Реализация парциальной программы как педагогическое условие воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 07.06.2018

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Гусейнова Э. М. Реализация парциальной программы как педагогическое условие воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 23-25. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14330/ (дата обращения: 19.11.2018).



Педагогические условия понимают как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность формирования педагогической системы. Часто исследователи рассматривают педагогические условия как совокупность действий, способствующих успешному протеканию чего-либо. Например, Е. Г. Марчук в своей работе под педагогическими условиями понимает «совокупность необходимых мер, которые способствуют эффективному формированию интеллектуальной компетентности школьников в образовательном процессе». Комплекс педагогических условий Е. Г. Марчук рассматривает как «совокупность взаимосвязанных компонентов, реализация которых будет способствовать повышению уровня сформированности интеллектуальной компетентности школьников» [106, с.175].

Наиболее продуктивным, на наш взгляд, является подход А. Я. Найна, Н. М. Яковлевой и других исследователей, которые определяют педагогические условия как совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса. В. И. Андреев в качестве совокупности (комплекса) мер рассматривают содержание, методы (приемы) и организационные формы обучения и воспитания.

В нашем исследовании педагогические условия будем рассматривать как совокупность необходимых и достаточных мер, которые создают наиболее благоприятные отношения воспитанников к людям других национальностей на толерантной основе. В данной статье мы рассматриваем одно из педагогических условий, представленных в нашем исследовании. Реализация парциальной программы «Дружат люди всех народов».

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа направлена на воспитание толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей в системе дошкольного образования. Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка.

Основная цель программы воспитание толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей в системе дошкольного образования.

Задачи программы:

– обеспечение равных возможностей для каждого ребенка независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

– создание благоприятных условий для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

– формирование общей культуры личности детей, в том развития их социальных, нравственных, интеллектуальных, эстетических и физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;

– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

– обеспечение взаимодействия с семьями детей по проблеме воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей;

– воспитание уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание и умений способов налаживания дружеских отношений с ними.

Так же в программе представлены задачи в соответствии с пятью образовательными областями (социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-этетическая и физическая область).

Социально-коммуникативное развитие:

– присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками других национальностей;

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий во взаимодействии с представителями других национальностей;

– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания к людям других национальностей;

– формирование готовности к совместной деятельности с детьми разных национальностей;

– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Познавательное развитие:

– формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

– формирование межэтнической идентификации у детей старшего дошкольного возраста;

– формирование представлений о других национальностях, культуре, традициях, обычаях.

Речевое развитие:

– владение речью как средством общения с представителями других национальностей;

– обогащение активного словаря;

– развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

– развитие речевого творчества;

– развитие звуковой и интонационной культуры речи;

– знакомство со сказками, рассказами других народов.

Художественно-эстетическое развитие:

– развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства разных народов (словесного, музыкального, изобразительного);

– становление эстетического отношения к культуре и традициям других народов;

– формирование интереса к музыке, художественной литературе, фольклора других народов;

– реализация самостоятельной творческой деятельности детей во взаимодействий с детьми других национальностей (изобразительной, музыкальной и др).

Физическое развитие:

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– накопление и обогащение двигательного опыта у детей в процессе подвижных игр.

Содержательная часть программы делиться на три модуля, и включает план работы с видами деятельности в соответствии с областями ФГОС ДО.

Модуль 1. «Моя национальность»

Цель:формирование межэтнической идентификации и первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Формы работы: НОД «Прошлое, настоящее и будущее нашего края», развлечения «Легенды народов Севера», чтение художественной литературы (Сказки народов Севера, Русские народные сказки и другие), изготовление альбома «Мы все разные», игры (народов Севера, Русские народные игры и другие).

Модуль 2. «Мы все разные»

Цель:формирование представлений о других национальностях, культуре, традициях, обычаях.

Формы работы: НОД «Путешествие Вани и Тани», организация уголка «Быт и культура разных народов», чтение художественной литературы (Сказки народов Севера, Русские народные сказки и другие), игры (народов Севера, Русские народные игры и другие).

Модуль 3. «Мы понимаем друг друга»

Цель: формирование уважительного, доброжелательного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Формы работы: Беседа «Дружат куклы всех народов», выставка «Народы мира», чтение художественной литературы (Сказки народов Севера, Русские народные сказки и другие), игры (народов Севера, Русские народные игры и другие).

В разработанной нами программе представлена работа с родителями.

Принципы взаимодействия семьей

  1. Параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.
  2. Взаимодополнение воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.
  3. Организации совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье.

В программе отмечено назначение регионального компонента — развитие региональных культурных традиций и особенностей; обеспечение дошкольников системой знаний о регионе.

Обучение и воспитание в основе регионального компонента через преемственность поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Содержание регионального компонента способствует формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, формированию межэтнической толерантности в условиях современного мира.

