговой аттестации

Большинство студентов (75 %) удовлетворены взаимоотношением «студент — экзаменатор», частично удовлетворены — 17,9 % студентов, не удовлетворены — 5,4 % студентов (рис. 4). Полностью удовлетворены полученной отметкой на экзамене 60,7 % студентов, частично удовлетворены — 7,1 % студентов, затруднились ответить — 21,4 % студентов.

Рис. 4. Удовлетворенность отношением студент-экзаменатор при сдаче экзамена

По мнению 37,7 % студентов отметка, полученная на экзамене, полностью отражает полученный ими уровень знаний по дисциплине, частично отражает — 26,8 % респондентов.

50 % студентов, указали что дисциплина «Хирургия полости рта» им очень нравится (рис. 5). У 37,7 % отношение к указанной дисциплине не изменилось, лишь 7,1 % респондентов указали, что данная дисциплина трудна для изучения. Ряд студентов (5,4 %) после прохождения итоговой аттестации решили углубленно заниматься хирургической стоматологией и посещать СНО кафедры.

Рис. 5. Отношение студентов к дисциплине «Хирургическая стоматология» после сдачи экзамена

В анонимных анкетах, предложения по улучшению качества подготовки и проведения итоговой аттестации по дисциплине «Хирургия полости рта» опрошенные студенты не указали.

Рис. 6. Результаты итоговой аттестации по дисциплине «Хирургия полости рта» в 2017–2018 учебном году

Средний балл по результатам итоговой аттестации (экзамена) студентов 4 курса стоматологического факультета по дисциплине «Хирургия полости рта» составил 4,2 в 2017–2018 учебном году. Успеваемость студентов по дисциплине составила 85,5 %. Количество повышенных отметок составило 70,4 %, удовлетворительных отметок — 21,2 %, неудовлетворительных отметок — 8,4 % (рис. 6).

Результаты анкетирования студентов 4 курса стоматологического факультета выявили определенные проблемы при подготовке и сдаче итоговой аттестации по дисциплине «Хирургия полости рта», а также сформулировать возможные корректирующие мероприятия для улучшения самоподготовки и результатов аттестации студентов (табл. 2).

Таблица 2

Проблемы икорректирующие мероприятия

 Недостаточно активное использование студентами электронных ресурсов в процессе обучения по дисциплине и при подготовке к экзамену

Проведение анкетирования студентов в осеннем семестре для оценки возможных причин более редкого использования электронных ресурсов. Отработка навыков использования электронных ресурсов на практических занятиях (навык входа на educa, teleclinica, знание логина, пароля студентами, контроль навыка работы с тестами, электронными учебниками, пособиями, сборником задач).

 У студентов вызывает сложность решение ситуационных задач и собеседование с экзаменатором

На каждом практическом занятии по дисциплине выделить 40 мин. на решение ситуационной задачи, при выполнении домашнего задания студенту рекомендовать прорешать одну ситуационную задачу из электронного сборника ситуационных задач на учебном портале educa, teleclinica. Проводить обсуждение клинических ситуационных задач с использованием методик ролевой игры, круглого стола и клинической конференции.

 Сложность при сдаче онлайн-теста

На последнем практическом занятии цикла проводить репетиционное онлайн-тестирование студентов в течение 40–50 мин. в компьютерном классе кафедры.

Проведение корректирующих мероприятий по улучшению самоподготовки студентов к итоговой аттестации позволит улучшить их владение информационно-коммуникационными технологиями в процессе обучения, приобрести алгоритм решения ситуационных задач, заданий в тестовой форме. Все это позволит повысить качество обучения студентов по дисциплине «Хирургия полости рта», повысить интерес к профильной дисциплине.

Литература:

  1. Белкина В.Н, Моисеева Ю. А. Подходы к оценке уровня развития профессиональных компетенций у студентов // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2014. — Т.20. — С.100–102.
  2. Дрегалкина А. А. Удовлетворенность студентов организацией и проведением итоговой аттестации по дисциплине «Хирургия полости рта» // Вестник УГМУ. — 2017. — № 4. — С.8–10.
  3. Замятин А. М. Система оценки компетенций студентов ВПО. Обзор достижений и нерешенных задач //Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С.418–420.
  4. Костина И. Н. Оценка качества подготовки специалиста по дисциплине «Хирургия полости рта» через анкетирование студентов 4 курса стоматологического факультета // Материалы VIII Международной научной конференции «Проблемы и перспективы развития образования». — Краснодар, 2016. — С.249–250.
  5. Останина С. А. Организация самостоятельной работы студентов творческих ВУЗов в условиях реализации ФГОС ВО третьего поколения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. — № 6. — С.68–72.
  6. Протасова Т. В. Проблемы и перспективы инновационных технологий оценивания образовательных результатов // Материалы VII Учебно-методической конференции Кемеровской государственной медицинской академии «Технологии оценки сформированности компетенций у обучающихся медицинского ВУЗа». — Кемерово, 2015. — С.138–141.
Основные термины (генерируются автоматически): итоговая аттестация, студент, дисциплина, экзамен, ситуационная задача, стоматологический факультет, подготовка, начало сессии, курсовой экзамен, сдача экзамена.

