Использование электронных образовательных ресурсов при обучении студентов стоматологического факультета на профильной кафедре | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 06.06.2018

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Костина И. Н., Нерсесян П. М. Использование электронных образовательных ресурсов при обучении студентов стоматологического факультета на профильной кафедре [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 70-73. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14327/ (дата обращения: 25.06.2018).



В статье изложены результаты оценки использования студентами стоматологического факультета 3, 4, 5 курсов электронных образовательных ресурсов в рамках преподавания дисциплин на профильной кафедре.

Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, студенты.

Модернизация высшего медицинского образования требует от преподавателей вузов внедрение инновационных методик обучения. Подготовка врача-специалиста в современных условиях должна располагать эффективной системой обучения, при которой обучающийся получает необходимое количество знаний, осваивает практические навыки и умения [2, 3]. Это позволит выпускнику вуза быть востребованным специалистом. В этих условиях студент-выпускник выступает активным субъектом на рынке труда, имеющим возможность распоряжаться своей врачебной квалификацией.

На сегодняшний день в учебном процессе широко используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Их использование позволяет реализовать следующие задачи: организовать самостоятельную когнитивную деятельность студента; обеспечить индивидуальную образовательную поддержку учебной работы студента преподавателями; организовать групповую учебную деятельность [4].

Среди ЭОР выделяют: текстографические материалы в виде иллюстраций или текста на мониторе компьютера, текстовые материалы с навигацией, тематические видеофильмы с использованием проектора и ПК, мультимедиа ресурс с использованием ПК [1, 4].

При создании ЭОР имеет определенную структуру: в виде учебного материала, разбитого на отдельные блоки с применением графических иллюстраций, текстовых фрагментов, программ, элементов гипермедиа. Функциональные возможности использования ЭОР определяются дидактическими характеристиками: интерактивностью; коммуникативностью; предоставлением учебного материала в виде текста, анимации, графики, видео, аудио мультимедиа средствами; использованием компьютерного моделирования; автоматизацией разных видов учебной деятельности [1, 4, 5].

В форме ЭОР могут быть представлены: учебные программы, учебно-методические пособия, учебные задания по дисциплинам, словари, справочники, конспекты лекций, практикумы, задания в тестовой форме, сборники задач.

На кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ежегодно проводится анонимное анкетирование студентов 3, 4, 5 курсов стоматологического факультета для изучения самооценки студентами уровня освоения знаний, умений, навыков при изучении разных дисциплин [2, 3]. В преподавании используются традиционные методы обучения и ЭОР. Преподавателями кафедры разработаны учебные задания к каждому занятию по дисциплинам, мультимедиа лекции, задания в тестовой форме для онлайн-тестирования, учебно-методические пособия, сборник ситуационных задач. Вуз также предоставляет студентам возможность использовать электронную библиотеку, где размещены электронные учебники.

Учебные программы, задания, пособия, тесты, расписание занятий, лекций в УГМУ размещены на сайте кафедры на учебном портале “educа”. Для использования системы электронного обучения студентам и преподавателям предоставляются личные логины и пароли для возможности входа на портал в любое время суток. Свобода выбора времени, места, темпа работы на учебном портале позволяет преподавателю делать обновление и пополнение учебного, контрольно-измерительного материала в удобное время, студенту использовать учебный контент для подготовки к практическому занятию, промежуточной и итоговой аттестации по дисциплинам учебного плана, самостоятельно ознакомиться с материалом при пропуске занятий и зачетов.

При использовании ЭОР обмен данными осуществляется по сети Интернет и локальной сети вуза, от преподавателя и студента требуются определенные знания и умения по использованию компьютерных программ и ПК.

По окончании обучения студентов 3, 4, 5 курсов стоматологического факультета на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии проведено анонимное анкетирование в 2016–2018 гг. Предложенная студентам анкета включала вопросы по использованию ими учебного материала на бумажном носителе и в форме ЭОР [2, 3]. Это позволило оценить интерес студентов к разным формам предоставления учебного материала.

Для подготовки к практическим занятиям студенты используют конспекты лекций, учебники, электронные ресурсы, учебный портал вуза educa. По данным анкетирования отмечено, что студентами 3 курса в осеннем семестре 2016 г. чаще использовался традиционный учебный материал в форме конспектов лекций и учебников, чем ЭОР (табл. 4). В 2017 г. студентами 3 курса использование ЭОР при подготовке к занятиям и семинаром увеличилось на 12,6–16,4 % (табл. 1).

Таблица 1

Количественная оценка использования студентами разных форм учебного материала при изучении дисциплин восеннем семестре

Используемые студентами учебные материалы

3 курс осенний семестр

4 курс осенний семестр

5 курс осенний семестр

2016 г

2017 г

2016 г

2017 г

2016 г

2017 г

конспекты лекций

96,0 %

100 %

86,5 %

84,1 %

97,0 %

100 %

учебник, монография на бумажном носителе

84,0 %

93,0 %

91,8 %

81,8 %

94,0 %

82,8 %

учебник, монография электронный ресурс

72,0 %

88,4 %

94,6 %

79,5 %

77,1 %

58,6 %

учебное пособие на бумажном носителе

10,0 %

16,3 %

35,1 %

8,2 %

20,0 %

20,7 %

учебное пособие на портале educa

20,0 %

32,6 %

32,4 %

31,8 %

37,1 %

41,5 %

Анкетирование студентов 4 курса показало, что использование электронных учебников и монографий в осеннем семестре 2016 г. несколько выше (на 2,8 %), чем традиционных учебников (табл. 1). В 2017 г. студенты 4 курса значительно чаще (на 23,6 %) использовали учебные пособия на портале educa, чем на бумажном носителе (табл. 1). У студентов 5 курса отмечается большая ориентация при самоподготовке на конспекты лекций и традиционные учебники в осеннем семестре 2016, 2017 гг., чем на ЭОР (табл. 1).

