Разработка учебного курса «Геопортальные технологии» | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 05.06.2018

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Алешко Р. А. Разработка учебного курса «Геопортальные технологии» [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 69-70. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14326/ (дата обращения: 20.09.2018).



В последние годы развитие интернет-технологий все в большей степени стало позволять пользователям сети использовать новые средства доставки и обработки информации, в том числе и пространственной. В данном курсе будут представлены современные технологии, используемые в сфере представления и обработки пространственных данных в сети и оценена текущую ситуации с основными игроками, данными, перспективными технологиями.

Ключевые слова: геопортальные технологии, учебный курс, разработка.

Геопортальные технологии — это новая область компьютерных технологий, связанная с доставкой пространственных данных конечному пользователю. В качестве среды могут использоваться любые сети, не только Интернет.

Большинство современных телекоммуникационных компаний и корпораций в сфере информационных технологий активно осваивает рынок получения, доставки и представления пространственной информации. Это обусловлено тем, любая информация, так или иначе, имеет пространственную составляющую. И навыки работы с такого рода информацией требуются всем современным ИТ-специалистам. Несмотря на это, геопортальные технологии достаточно скудно представлены на рынке образовательных услуг как в России, так и за рубежом.

Авторами курса предлагается разработка современного образовательного продукта, который будет емко, но в то же время достаточно полно представлять слушателям концепцию создания и использования современных технологий доставки и удаленной обработки пространственных данных с использованием сетевых технологий. Магистранты получат знания в установке и настройке существующих серверных и сервисных решений, а также научатся создавать собственные алгоритмы обработки больших объемов пространственной информации.

Представление данных и приложений в форме веб-сервиса (software as a service — SaaS, data as a service — DaaS) является перспективных направлением развития информационных технологий на протяжении последних нескольких лет. Данный тренд проник и в сферу геоинформационных технологий (ГИТ), т. е. технологий обработки пространственных данных. Более того, сфера ГИТ является одной из наиболее применимых областей данной концепции в силу того, что при обработке пространственных данных требуются значительные ресурсы для обработки больших данных и целесообразно эту обработку выполнять в распределенных и облачных системах.

Для пользователя (под которым можем пониматься как домашний пользователь, так и корпорация) экономически выгодно использовать мощности удаленных веб-сервисов, предоставляющих услуги по обработке данных, чем содержать парк техники и штат специалистов для поддержки работоспособности высоконагруженных вычислительных систем.

Таким образом, подготовка магистров в сфере применения информационных технологий для организации и создания сервисов обработки пространственных данных является актуальной и востребованной.

Структурно разрабатываемый курс можно разделить на несколько разделов:

  1. Архитектура геопортальных сервисов и приложений
  2. Сервисы доставки данных
  3. Кэширующие серверы
  4. Публикация пространственных данных
  5. Программные библиотеки, используемые при разработке геопорталов и сервисов
  6. Работа с геопространственными данными средствами веб-технологий
  7. Использование облачных технологий для обработки больших объемов данных

Предлагается методологический подход, заключающийся в использовании открытого программного обеспечения для организации, обработки и представления геопространственных данных. В данном случае все обучающиеся, помимо того, что смогут анализировать результаты работы программных алгоритмов, будут иметь доступ непосредственно к программному коду и вносить, при необходимости, изменения в процесс обработки.

Кроме того, преимущество данного средства обучения будет заключаться в возможности проведения образовательных дисциплин с применением дистанционных образовательных технологий без необходимости покупки дорогостоящих лицензионных программных средств. Данный подход будет способствовать развитию научной составляющей магистерской программы, позволяя студенту модифицировать изученные алгоритмы и программные инструментальные средства для решения задач в различных прикладных областях.

В процессе реализации готового образовательного продукта предлагается использование интерактивных on-line средств обучения, таких как проведение лекционных и практических занятий в форме вебинаров, выполнение текущего и итогового контроля знаний обучающихся в форме on-line тестирования, организация веб-чатов и форумов для совместного обсуждения текущих вопросов учащихся. Возможность использования таких видов обучения существует в образовательном портале САФУ, реализованном на платформе «Sakai».

Разрабатываемый учебный курс должен стать важной частью магистерской программы «Геоинформационные технологии», запущенной в университете в 2016 году. Содержание курса станет логическим продолжением и развитием тематики, рассматриваемой на таких дисциплинах как «Геоинформационные технологии», «ГИС-анализ и моделирование», «Технологии тематической обработки данных дистанционного зондирования» и других.