Похожие статьи

Оценка качества подготовки специалиста по дисциплине...

итоговая аттестация, экзамен, сдача экзамена, респондент, стоматологический факультет, дисциплина, проведение, лекционный материал, тестовая форма, хирургическая стоматология.

Решение ситуационной задачи на квалификационном экзамене

Для удобства подготовки экспертов опубликован «Необходимый минимум навыков для решения ситуационных задач при проведении второго этапа квалификационного экзамена аттестации экспертов в области промышленной безопасности» (http...

Оценка работодателями сформированности профессиональных...

Ежегодно после сдачи итоговой аттестации по дисциплине «Хирургия полости рта» в зимнюю сессию на 7 семестре обучения студенты 4 курса стоматологического факультета проходят производственную практику в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга.

Демонстрационный экзамен студента как отражение...

Данный демонстрационный экзамен ставит две основные задачи перед студентами: достойно продемонстрировать свои знания по профессии, тем самым подтвердить профессионализм преподавателей, которые вкладывали свои знания и навыки в студентов...

Необходимы ли экзамены? (Исторический экскурс вопроса)

Сдача предметов по частям, конечно же, облегчает сдачу экзаменов, однако лишает возможности экзаменатора и самого студента проверить степень усвоения предмета в целом, овладения его научными основами, понимания связи его с другими научными дисциплинами...

Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной...

Основные термины (генерируются автоматически): студент, учебный стресс, учебная деятельность, экзаменационная сессия, стресс, свежий воздух, психолого-педагогический факультет, учебная

студенты, стресс, учебный стресс, учебная деятельность, экзамен.

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных...

В стрессовых ситуациях, к которым без сомнения относится ситуация сдачи экзаменов (в особенности в период первой сессии), негативные психологические состояния у студентов наблюдаются задолго до начала самих экзаменов и постепенно прогрессируют...

Анализ причин затруднений учащихся при сдаче экзамена по...

Основными проблемами этапа подготовки экзамена по математике в формате ОГЭ являются

Математика — одна из самых сложных школьных дисциплин, вызывающая трудности у многих учащихся

Система подготовки учащихся к итоговой аттестации

Рассмотреть новые требования к сдаче итоговых экзаменов. Определить главные тезисы профессионального стандарта педагога в свете требований ФГОС к подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Оценка качества подготовки специалиста по дисциплине...

итоговая аттестация, экзамен, сдача экзамена, респондент, стоматологический факультет, дисциплина, проведение, лекционный материал, тестовая форма, хирургическая стоматология.

Решение ситуационной задачи на квалификационном экзамене

Для удобства подготовки экспертов опубликован «Необходимый минимум навыков для решения ситуационных задач при проведении второго этапа квалификационного экзамена аттестации экспертов в области промышленной безопасности» (http...

Оценка работодателями сформированности профессиональных...

Ежегодно после сдачи итоговой аттестации по дисциплине «Хирургия полости рта» в зимнюю сессию на 7 семестре обучения студенты 4 курса стоматологического факультета проходят производственную практику в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга.

Демонстрационный экзамен студента как отражение...

Данный демонстрационный экзамен ставит две основные задачи перед студентами: достойно продемонстрировать свои знания по профессии, тем самым подтвердить профессионализм преподавателей, которые вкладывали свои знания и навыки в студентов...

Необходимы ли экзамены? (Исторический экскурс вопроса)

Сдача предметов по частям, конечно же, облегчает сдачу экзаменов, однако лишает возможности экзаменатора и самого студента проверить степень усвоения предмета в целом, овладения его научными основами, понимания связи его с другими научными дисциплинами...

Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной...

Основные термины (генерируются автоматически): студент, учебный стресс, учебная деятельность, экзаменационная сессия, стресс, свежий воздух, психолого-педагогический факультет, учебная

студенты, стресс, учебный стресс, учебная деятельность, экзамен.

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных...

В стрессовых ситуациях, к которым без сомнения относится ситуация сдачи экзаменов (в особенности в период первой сессии), негативные психологические состояния у студентов наблюдаются задолго до начала самих экзаменов и постепенно прогрессируют...

Анализ причин затруднений учащихся при сдаче экзамена по...

Основными проблемами этапа подготовки экзамена по математике в формате ОГЭ являются

Математика — одна из самых сложных школьных дисциплин, вызывающая трудности у многих учащихся

Система подготовки учащихся к итоговой аттестации

Рассмотреть новые требования к сдаче итоговых экзаменов. Определить главные тезисы профессионального стандарта педагога в свете требований ФГОС к подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации.

Задать вопрос