Для эффективной реализации регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

– формирование представлений об обычаях и традициях не только своего народа, но и знакомиться с культурой и традициями людей других национальностей, населяющих нашу страну;

– подготовка педагогического коллектива к реализации направленности регионального компонента;

– организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи;

– подбор методов и приемов, адекватных возрасту и обеспечивающие деятельностный подход к усвоению содержания образования.

Программа «Дружат люди всех народов» направлена на воспитание толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей в системе дошкольного образования. Приобщать детей к обычаям и традициям своего народа, знакомить с культурой и традициями людей других национальностей возможно не только в процессе непосредственной образовательной деятельности, но и в процессе игровой деятельности (приобщать детей к играм разных народов), досуговых мероприятий, развлечений, экскурсий, просмотров видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений, чтения литературных произведений разных народов. Важно учитывать возраст и индивидуальные особенности детей.

Литература:

  1. Марчук, Е. Г. Педагогические условия формирования интеллектуальной компетентности у школьников в образовательном процессе [Текст] // Вектор науки ТГУ. — 2011. — 4(7).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 03.04.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, региональный компонент, дошкольное образование, национальность, народ, толерантное отношение, художественная литература, народ Севера, дошкольное учреждение, Сказка народов Севера.

Похожие статьи

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного...

Национальная толерантность в словарях трактуется как специфическая черта национального характера, духа народов, неотъемлемый элемент структуры

Художественная литература представлена различными жанрами. Одним из ярких жанров литературы является сказка.

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора...

Базой воспитания терпимости, толерантности, национально-этнической самоидентификации народов, является образование.

‒ создать условия, способствующие развитию толерантных отношений в коллективе; ‒ научить применять знания на практике.

Развитие толерантности у детей старшего дошкольного...

Библиографическое описание: Смирнова Т. М., Бурцева С. Е. Развитие толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения национальных сказок и обычаев разных народов.

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов...

старший дошкольный возраст, художественное творчество, ребенок, дошкольный возраст, толерантное отношение, коммуникация, познание, доброжелательное поведение, межнациональная толерантность...

Проект этнокультурной направленности «Там, где всегда зима»

В данной статье рассматривается один из аспектов мультикультурного образования детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с национальным костюмом, устным народным творчеством, играми, традициями, праздниками народов Севера.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного...

ребенок, отношение, национальность, формирование толерантности, современное общество, дошкольный возраст, внутренний мир, дошкольное

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов... ребенок, формирование толерантности, старший дошкольный...

Детская литература коренных малочисленных народов Севера...

Литературы народов Севера Якутии: учеб.-метод. пособие / Сост.

дошкольный возраст, ребенок, художественное произведение, художественная литература, главный герой, художественный текст, родной язык, личной опыт, дошкольное детство, целостный образ.

Региональный компонент в системе дошкольного образования

Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования. В рамках реализации работы по региональному компоненту в нашем дошкольном учреждении были разработаны несколько проектов...

Развитие толерантности у детей старшего дошкольного...

Сказки народов мира связанны между собой. Сказка — символ единства народов. Народы понимают друг друга в своих сказках.

Литература: От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного...

Национальная толерантность в словарях трактуется как специфическая черта национального характера, духа народов, неотъемлемый элемент структуры

Художественная литература представлена различными жанрами. Одним из ярких жанров литературы является сказка.

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора...

Базой воспитания терпимости, толерантности, национально-этнической самоидентификации народов, является образование.

‒ создать условия, способствующие развитию толерантных отношений в коллективе; ‒ научить применять знания на практике.

Развитие толерантности у детей старшего дошкольного...

Библиографическое описание: Смирнова Т. М., Бурцева С. Е. Развитие толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения национальных сказок и обычаев разных народов.

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов...

старший дошкольный возраст, художественное творчество, ребенок, дошкольный возраст, толерантное отношение, коммуникация, познание, доброжелательное поведение, межнациональная толерантность...

Проект этнокультурной направленности «Там, где всегда зима»

В данной статье рассматривается один из аспектов мультикультурного образования детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с национальным костюмом, устным народным творчеством, играми, традициями, праздниками народов Севера.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного...

ребенок, отношение, национальность, формирование толерантности, современное общество, дошкольный возраст, внутренний мир, дошкольное

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов... ребенок, формирование толерантности, старший дошкольный...

Детская литература коренных малочисленных народов Севера...

Литературы народов Севера Якутии: учеб.-метод. пособие / Сост.

дошкольный возраст, ребенок, художественное произведение, художественная литература, главный герой, художественный текст, родной язык, личной опыт, дошкольное детство, целостный образ.

Региональный компонент в системе дошкольного образования

Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования. В рамках реализации работы по региональному компоненту в нашем дошкольном учреждении были разработаны несколько проектов...

Развитие толерантности у детей старшего дошкольного...

Сказки народов мира связанны между собой. Сказка — символ единства народов. Народы понимают друг друга в своих сказках.

Литература: От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования.

Задать вопрос