Организация семейного клуба как формы взаимодействия с семьями воспитанников в развитии игровой деятельности дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Балабанова, О. М. Организация семейного клуба как формы взаимодействия с семьями воспитанников в развитии игровой деятельности дошкольников / О. М. Балабанова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14336/ (дата обращения: 19.04.2024).



Целью педагогической деятельности является формирование навыков полноценной игровой деятельности детей дошкольного возраста в процессе построения организация эффективного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

‒ Создание условий для полноценного формирования игровой деятельности дошкольников,

‒ Разработка и проверка в практической деятельности технологии работы с семьями воспитанников по формированию игровой деятельности у детей дошкольного возраста.

Необходимо было организовать деятельность так, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса. В этом процессе велика роль педагога, многое зависит от его педагогических знаний и умений налаживать контакт с родителями, заинтересовать в предстоящем событии, подчеркивать особенность и исключительность каждого ребенка; от его умений создать ситуацию активного взаимодействия, побуждать родителей к самостоятельному проявлению инициативы, творчества в процессе сотрудничества ДОУ и семьи. Включение членов семей воспитанников в деятельность дошкольного учреждения должно быть разнообразным, поэтому эффективным является использование различных (традиционных и нетрадиционных) форм взаимодействия.

Для выявления готовности родителей детей сотрудничать с педагогами в деле организации игровой деятельности было проведено анкетирование родителей. В опроснике было предложено обозначить проблемы, с которыми они сталкиваются при организации игровой деятельности детей в семье, а также выразить собственное отношение к значимости игры для развития детей. Результаты опроса показали следующее: родители не используют возможности семейного воспитания для развития игровой деятельности детей, не знают игр своих детей, некоторые дали типовые либо обобщенные ответы, многие назвали игрой любую деятельность ребенка: рисование, просмотр мультфильмов, игры в компьютер или просто баловство. Причиной собственной незаинтересованности в эффективности развития игровой деятельности многие родители объясняли отсутствием у них педагогических знаний. Таким образом, результаты опроса свидетельствовали о том, что родители не считают игру основой развития собственных детей, и подтолкнули к мысли о необходимости организации эффективного сотрудничества с родителями в целях формирования игровой деятельности детей как важнейшего средства всестороннего развития дошкольников. Исходя из трудностей, заявленных родителями, и их предпочтений сотрудничества, были определены следующие задачи:

‒ Раскрыть для родителей значимость игровой деятельности в развитии ребёнка-дошкольника

‒ Познакомить родителей с современным опытом поддержки и развития ребёнка в различных видах игр

‒ Научить родителей практическим способам организации и руководства детскими играми

‒ Разработать и проверить в практической деятельности методику работы с семьями воспитанников по формированию игровой деятельности дошкольников.

Для того, чтобы пробудить интерес родителей к проблемам игрового взаимодействия с детьми, был проведён опрос «Игры из моего детства». Нужно отметить, что родители охотно предались воспоминаниям и делились ими друг с другом и с детьми, вспоминали правила и организацию игр их детства. Так, в детстве мам и пап широко были распространены такие игры, как “Салки”, “Прятки”, “Казаки-разбойники”, ”Фанты”, “Третий лишний”, а также классы и резиночки.

Всеобщее затруднение вызвал вопрос “ Любимая игра вашей семьи”. 15 % опрошенных родителей назвали обучающие игры, способствующие формированию познавательной сферы ребенка и его подготовке к школе. К сожалению, большинство родителей соглашались с тем, что у них отсутствует интерес к совместным играм с детьми, многие объясняли это недостатком времени, отсутствием опыта организации совместной игровой деятельности.

Для того чтобы исправить данную ситуацию, научить родителей организовывать игру и самим играть с детьми был создан семейный клуб для родителей — игровой абонемент «Школа дошкольных наук», что явилось вторым этапом работы. В основу методики были положены рекомендации Н.А Реуцкой, М.П Покатиловой, О.Е Булыковой «Школа успешных родителей». Цель работы абонемента — привлечь внимание родителей к значимости детской игры, её роли в жизни ребёнка.

Задачами работы абонемента стали: овладение родителями опытом поддержки развития ребенка в разных видах игр; овладение практическими способами поддержки сюжетно-ролевых, подвижных игр и игр-экспериментирований в семье. Занятия в «Школе дошкольных наук» проводились четыре раза в год. Родителям предлагалось поразмышлять над предложенными для их внимания проблемами, узнать о разных видах игр и взглядах на игру педагогов, психологов и выдающихся личностей, задать интересующие их вопросы. Занятия проходили в очной (в группе, на участке) и заочной форме (в родительских уголках, на стендах, в передвижных папках). Папки — передвижки, стенды для родителей постоянно пополнялись рекомендациями по обогащению содержания игровой деятельности. Здесь родители могли найти рекомендации по подбору игрушек, описания игр, которые они могут провести с ребенком по дороге домой, в транспорте, в минуты семейного отдыха вечером или в выходные дни. Такая информация не только сообщала родителям научные факты, но и давала практически значимые рекомендации по различным аспектам развития игровой деятельности детей, родители получали знания по способам и формам организации игры, приобретали практические умения и навыки взаимодействия с ребенком. Этому способствовали и уголки для родителей, в которых ежедневно отражалась жизнь группы (“Что мы делали?”, “Чем занимались?”, “Домашнее задание” и т. д.). Вниманию родителей предлагались варианты создания игровых уголков в домашних условиях, были даны рекомендации по вопросам поведения детей в игре. Для родителей были организованы мини-мастер-классы. Им предлагалось понаблюдать за действиями воспитателя по руководству и организации детскими играми и в соответствии с ними строить собственную деятельность по руководству детской игрой.

