Оценка готовности и удовлетворенности производственной практикой студентов 4 курса стоматологического факультета | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 06.06.2018

Статья просмотрена: 386 раз

Библиографическое описание:

Шимова, М. Е. Оценка готовности и удовлетворенности производственной практикой студентов 4 курса стоматологического факультета / М. Е. Шимова, И. Н. Костина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 76-80. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14328/ (дата обращения: 16.12.2024).



Производственная практика студентов стоматологического факультета ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России является составной частью основной образовательной программы. Вид, тип и объем практики определяются Федеральным государственным образовательным стандартом 3+ и учебным планом по специальности 31.05.03 — «Стоматология» [1, 2, 3, 4].

Цель производственной практики «помощник врача-стоматолога (хирурга) — закрепление и углубление обучающимися необходимого объема теоретических знаний по хирургии полости рта, приобретение практических навыков и компетенций по специальности стоматология, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности, способности и готовности к выполнению трудовых функций, требуемых профессиональным стандартом «Врач-стоматолог».

Задачами производственной практики в качестве «помощника врача-стоматолога — хирурга» являются формирование знаний, умений, владений (ЗУВ) в соответствии с профессиональной деятельностью. Практика проводится по окончанию 7 семестра в течение двух недель [2, 3]. В начале семестра проводится организационное собрание, студентам доводится информация о необходимой документации для прохождения производственной практики. Согласно приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (ред. от 95.12.2014), обучающиеся проходят обязательный предварительный медицинский осмотр с оформлением личной медицинской книжки. По распоряжению Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, обучающиеся должны предоставить прививочный сертификат. Для прохождения практики по индивидуальному договору обучающиеся подписывают заявление у декана стоматологического факультета, оформляют 3-сторонний договор. В течение семестра обучающийся выполняет УИРС с учетом «Положения о написании УИРС». За каждой группой обучающихся закрепляется ответственный преподаватель кафедры, который проводит собеседование по выбранной теме и по окончанию выполнения работы пишет резюме и оценивает УИРС по балльно-рейтинговой системе (БРС).

После окончания зимней сессии обучающиеся направляются на производственную практику в муниципальные стоматологические поликлиники (СП) г. Екатеринбурга МАУ СП № 12 (включая филиалы), МАУ СП № 1, АНО «Объединение» Стоматология (включая филиалы), частные стоматологические клиники (СК), СП Свердловской области.

На начальном этапе производственной практики все обучающиеся проходят инструктаж по технике безопасности в лечебном учреждении, знакомятся с организацией работы хирургического кабинета или отделения стоматологической поликлиники и затем приступают к производственному этапу. Заведующий хирургическим отделением составляет индивидуальный график работы в хирургическом кабинете, закрепляет базового руководителя. Обучающиеся ежедневно заполняют дневник производственной практики согласно установленным требованиям по ведению медицинской документации и выполняемому объему работы с подписью базового руководителя. В ходе производственной практики у обучающихся оценивается сформированность универсальных компетенции в виде готовности работать в коллективе, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения [2, 3]. Расширяется возможность применения современных коммуникативных технологий, готовность к саморазвитию, совершенствованию творческого потенциала. Общепрофессиональные компетенции при решении стандартных задач развивают способности к анализу результатов собственной профессиональной готовности, дополнительному самостоятельному изучению специальной литературы. Ведение и наблюдение пациентов формирует алгоритм плана лечения, умение обрабатывать полученные данные в ходе профилактического и диагностического обследования больных и стоматологической реабилитации.

Заключительный этап практики предусматривает оформление отчета по выполненному перечню практических навыков, характеристику от базового руководителя с оценкой. Обучающиеся, проходившие производственную практику по индивидуальному договору, предоставляют выписку приказа о прохождении производственной практики в медицинской организации. В день сдачи зачета по производственной практике обучающийся предоставляет дневник практики, отчет, характеристику, график работы или выписку из приказа. Предоставление обязательной документации является допуском к сдаче зачета. Приобретенные профессиональные знания, умения и владения обучающихся оцениваются онлайн — тестированием, проверкой заполненного дневника практики, собеседованием по выполненной УИРС. Практические навыки студенты демонстрируют на биомоделях в течении 10 минут.

