Использование электронных образовательных ресурсов при обучении студентов стоматологического факультета на профильной кафедре | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 06.06.2018

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Костина И. Н., Нерсесян П. М. Использование электронных образовательных ресурсов при обучении студентов стоматологического факультета на профильной кафедре [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 70-73. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14327/ (дата обращения: 13.12.2018).



В статье изложены результаты оценки использования студентами стоматологического факультета 3, 4, 5 курсов электронных образовательных ресурсов в рамках преподавания дисциплин на профильной кафедре.

Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, студенты.

Модернизация высшего медицинского образования требует от преподавателей вузов внедрение инновационных методик обучения. Подготовка врача-специалиста в современных условиях должна располагать эффективной системой обучения, при которой обучающийся получает необходимое количество знаний, осваивает практические навыки и умения [2, 3]. Это позволит выпускнику вуза быть востребованным специалистом. В этих условиях студент-выпускник выступает активным субъектом на рынке труда, имеющим возможность распоряжаться своей врачебной квалификацией.

На сегодняшний день в учебном процессе широко используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Их использование позволяет реализовать следующие задачи: организовать самостоятельную когнитивную деятельность студента; обеспечить индивидуальную образовательную поддержку учебной работы студента преподавателями; организовать групповую учебную деятельность [4].

Среди ЭОР выделяют: текстографические материалы в виде иллюстраций или текста на мониторе компьютера, текстовые материалы с навигацией, тематические видеофильмы с использованием проектора и ПК, мультимедиа ресурс с использованием ПК [1, 4].

При создании ЭОР имеет определенную структуру: в виде учебного материала, разбитого на отдельные блоки с применением графических иллюстраций, текстовых фрагментов, программ, элементов гипермедиа. Функциональные возможности использования ЭОР определяются дидактическими характеристиками: интерактивностью; коммуникативностью; предоставлением учебного материала в виде текста, анимации, графики, видео, аудио мультимедиа средствами; использованием компьютерного моделирования; автоматизацией разных видов учебной деятельности [1, 4, 5].

В форме ЭОР могут быть представлены: учебные программы, учебно-методические пособия, учебные задания по дисциплинам, словари, справочники, конспекты лекций, практикумы, задания в тестовой форме, сборники задач.

На кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ежегодно проводится анонимное анкетирование студентов 3, 4, 5 курсов стоматологического факультета для изучения самооценки студентами уровня освоения знаний, умений, навыков при изучении разных дисциплин [2, 3]. В преподавании используются традиционные методы обучения и ЭОР. Преподавателями кафедры разработаны учебные задания к каждому занятию по дисциплинам, мультимедиа лекции, задания в тестовой форме для онлайн-тестирования, учебно-методические пособия, сборник ситуационных задач. Вуз также предоставляет студентам возможность использовать электронную библиотеку, где размещены электронные учебники.

Учебные программы, задания, пособия, тесты, расписание занятий, лекций в УГМУ размещены на сайте кафедры на учебном портале “educа”. Для использования системы электронного обучения студентам и преподавателям предоставляются личные логины и пароли для возможности входа на портал в любое время суток. Свобода выбора времени, места, темпа работы на учебном портале позволяет преподавателю делать обновление и пополнение учебного, контрольно-измерительного материала в удобное время, студенту использовать учебный контент для подготовки к практическому занятию, промежуточной и итоговой аттестации по дисциплинам учебного плана, самостоятельно ознакомиться с материалом при пропуске занятий и зачетов.

При использовании ЭОР обмен данными осуществляется по сети Интернет и локальной сети вуза, от преподавателя и студента требуются определенные знания и умения по использованию компьютерных программ и ПК.

По окончании обучения студентов 3, 4, 5 курсов стоматологического факультета на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии проведено анонимное анкетирование в 2016–2018 гг. Предложенная студентам анкета включала вопросы по использованию ими учебного материала на бумажном носителе и в форме ЭОР [2, 3]. Это позволило оценить интерес студентов к разным формам предоставления учебного материала.

Для подготовки к практическим занятиям студенты используют конспекты лекций, учебники, электронные ресурсы, учебный портал вуза educa. По данным анкетирования отмечено, что студентами 3 курса в осеннем семестре 2016 г. чаще использовался традиционный учебный материал в форме конспектов лекций и учебников, чем ЭОР (табл. 4). В 2017 г. студентами 3 курса использование ЭОР при подготовке к занятиям и семинаром увеличилось на 12,6–16,4 % (табл. 1).