В связи с тем, что многие родители испытывали затруднения в том, как начать игру с ребенком, были разработаны рекомендации, в которых рассматривались различные варианты, активизирующие возникновение игрового замысла: чтение книг, рассматривание иллюстраций с изображением играющих детей, рассказы детям о том, как сами родители играли в детстве; составление рассказов о герое, который интересен ребенку, задания “Придумай новую сказку”, “Расскажи, что вы делали в детском саду” и т. д.

Был проведен ряд консультаций по изготовлению игрушек с практическим показом, результатом стал конкурс детско-родительского творчества по изготовлению мягких игрушек “Сделаем сами, своими руками”.

Были разработаны занятия — заседания «Школы дошкольных наук» которые имели определённую структуру и тематику. Форма проведения заседаний была различна, занятие предполагало большую подготовительную работу, включало в себя различные методы активизации родителей.

Слушателям абонемента предлагались беседы о том, как знакомить детей с новыми игрушками; как они могут способствовать запоминанию и самостоятельному соблюдению детьми правил игры; как учить культуре разрешения конфликтных ситуаций, проявлять выдержку и радоваться успеху партнера по игре. Содержание «Школы дошкольных наук» предусматривало овладение родителями приемами организации игрового взаимодействия с ребенком в семье, проведения праздников, оздоровительных походов. Родители имели возможность получить конкретные рекомендации о том, как организовать совместный досуг с детьми. В целях повышения интереса и овладения родителями опытом организации активного игрового досуга для всей семьи несколько раз в течение года в детском саду проводились веселые развлечения-игрища. В сценарий праздника включались различные соревнования. Летом их содержанием становились прыжки в мешках, метание, лазание, бег. Шутливые персонажи праздника помогали от души посмеяться, преодолеть горечь игровых “поражений”, справиться с волнением и робостью. Зимой для игрищ сооружались снежные постройки, лабиринты, горки, прокладывались ледяные дорожки. Для активного общения также были использованы родительские собрания, дни открытых дверей, семинары, вечера отдыха, праздники, концерты.) [1].

Следующим этапом работы с родителями стало преобразование пространственно-предметной развивающей среды в групповой комнате и в семьях воспитанников. Известно, что в жизни старших дошкольников большое место занимает одна из форм сюжетно-ролевой игры — режиссерская игра с мелкими игрушками. Такая игра в значительной мере способствует сюжетосложению — развертыванию разнообразных комбинаций, событий, активизирует комментирующую речь. Для того, чтобы игра получила свое развитие, старшему дошкольнику необходим так называемый «маркер пространства воображаемого мира». Таким маркером может стать именно макет, то есть уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира, служащий стимулом и опорой для развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками. Целью данного этапа работы стал перевод руководства детскими играми на более высокий уровень. В основу работы положена методика В. И. Бутенко, Л. К. Тришиной «Использование игровых макетов для развития детей старшего детского возраста».) [2]. В начале работы с макетами были определены задачи:

‒ создание условий для игр с макетами в старшей группе;

‒ привлечение родителей к преобразованию пространственно-предметной развивающей среды;

На одном из занятий абонемента «Школа дошкольных наук» родителям были даны рекомендации по созданию игровых макетов в семье, а также ориентировочный набор пособий для игр с мелкими игрушками в домашних условиях.

Игра с макетами стала одной из любимых игр воспитанников, объединив вокруг себя семью, ребенка и детский сад. В процессе игр развивалась творческая инициатива детей, возникали разнообразные игровые замыслы. Отметим, что с тематическим макетом, используя приложенный к нему антураж без изменений, дети играли только первое время. Затем замыслы менялись, дополнялись другими предметами, могли соединяться два или три макета. Дети придумывали сюжеты, соединяя реальные и сказочные фантастические события, например макеты «Изба» и «Путешествие по городу», «Космическое пространство» и «Миниландшафты», «Зоопарк» и «Доктор Айболит», «Квартира» и «Домик в деревне».) [1].

В результате проведенной работы родители осознали всю значимость игровой деятельности в развитии ребёнка, познакомились с современным опытом поддержки и развития ребёнка в различных видах игр, а также научились практическим способам организации и руководства детскими играми в семье. Для родителей была разработана и проверена в практической деятельности методика работы с семьями воспитанников по формированию игровой деятельности дошкольников.

Литература:

  1. Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у дошкольников гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи. // 50ds.ru. URL: http://50ds.ru/psiholog/8846-sotrudnichestvo-dou-i-semi-po-formirovaniyu-u-doshkolnikov-gumannogo-otnosheniya-k-sverstnikam-v-rezhisserskoy-igre-v-usloviyakh-semi.html (дата обращения: 28.05.2018).
  2. Бутенко В. И., Тришина Л. К. Использование игровых макетов для развития детей старшего дошкольного возраста. // В кн.: Играют взрослые и дети. Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России. –М.: Линка-Пресс, 2006
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, игра, ребенок, игровая деятельность, игровая деятельность детей, семья воспитанников, детский сад, игровая деятельность дошкольников, овладение родителями, этап работы.

Похожие статьи

Социальное развитие детей дошкольного возраста через...

Как уже отмечалось выше основной вид деятельности дошкольниковигра. В дошкольном возрасте моделирование происходит в виде сюжетно — ролевой игры. В ней через роль взрослого, которую берет на себя ребенок, происходит освоение отношений между людьми.

Похожие статьи

Социальное развитие детей дошкольного возраста через...

Как уже отмечалось выше основной вид деятельности дошкольниковигра. В дошкольном возрасте моделирование происходит в виде сюжетно — ролевой игры. В ней через роль взрослого, которую берет на себя ребенок, происходит освоение отношений между людьми.