В феврале 2018 г. после сдачи зачета было проведено анонимное анкетирование студентов 4 курса стоматологического факультета. Анкеты разработаны на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии УГМУ [2] и состоят из 11 вопросов. В анкетировании участвовало 20 % студентов, прошедших производственную практику и сдавших зачет.

Первая часть анкеты «Подготовка, самоподготовка к производственной практике» состояла из пяти вопросов. На вопрос: «Как Вы оцениваете подготовку к производственной практике?» 30 % респондентов ответили, что им понятен перечень документов для подготовки к производственной практике. Цель практики понятна 70 % респондентам. Правила выполнения УИРС понимали 37 % респондентов.

Качество проведения организационных собраний по производственной практике 50 % респондентов ответили, что всё было разъяснено. 35 % респондентов информацию частично не поняли, вся информация была не понятна 5 % респондентов.

Оформление личной медицинской книжки на основании медицинского обследования для производственной практикой 30 % респондентов выполнили в сентябре 2017 г., 30 % в декабре 2017 г. и 40 % респондентов оформили личные медицинские книжки в январе 2018 г.

Рис. 1. Подготовка студентами дневника производственной практики

Подготовка дневника к производственной практике: 90 % респондентов самостоятельно распечатали с сайта educa, 5 % взяли образец у однокурсника. К началу практики дневник по производственной практике был готов у 5 % студентов (рис. 1).

Ответы студентов на вопрос «Степень Вашей готовности к самостоятельной работе при прохождении производственной практики»: «полностью готовы» 60 % респондентов; «частично готовы» 35, % респондентов; «не готовы» — 0; «затруднялись ответить» — 5 % респондентов (рис. 2).

Рис. 2. Степень готовности студентов к самостоятельной работе при прохождении производственной практики

Вторая часть анкеты «Проведение производственной практики» состояла из 6 вопросов. Производственную практику 80 % респондентов проходили в муниципальных СП г. Екатеринбурга, муниципальных СП Свердловской области — 10 % студентов, ООО СК г. Екатеринбурга — 10 % студентов. Во время прохождения производственной практики 95 % респондентов ассистировали врачу-стоматологу-хирургу, самостоятельно могли выполнить анестезию — 95 % студентов, заполнить медицинскую документацию — 100 % респондентов, выполнить операцию удаления зуба отметили 95 % респондентов, провести клиническое обследование — 95 % респондента и поставить диагноз — 70 % студентов.

На вопрос: «Трудности при прохождении практики» 5 % респондент отметили, что не смогли читать рентгенограммы, 5 % респондент не смогли работать хирургическими инструментами. Не могли расспросить пациента 15 % респондентов и 10 % не смогли сформулировать диагноз. Самостоятельно не смогли провести анестезию 5 % респондентов, тяжело адаптировались в коллективе СП — 5 % респондентов. К 5 % респондентов с недоверием относился врач-куратор, 85 % обучающихся смогли применить свои знания, умения и владения, полученные на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. При самооценке итогов практики 80 % респондентов убедились в правильном выборе будущей профессии, для 5 % студентов практика носила формальный характер, 15 % респондентов определили, что у них недостаточно знаний для производственной практики.

Производственную практику как первый шаг в будущую профессию оценили 90 % респондентов, 20 % респондентов оценили возможность дальнейшего трудоустройства, 5 % респондентов оценили практику как неизбежную необходимость. Никто из респондентов не посчитал производственную практику не нужным этапом изучения дисциплины «Хирургия полости рта». Полностью довольны прохождением практики 60 % респондентов, частично довольны — 35 % студентов. Не довольны производственной практикой 5 % респондентов (рис. 3).