Таблица 1

Количественная оценка использования студентами разных форм учебного материала при изучении дисциплин восеннем семестре

Используемые студентами учебные материалы

3 курс осенний семестр

4 курс осенний семестр

5 курс осенний семестр

2016 г

2017 г

2016 г

2017 г

2016 г

2017 г

конспекты лекций

96,0 %

100 %

86,5 %

84,1 %

97,0 %

100 %

учебник, монография на бумажном носителе

84,0 %

93,0 %

91,8 %

81,8 %

94,0 %

82,8 %

учебник, монография электронный ресурс

72,0 %

88,4 %

94,6 %

79,5 %

77,1 %

58,6 %

учебное пособие на бумажном носителе

10,0 %

16,3 %

35,1 %

8,2 %

20,0 %

20,7 %

учебное пособие на портале educa

20,0 %

32,6 %

32,4 %

31,8 %

37,1 %

41,5 %

Анкетирование студентов 4 курса показало, что использование электронных учебников и монографий в осеннем семестре 2016 г. несколько выше (на 2,8 %), чем традиционных учебников (табл. 1). В 2017 г. студенты 4 курса значительно чаще (на 23,6 %) использовали учебные пособия на портале educa, чем на бумажном носителе (табл. 1). У студентов 5 курса отмечается большая ориентация при самоподготовке на конспекты лекций и традиционные учебники в осеннем семестре 2016, 2017 гг., чем на ЭОР (табл. 1).

Таблица 2

Количественная оценка использования студентами разных форм учебного материала при изучении дисциплин ввесеннем семестре

Используемые студентами учебные материалы

3 курс весенний семестр

4 курс весенний семестр

5 курс весенний семестр

2017 г

2018 г

2017 г

2018 г

2017 г

2018 г

конспекты лекций

100 %

100 %

93,6 %

100 %

87,5 %

учебник, монография на бумажном носителе

78,6 %

84,0 %

89,4 %

88,0 %

79,2 %

учебник, монография электронный ресурс

64,3 %

76,0 %

85,0 %

83,0 %

87,5 %

учебное пособие на бумажном носителе

16,7 %

30,0 %

31,9 %

57,0 %

8,3 %

учебное пособие на портале educa

26,2 %

43,0 %

40,4 %

74,0 %

25,0 %

По данным анкетирования студентов 3 курса в весеннем семестре 2017 и 2018 гг. прослеживается ориентация большей части обучающихся на конспекты лекций, традиционные учебники (табл. 2). У студентов 4 и 5 курсов обучения в весеннем семестре 2017 и 2018 гг. отмечена тенденция большего обращения обучающихся к традиционным учебным материалам в сравнении с ЭОР (табл. 2).

При проведении онлайн-тестирования по окончании изучения дисциплин некоторые студенты не могли вспомнить свои логины и пароли, алгоритм входа на учебный портал вуза. При этом за месяц до итоговой аттестации студентам предоставлялась информация о возможности проведения репетиционного тестирования без ограничения количества входов на учебный портал.

По выше представленным данным можно отметить, что независимо от изучаемой дисциплины, семестра и курса обучения большая часть студентов демонстрирует использование при самоподготовке традиционных учебных материалов, чем ЭОР. Это может быть связано: с низко сформированной у студентов компетенцией использования информационно-коммуникационных технологий в период школьного обучения, ограниченным доступом к Интернет-ресурсам, не сформированным навыком рациональной организации самоподготовки, слабой мотивацией к освоению профессиональных знаний и умений и др.

Национальная доктрина образования Российской Федерации устанавливает приоритет образования в государственной политике, направления его развития, ожидаемые результаты на период до 2025 г. Система образования должна решать задачу обеспечения организации учебного процесса с учетом современных достижений науки. В связи с этим обучение студентов не может обойтись без технологий информации и коммуникации.

Внедрение электронной среды обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий обсуждается в большом количестве публикаций, где анализируются новые технологические возможности обучения, дидактические аспекты электронного обучения, осуществление дистанционного обучения. При этом в работах обсуждается не только положительные возможности применения ЭОР, но и нежелательные последствия чрезмерной компьютеризации образовательного пространства, что отражается на разных уровнях психической организации обучающегося [5]. Для технизированного пространства характерна стандартизация мыслительных процессов включенных в него субъектов. Попадая в условия жесткой регламентации возможных действий, обучающиеся постепенно утрачивают способность выполнять что-либо иначе, чем это предусмотрено в компьютер программе [5]. Усиливая интеллект человека путем создания ему возможности решать более сложные задачи и делать на основе этого новые открытия, работа с компьютером может привести к чрезмерной формализации мышления, развитию среди прочих таких личностных черт, как чрезмерный педантизм и пунктуальность [5]. Подобная ситуация негативно сказывается на творческом потенциале человека.

Как показало проведенное социологическое исследование, в настоящее время ЭОР не может полностью заменить традиционную систему обучения студентов. Эти формы обучения должны дополнять друг друга, позволяя студенту использовать разнообразные пути формирования профессиональных знаний и умений. Информационная среда и компьютерные технологии совершенствуют и упрощают обмен информацией между студентами и преподавателями. Однако индивидуальный подход в образовании должен учитывать право выбора студентом форм получения учебной информации.

ЭОР имеет много преимуществ: массовость, интерактивность, дистанционность, наглядность, оперативность оценки результата тестирования или решения задач, облегчает формирование отчетности об успеваемости студентов, индивидуальное консультирование студента преподавателем, создание единой образовательной среды и др. Однако модернизация образования не может не учитывать индивидуальные подходы студентов к освоению учебного материала.