Образовательные материалы курса «Геопортальные технологии» могут быть использованы в качестве модулей в других магистерских программах САФУ или других вузов, где присутствует инженерная составляющая.

Разработка курса поддержана в рамках грантового конкурса для преподавателей магистратуры Благотворительного Фонда В. Потанина

Литература:

1. Алешко Р. А. Геопортальные технологии: учебное пособие / Р. А. Алешко, К. В. Шошина. — Казань: Издательство «Бук», 2017. — 54 с.: ил.

2. Алешко Р. А., Алексеева А. А., Шошина К. В., Богданов А. П., Гурьев А. Т. Разработка методики актуализация информации о лесном участке с использованием снимков со спутников и малых БПЛА // Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса. 2017. Т. 14. № 5. С. 87–102.

3. Алешко Р. А. Разработка методики автоматизированной обработки детальных аэроснимков с беспилотного летательного аппарата // Технические науки в России и за рубежом Материалы VII Международной научной конференции. 2017. С. 1–2.

Основные термины (генерируются автоматически): данные, обработка, пространственная информация, средство обучения.

Ключевые слова

разработка, учебный курс, геопортальные технологии

Похожие статьи

Основные визуальные способы представления и обработки...

учебная информация, учебный материал, обработка информации, возможность, визуальное мышление, визуальный способ представления, визуализация, средство, студент, математический анализ.

Использование информационных технологий в процессе обучения

Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации учебно-воспитательного процесса

на его возможностях точной регистрации фактов, хранения и передачи большого объема информации, группировки и статистической обработки данных.

Использование мультимедийных средств обучения в практике...

Под средствами обучения принято понимать объекты и предметы, созданные человеком и естественной природы, применяемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения...

Использование технических средств обучения на уроках русского...

Технические средства обучения (ТСО) — совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.

О применении информационных технологий в уроках информатики

Применение информационных технологий. − интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал

Выделяют восемь типов компьютерных средств, в пользуемых в обучении на основании их функционального назначения.

Метод получения пространственных данных, путем обработки...

Этапы получения пространственных данных: - добавление каждого кадра из видеофайла в список

Для обработки данных в ней применяются статистические методы, а также модели, построенные при помощи геометрии, физики и теории обучения.

Обзор существующих ГИС | Статья в журнале «Молодой ученый»

обработку информации с привлечением набора существующих средств, применяемых для решения данного класса задач; − вывод или представление данных в формах вывода согласно заданию без использования других систем.

Электронные средства обучения как компонент информатизации...

В этом случае электронное средство обучения выполняет рутинные операции по предъявлению заданий, выбору заданий, обработка результатов, последующее дифференцирование обучаемых.

Внедрение компьютерных технологий для анализа...

Он является универсальным техническим средством обработки любой информации, играет

В образовании информационную технологию обучения следует понимать как применение

Программа позволяет собирать статистические данные для выявления, как легких вопросов...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Основные визуальные способы представления и обработки...

учебная информация, учебный материал, обработка информации, возможность, визуальное мышление, визуальный способ представления, визуализация, средство, студент, математический анализ.

Использование информационных технологий в процессе обучения

Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации учебно-воспитательного процесса

на его возможностях точной регистрации фактов, хранения и передачи большого объема информации, группировки и статистической обработки данных.

Использование мультимедийных средств обучения в практике...

Под средствами обучения принято понимать объекты и предметы, созданные человеком и естественной природы, применяемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения...

Использование технических средств обучения на уроках русского...

Технические средства обучения (ТСО) — совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.

О применении информационных технологий в уроках информатики

Применение информационных технологий. − интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал

Выделяют восемь типов компьютерных средств, в пользуемых в обучении на основании их функционального назначения.

Метод получения пространственных данных, путем обработки...

Этапы получения пространственных данных: - добавление каждого кадра из видеофайла в список

Для обработки данных в ней применяются статистические методы, а также модели, построенные при помощи геометрии, физики и теории обучения.

Обзор существующих ГИС | Статья в журнале «Молодой ученый»

обработку информации с привлечением набора существующих средств, применяемых для решения данного класса задач; − вывод или представление данных в формах вывода согласно заданию без использования других систем.

Электронные средства обучения как компонент информатизации...

В этом случае электронное средство обучения выполняет рутинные операции по предъявлению заданий, выбору заданий, обработка результатов, последующее дифференцирование обучаемых.

Внедрение компьютерных технологий для анализа...

Он является универсальным техническим средством обработки любой информации, играет

В образовании информационную технологию обучения следует понимать как применение

Программа позволяет собирать статистические данные для выявления, как легких вопросов...

Задать вопрос