Рис. 3. Степень удовлетворенности респондентов при прохождении производственной практики

Таким образом, проведенное анонимное анкетирование респондентов после прохождения производственной практики «помощник врача-стоматолога-хирурга» позволяет выявить ряд трудностей на подготовительном этапе перед практикой, проанализировать их и устранить в следующем учебном году. Постоянно мотивировать обучающихся ответственно и с пониманием относиться к организационным вопросам, нормативным документам. Анкетирование является важным методом исследования профессионального самоопределения студентов для совершенствования учебно-методического комплекса по производственной практике и повышения качества подготовки обучающихся.

Литература:

  1. Алипов В. В., Суетенков Д. Е., Махонова Е. В., Олейникова Н. М. Пути повышения качества учебного процесса при проведении производственной практики на стоматологическом факультете // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 6. — С. 121–123.
  2. Костина И. Н., Дрегалкина А. А. Мониторинг мнения студентов как инструмент повышения качества прохождения производственной практики // Материалы VIII Международной научной конференции «Проблемы и перспективы развития образования». — Краснодар, 2016. — С.246–249.
  3. Костина И. Н. Оценка работодателями сформированности профессиональных компетенций у студентов 4 курса стоматологического факультета при прохождении производственной практики в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга // Материалы VI Международной научной конференция «Инновационные педагогические технологии». — Казань, 2017. — С.139–141.
  4. Моисеенко Д. А. Производственная практика — важнейшее звено образовательного процесса по приобретению компетенций // Материалы Всероссийской научно-педагогической конференции с международным участием «Вузовская педагогика: современные аспекты реализации ФГОС и ФТГ». — Красноярск, 2013. — С.373–375.
Основные термины (генерируются автоматически): производственная практика, респондент, обучающийся, базовый руководитель, екатеринбург, Свердловская область, сдача зачета, стоматологический факультет, студент, будущая профессия.

Похожие статьи

Самооценка личностных качеств студентами пятого курса стоматологического факультета

Оценка работодателями сформированности профессиональных компетенций у студентов четвертого курса стоматологического факультета при прохождении производственной практики в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга

Оценка удовлетворенности студентов организацией и проведением итоговой аттестации по дисциплине «Хирургия полости рта»

Оценка показателей здорового образа жизни среди студентов 2–3 курсов Казахского национального педагогического университета имени Абая

Анализ уровня удовлетворенности студентов 1–2 курса Оренбургского государственного медицинского университета внедрением симуляционных технологий в учебный процесс

Состояние здоровья, адаптации организма и качество жизни студентов медицинского вуза во время сессии

Профессиональная мотивация студентов медицинского вуза

Профилактика компьютерной зависимости учащихся 5-6 классов в процессе обучения по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Сознательная активность и формирование интереса к занятиям физической культурой студентов специальной медицинской группы в ДВФУ

Готовность студентов педагогического вуза к разработке электронных образовательных ресурсов

Похожие статьи

Самооценка личностных качеств студентами пятого курса стоматологического факультета

Оценка работодателями сформированности профессиональных компетенций у студентов четвертого курса стоматологического факультета при прохождении производственной практики в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга

Оценка удовлетворенности студентов организацией и проведением итоговой аттестации по дисциплине «Хирургия полости рта»

Оценка показателей здорового образа жизни среди студентов 2–3 курсов Казахского национального педагогического университета имени Абая

Анализ уровня удовлетворенности студентов 1–2 курса Оренбургского государственного медицинского университета внедрением симуляционных технологий в учебный процесс

Состояние здоровья, адаптации организма и качество жизни студентов медицинского вуза во время сессии

Профессиональная мотивация студентов медицинского вуза

Профилактика компьютерной зависимости учащихся 5-6 классов в процессе обучения по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Сознательная активность и формирование интереса к занятиям физической культурой студентов специальной медицинской группы в ДВФУ

Готовность студентов педагогического вуза к разработке электронных образовательных ресурсов