Модификация традиционных форм обучения через опосредование их компьютером перестраивает соотношение шаблонных (рутинных) и творческих компонентов [5]. Данные изменения осуществляются не просто путем отсечения шаблонных и увеличения тем самым удельного веса творческих компонентов, а в результате появления новых комплексов как творческих, так и шаблонных компонентов [5]. Насыщение ими образовательного пространства способно породить ряд неблагоприятных для будущего врача-специалиста эффектов.

Литература:

  1. Гафурова Н. В., Осипова С. И. О состоянии дидактики в мультимедиа образовании // Философия образования. 2013. — № 6. — С.195–204.
  2. Костина И. Н. Самооценка студентами 3 курса стоматологического факультета сформированности компетенций по дисциплине «Хирургия полости рта» // Вестник УГМУ. — 2017. — Выпуск 4. — С.30–32.
  3. Костина И. Н., Дрегалкина А. А., Шнейдер О. Л. Самооценка студентами 5 курса стоматологического факультета сформированности компетенций по дисциплине «Заболевания головы и шеи» // Вестник УГМУ. — 2017. — Выпуск 1. — С.52–56.
  4. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. — М.: Агентство “Издательский сервис”, 2004. — 320 с.
  5. Толмачева Л. В., Каменская Е. Н. Анализ воздействий информационно-образовательной среды на студента технического вуза // Известия Южного федерального университета. Технические науки. — 2014. — С.225–229.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, учебный материал, бумажный носитель, осенний семестр, конспект лекций, курс, весенний семестр, учебник, учебное пособие, стоматологический факультет.

Похожие статьи

Как написать учебное пособие — Молодой ученый

Учебное пособие и учебник: различия и связи. Чем учебное пособие отличается от учебника?

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель...

Оценка удовлетворенности студентов организацией...

В соответствии с учебной программой студентами 3 и 4-го курсов стоматологического факультета изучается дисциплина «Хирургия полости рта» в течение 5, 6, 7 семестров обучения.

Оценка качества подготовки специалиста по дисциплине...

Материал и методы исследования. Для изучения мнения студентов 4 курса стоматологического факультета о

Успеваемость студентов по данной дисциплине на разных семестрах обучения составила 89,5–92,4 %. Успеваемость по результатам сдачи...

Лекция как ведущий компонент системы вузовского образования

Ее цель — организация ориентировочной базы для последующего изучения студентами учебного материала.

Отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра.

Из практики организации самостоятельной работы студентов...

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин. Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.

Дело в том, что у большинства студентов English Media, начинающих обучение на 1 курсе, отсутствует или значительно ослаблена

второй семестр.

Интеграция электронных дидактических средств в систему...

Дополнение печатного учебного пособия электронной версией позволяет не только добавить интерактивности в изучаемый материал, но и своевременно самостоятельно изучить пропущенную тему студенту, по тем или иным причинам пропустившему занятие.

Создание учебно-методического контента по экономике

электронный учебник, учебный материал, бумажный носитель, учебник, учебный курс, содержательная часть, процессуальная часть, познавательный интерес, интерактивное обучение, интерактивный метод обучения.

Создание компьютерного электронного учебного пособия по...

электронное учебное методическое пособие, электронное методическое пособие, гинекология, материал учебника, медицинский вуз, самостоятельная работа студентов, основное окно, основное меню...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Как написать учебное пособие — Молодой ученый

Учебное пособие и учебник: различия и связи. Чем учебное пособие отличается от учебника?

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель...

Оценка удовлетворенности студентов организацией...

В соответствии с учебной программой студентами 3 и 4-го курсов стоматологического факультета изучается дисциплина «Хирургия полости рта» в течение 5, 6, 7 семестров обучения.

Оценка качества подготовки специалиста по дисциплине...

Материал и методы исследования. Для изучения мнения студентов 4 курса стоматологического факультета о

Успеваемость студентов по данной дисциплине на разных семестрах обучения составила 89,5–92,4 %. Успеваемость по результатам сдачи...

Лекция как ведущий компонент системы вузовского образования

Ее цель — организация ориентировочной базы для последующего изучения студентами учебного материала.

Отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра.

Из практики организации самостоятельной работы студентов...

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин. Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.

Дело в том, что у большинства студентов English Media, начинающих обучение на 1 курсе, отсутствует или значительно ослаблена

второй семестр.

Интеграция электронных дидактических средств в систему...

Дополнение печатного учебного пособия электронной версией позволяет не только добавить интерактивности в изучаемый материал, но и своевременно самостоятельно изучить пропущенную тему студенту, по тем или иным причинам пропустившему занятие.

Создание учебно-методического контента по экономике

электронный учебник, учебный материал, бумажный носитель, учебник, учебный курс, содержательная часть, процессуальная часть, познавательный интерес, интерактивное обучение, интерактивный метод обучения.

Создание компьютерного электронного учебного пособия по...

электронное учебное методическое пособие, электронное методическое пособие, гинекология, материал учебника, медицинский вуз, самостоятельная работа студентов, основное окно, основное меню...

Задать вопрос