Таблица 2

Количественная оценка использования студентами разных форм учебного материала при изучении дисциплин ввесеннем семестре

Используемые студентами учебные материалы

3 курс весенний семестр

4 курс весенний семестр

5 курс весенний семестр

2017 г

2018 г

2017 г

2018 г

2017 г

2018 г

конспекты лекций

100 %

100 %

93,6 %

100 %

87,5 %

учебник, монография на бумажном носителе

78,6 %

84,0 %

89,4 %

88,0 %

79,2 %

учебник, монография электронный ресурс

64,3 %

76,0 %

85,0 %

83,0 %

87,5 %

учебное пособие на бумажном носителе

16,7 %

30,0 %

31,9 %

57,0 %

8,3 %

учебное пособие на портале educa

26,2 %

43,0 %

40,4 %

74,0 %

25,0 %

По данным анкетирования студентов 3 курса в весеннем семестре 2017 и 2018 гг. прослеживается ориентация большей части обучающихся на конспекты лекций, традиционные учебники (табл. 2). У студентов 4 и 5 курсов обучения в весеннем семестре 2017 и 2018 гг. отмечена тенденция большего обращения обучающихся к традиционным учебным материалам в сравнении с ЭОР (табл. 2).

При проведении онлайн-тестирования по окончании изучения дисциплин некоторые студенты не могли вспомнить свои логины и пароли, алгоритм входа на учебный портал вуза. При этом за месяц до итоговой аттестации студентам предоставлялась информация о возможности проведения репетиционного тестирования без ограничения количества входов на учебный портал.

По выше представленным данным можно отметить, что независимо от изучаемой дисциплины, семестра и курса обучения большая часть студентов демонстрирует использование при самоподготовке традиционных учебных материалов, чем ЭОР. Это может быть связано: с низко сформированной у студентов компетенцией использования информационно-коммуникационных технологий в период школьного обучения, ограниченным доступом к Интернет-ресурсам, не сформированным навыком рациональной организации самоподготовки, слабой мотивацией к освоению профессиональных знаний и умений и др.

Национальная доктрина образования Российской Федерации устанавливает приоритет образования в государственной политике, направления его развития, ожидаемые результаты на период до 2025 г. Система образования должна решать задачу обеспечения организации учебного процесса с учетом современных достижений науки. В связи с этим обучение студентов не может обойтись без технологий информации и коммуникации.

Внедрение электронной среды обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий обсуждается в большом количестве публикаций, где анализируются новые технологические возможности обучения, дидактические аспекты электронного обучения, осуществление дистанционного обучения. При этом в работах обсуждается не только положительные возможности применения ЭОР, но и нежелательные последствия чрезмерной компьютеризации образовательного пространства, что отражается на разных уровнях психической организации обучающегося [5]. Для технизированного пространства характерна стандартизация мыслительных процессов включенных в него субъектов. Попадая в условия жесткой регламентации возможных действий, обучающиеся постепенно утрачивают способность выполнять что-либо иначе, чем это предусмотрено в компьютер программе [5]. Усиливая интеллект человека путем создания ему возможности решать более сложные задачи и делать на основе этого новые открытия, работа с компьютером может привести к чрезмерной формализации мышления, развитию среди прочих таких личностных черт, как чрезмерный педантизм и пунктуальность [5]. Подобная ситуация негативно сказывается на творческом потенциале человека.

Как показало проведенное социологическое исследование, в настоящее время ЭОР не может полностью заменить традиционную систему обучения студентов. Эти формы обучения должны дополнять друг друга, позволяя студенту использовать разнообразные пути формирования профессиональных знаний и умений. Информационная среда и компьютерные технологии совершенствуют и упрощают обмен информацией между студентами и преподавателями. Однако индивидуальный подход в образовании должен учитывать право выбора студентом форм получения учебной информации.

ЭОР имеет много преимуществ: массовость, интерактивность, дистанционность, наглядность, оперативность оценки результата тестирования или решения задач, облегчает формирование отчетности об успеваемости студентов, индивидуальное консультирование студента преподавателем, создание единой образовательной среды и др. Однако модернизация образования не может не учитывать индивидуальные подходы студентов к освоению учебного материала.

Модификация традиционных форм обучения через опосредование их компьютером перестраивает соотношение шаблонных (рутинных) и творческих компонентов [5]. Данные изменения осуществляются не просто путем отсечения шаблонных и увеличения тем самым удельного веса творческих компонентов, а в результате появления новых комплексов как творческих, так и шаблонных компонентов [5]. Насыщение ими образовательного пространства способно породить ряд неблагоприятных для будущего врача-специалиста эффектов.

Литература:

  1. Гафурова Н. В., Осипова С. И. О состоянии дидактики в мультимедиа образовании // Философия образования. 2013. — № 6. — С.195–204.
  2. Костина И. Н. Самооценка студентами 3 курса стоматологического факультета сформированности компетенций по дисциплине «Хирургия полости рта» // Вестник УГМУ. — 2017. — Выпуск 4. — С.30–32.
  3. Костина И. Н., Дрегалкина А. А., Шнейдер О. Л. Самооценка студентами 5 курса стоматологического факультета сформированности компетенций по дисциплине «Заболевания головы и шеи» // Вестник УГМУ. — 2017. — Выпуск 1. — С.52–56.
  4. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. — М.: Агентство “Издательский сервис”, 2004. — 320 с.
  5. Толмачева Л. В., Каменская Е. Н. Анализ воздействий информационно-образовательной среды на студента технического вуза // Известия Южного федерального университета. Технические науки. — 2014. — С.225–229.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос